Трудовая инфекция
Мурат МАШКЕНОВ: Новый закон о профсоюзах - копия вертикали власти
Генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана (КТК) Мурат МАШКЕНОВ (на снимке) утверждает: многострадальный закон о профсоюзах, более двух лет широко обсуждавшийся в обществе, поставит профессиональные объединения на колени. По его словам, принимая этот закон, парламентарии проигнорировали многие предложения экспертов и консультантов.
- Мы участвовали в обсуждении проекта закона, внесли в мажилис наши предложения, но так как профсоюзы сегодня не имеют законодательной инициативы, нас просто проигнорировали, а документ был принят в том виде, какой выгоден и удобен власти, - говорит г-н Машкенов.
Он полностью согласен с тем, что деятельность трудовых объединений Казахстана уже давно вызывает массу нареканий у простых трудящихся. Они же видят, как их европейские коллеги в ходе акций протеста смело отстаивают свои права, добиваясь лучшей доли. В Казахстане нечто подобное - большая редкость, а эффект от деятельности профсоюзов практически нулевой.
- Все потому, что на крупных предприятиях нашей страны создаются так называемые карманные профсоюзы, которые пляшут под дудку работодателя, - комментирует ситуацию Машкенов. - То есть их существование - формальное, для галочки. И парламентарии, принимая новый профильный закон, ставили своей целью прекратить этот формализм. Но... перегнули палку. До принятия нового закона первичные профсоюзы были свободны в выборе объединения для усиления влияния на социальные процессы в стране, а теперь локальные организации обязаны входить в отраслевые, а те, в свою очередь, - в республиканские. То есть речь идет об элементарном подчинении трудящихся по классической вертикальной схеме власти. Все первичные ячейки теперь обязаны быть членами каких-то вышестоящих объединений, которые в результате должны войти в некую республиканскую структуру. Причем этой структуре профдвижения в законе посвящена целая глава. Утверждены даже правила функционирования действующих профсоюзов!
Но давайте вспомним: в свое время очень многие первичные организации вышли из состава Федерации профсоюзов Казахстана. И это не случайность: они были не согласны с политикой ее руководства. И вот теперь, когда многие из них состоялись и начали работать без всякого надсмотра, их понуждают вступать куда-то против их же воли! - недоумевает генсек КТК.
По его словам, теперь присвоение профсоюзу определенного статуса возможно только после того, как его учредители представят в регистрирующий орган данные о представленности в регионах, о количестве реальных членов. К примеру, для регистрации отраслевого профсоюза необходимо, чтобы он был представлен более чем в семи областях республики или объединял не менее половины всех работников данной отрасли в стране. Как полагает Мурат Машкенов, законодатели, видимо, забыли, что рынок труда - самый мобильный и непостоянный. Сегодня имярек работает, а завтра уже уволился - перешел на другую работу. Даже прежнее Министерство труда и соцзащиты населения, напоминает генсек КТК, никогда не могло назвать точную цифру официально работающих граждан страны - где уж профсоюзам знать такие нюансы? Тем более что членство в профсоюзах - дело сугубо добровольное.
- Вообще, удивительно, насколько в нашей стране государство не считается с мнением человека труда, - разводит руками Мурат Машкенов. - Ассамблея народа Казахстана имеет девять своих представителей в парламенте, а профсоюзы, которые представляют 5 миллионов наемных работников, - ни одного! Потому мы и получили такой закон, написанный для элиты тред-юнионов. Хотя вся профсоюзная структура создается не для того, чтобы кто-то красовался в парламенте или заседал в каких-то комиссиях, а чтобы простой работяга мог получить реальную поддержку и помощь! А что мы имеем? Ни о какой безопасности труда нет и речи, коллективные договора заключаются неохотно и не везде, работодатели относятся к профсоюзам как к вирусной инфекции.
Еще год назад Международная организация труда (МОТ) в своем меморандуме обращала внимание казахстанского правительства на недостатки проекта нового профсоюзного закона. В частности, генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов (МКП, объединяет более 176 миллионов членов из 161 страны) Шерон БАРРОУ в своем письме в мажилис и Минтруда отмечала:
“В рамках работы и процедур МОТ и МКП данное несоответствие (понуждение к объединению. - А.А.) может быть донесено до надзорных органов МОТ, которым МКП представляет информацию о нарушении трудовых прав в мире. Таким образом, национальное законодательство Казахстана, если будет принято с подобными несоответствиями, будет признано нарушающим международные обязательства страны, что может привести к репутационным потерям как для страны, так и для ее профсоюзного движения”.
- Ратификация любого международного документа обязывает страну строго соблюдать ее положения, - говорит г-н Машкенов. - 87-я и 98-я конвенции МОТ, принятые в 1948 и 1949 годах, гласят о свободе объединения рабочего класса и невмешательстве в дела профсоюзов административного аппарата. О том, что некоторые статьи закона противоречат положениям двух конвенций МОТ, ратифицированных нашей республикой в начале 2000-х, еще в феврале этого года правозащитник Евгений ЖОВТИС письменно проинформировал депутата мажилиса Айгуль СОЛОВЬЕВУ.
Но, увы, казахстанские парламентарии не вняли этим сигналам.
- Симптоматично, что в своем недавнем интервью глава Федерации профсоюзов Казахстана Абельгази КУСАИНОВ упомянул в качестве социального партнера государства только свое объединение, хотя существуем и мы, и Конфедерация свободных профсоюзов, - замечает по этому поводу г-н Машкенов. - Так вот, модернизировать профсоюзы нужно не законом, а с помощью переговорного процесса. А когда есть только одно мнение “партнер - федерация профсоюзов”, дискуссии не нужны, государству “договариваться” проще. Но можно ли назвать такой договор полезным для страны, для ее трудящихся? Я в этом очень сильно сомневаюсь...
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира Третьякова, Алматы