1717

Кто платит деньги, а кто заказывает музыку по программе “Доступное жилье-2020”?

Для чего объединились известные журналисты и вкладчики Жилстройсбербанка?

Жилстройсбербанк Казахстана в прямом смысле этого слова вышел к народу с предложением: “Если есть проблемы, то давайте решать их вместе”. А чтобы не было разговоров о том, что создание общественного совета при банке, который призван решать проблемы вкладчиков простой пиар-ход, в него пригласили не только самих вкладчиков, но и журналистов, которые прежде, прямо скажем, сию финансовую структуру в своих публичных выступлениях не жаловали.

Участие в составе общественного совета ЖССБК не изменит их позицию: чтобы не быть аффилированными с банком, все представители совета заранее, так сказать, на берегу, отказались от участия в любых программах банка, тем самым обозначив свою полную независимость и подчеркнув, что будут объективны в каждом конкретном случае.
- Не буду скрывать, что в своих программах мы неоднократно критиковали Жилстройсбербанк Казахстана, - говорит Сергей ПОНОМАРЕВ, ведущий программы “Портрет недели” на телеканале КТК. - Став членом общественного совета, я не встал на сторону банка. Я вошел в него, чтобы помочь людям. Вот главная моя мысль. Помочь людям и быть посредником между банком и людьми. Помочь людям получить действительно доступное жилье. И уже сейчас, хотя с момента создания совета прошло немного времени, меня находят вкладчики этого банка и просят помочь решить вопросы, которые связаны с получением жилья по направлениям ЖССБК.
ЖССБК - это очень массивный государственный банк, который пошел навстречу людям. Создан общественный совет, и это, по сути, прецедент. Теперь информация от вкладчиков и клиентов будет быстрее доходить до руководства, потому что появилась общественная приемная. Хорошо и то, что общественности будет известно: что пришло к банку, то вернется к людям. То есть будет обратная связь.
Прежде чем начать работу в общественном совете, мы общались с юристами, руководителями департаментов банка, для того чтобы понять его структуру, его назначение, его цели и его работу. Наибольшую критику вызывает программа “Доступное жилье”. И мы увидели, что банк принимает сбережения и, как подойдет время, выдает кредиты под самые низкие в стране проценты. Заказчиком строительства выступает акимат. То есть банк - финансовый оператор, он не строитель. Мы выяснили, что в банке есть люди, которые контролируют ход строительства, наблюдают, но повлиять на сроки, на качество они не могут. И этот вопрос, вопрос контро­ля за подрядчиками, мы тоже будем решать.
Не только согласен с господином Пономаревым, но и пошел дальше бывший вкладчик Жилстройсбербанка Айнур БАЙСАКАЛОВ. Уже получив жилье, он столкнулся с целым рядом проблем, в решении которых, как он считает, также должен принимать участие банк. Тогда, по его мнению, люди будут получать именно то жилье, на которое копили, а не то, что сдаст подрядчик-застройщик, использовав при строительстве второ- и третьесортные материалы.
- Как только меня пригласили участвовать в работе общественного совета, я сразу сказал, что если все это так просто, для галочки, то я отказываюсь в этом участвовать, - говорит Айнур Байсакалов. - Но меня уверили, что в ближайшем будущем совет будет наделен юридической силой. Очень важно, чтобы представители банка пусть, конечно, не в госприемке участвовали, не при вводе в эксплуатацию, но хотя бы элементарно, если есть какие-то нарушения стандартов со стороны застройщика, имели право обязывать застройщика устранять недостатки. То есть, принимая решение участвовать или не участвовать в совете, я руководствовался тем, что попробовать надо, а там дальше видно будет. Важно, чтобы этот совет стал представителем всех тех, кто является вкладчиками и покупает жилье по этой программе. И если так будет, то мы просто станем подавать иски в суд от имени всех наших сотен тысяч вкладчиков. Было бы, конечно, неплохо, если бы совет мог приглашать на встречи юристов, представителей строительных компаний.
И, повторюсь, самое важное, чтобы банк мог влиять напрямую на застройщиков, так как берет в залог наше имущество. А значит, нужно, чтобы он имел полномочия следить за его качеством и состоянием. Чтобы банк мог сказать конкретно застройщику: “Пока вы не устраните все недостатки, допущенные при строительстве, мы эти квартиры в залог брать не будем”. Это бы в первую очередь соответствовало интересам банка. Тем более что для тех людей, которые приобретают жилье по этой программе, это, может быть, последний шанс в жизни. Ведь если бы они были достаточно обеспечены, они бы купили жилье без всяких программ.
В том, что совет будет работать, не сомневается и председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы МАТАЕВ, также вошедший в его ряды. В прежние годы уже сталкиваясь с проблемами получения жилья малообеспеченными слоями населения, он уверен, что вкладчикам и банку будет теперь гораздо проще найти общий язык и решить все возникающие вопросы.
- Моя цель как председателя общественного совета состоит в том, чтобы максимально большее количество вкладчиков, простых граждан, смогли стать участниками этой программы “Доступное жилье”, - говорит Сейтказы Матаев. - Я сам в течение нескольких лет был членом жилищной комиссии при акимате города Алматы и знаю ситуацию изнутри. Потому что мы принимали решения по молодым семьям, по одиноким матерям, чтобы они могли участвовать.
Идея общественного совета появилась еще осенью. Я тогда предложил, чтобы в него пригласили журналистов, которые не аффилированы с властью. Практически в совете нет людей, которые представляют власть и какие-то госструктуры. Второе - мы сказали, что давайте введем в совет и вкладчиков. И теперь мы ситуацию знаем со всех сторон, в том числе и с точки зрения непосредственно вкладчиков. И уже на первом заседании они ставили ряд острых вопросов. Вы­ясняется, что да, государство вкладывает деньги, но все проблемы возникают на этапах строительства и его завершения. То есть проблем с финансированием, с тем, за что отвечает банк, не возникает. А влиять на застройщика банк не может, потому что не имеет для этого законных рычагов. Потому что банк заключает договор только с вкладчиками. А с застройщиками заключает договор акимат, и ЖССБК как партнера в этом договоре нет.
Я уже имею опыт работы в общественных советах. Являюсь членом общественного совета при министре внутренних дел. Но здесь ситуация намного сложнее. Тут мы не будем представлять руководство ЖССБК, совет директоров или правление. Я, когда было первое заседание, сказал, что мы будем в интересах вкладчиков работать. Потому что на данный момент около 300 тысяч вкладчиков. В ЖССБК люди обращаются как к последней надежде. Все остальные банки коммерческие - у них очень большие проценты. В ЖССБК идут люди среднего и ниже среднего достатка, которые не имеют собственного жилья и все-таки через какое-то время могут получить его. И мы, общественный совет, в первую очередь рассматриваем свое участие именно в этом. Потому что, что уж там скрывать, ЖССБК при прежнем руководстве был постоянно замечен в каких-то скандалах. Бывшее руководство за счет программы “Доступное жилье” пыталось само получить квартиры. Сейчас я могу уверенно сказать, что такого не будет и мы будем это контролировать. При этом мы сразу заявили о том, что сами не будем клиентами ЖССБК, не будем их вкладчиками. Дело в том, что если мы станем вкладчиками, то будем аффилированы с банком. Думаю, что при соблюдении этих условий у членов совета проблем с контролем не будет.
Еще одна проблема заключается в том, что банк называется Жилстройсбербанк Казахстана, хотя строительством сам не занимается. По поводу качества строительства и его срокам чаще всего и возникают трения. И поэтому мы готовы стараться помочь вкладчикам решать вопросы в первую очередь с акиматами, которые принимают решения о строительстве. Второе - работать с застройщиками. Потому что качество жилья по программе “Доступное жилье” оставляет желать лучшего. Люди вкладывают деньги, ждут годами, а в конце концов приходят, насколько я знаю, и вместо положенного ламината, к примеру, видят линолеум, ну и прочие несоответствия. Поэтому я говорю, что мы со всех сторон готовы процесс контролировать, и будем это делать. У общественного совета есть полномочия обращаться в государственные органы, обращаться в акиматы, к застройщикам. Ну, наверное, придется и в регионы выезжать, потому что все проблемы в регионах в основном. Действительность показывает, что в Алматы и Астане практически нет проблем, за редким исключением.

Мира КАРИМОВА

P.S. В самом Жилстройсбербанке также ждут перемен. Финансисты надеются, что разъяснительная работа, которую, в том числе и через СМИ, будут проводить члены общественного совета, позволит людям понять не только суть направлений программ, с которыми работает банк, но и то, кто конкретно и за что отвечает в процессе их реализации.
- Здесь нужно понять вот что, - объясняет журналист Сергей Пономарев. - Я, к примеру, беру в банке кредит на машину, покупаю ее, а на следующий день она ломается. Скажите, к кому я должен в этом случае иметь претензии? Вряд ли к банку. Скорее к автосалону, который продал мне неисправную машину. Такая же ситуация и с квартирами. За качество должны отвечать подрядчик и акиматы, которые подписывают договоры и строят. А банк - всего лишь финансовый оператор, который принимает сберегательные займы, а затем кредитует своих клиентов.

Поделиться
Класснуть