2894

Новый Шёлковый путь молодых

Участницы форума - будущие специалисты морской отрасли.

В конце минувшей недели в Алматы прошел I молодежный форум транспортников KAZLOGISTICS, организованный Союзом транспортников Казахстана KAZLOGISTICS и АО “НК “Казахстан темир жолы” (КТЖ). Он стал единой площадкой, на которой смогли обсудить существующие проблемы подготовки кадров транспортно-логистической отрасли потенциальные работодатели,представители вузов и сами студенты.

Со всего Казахстана на форум съехались представители различных предприятий и учебных заведений, работающих в этой сфере. Конечно, говорили в первую очередь о том, как правильно выстроить отношения между работодателями и теми, кто готовит будущих транспортников. Сейчас, когда мир так стремительно меняется, становятся другими и стандарты, которые предъявляются к образованию. Будущие специалисты должны быть максимально эффективными - это диктуют современные реалии.
- Без молодежи невозможно будущее, это аксиома, о которой нельзя забывать особенно сейчас, когда наша отрасль так бурно развивается, - заметил заместитель председателя Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS, советник президента АО “НК “Казахстан темир жолы” Юрий ЛАВРИНЕНКО (на снимке). - Сейчас у Казахстана есть исторический шанс занять свою нишу в транспортной системе, связующей Восток и Запад. С одной стороны у нас - Китай и бурно развивающиеся страны Тихоокеанского региона, с другой - Европа, куда тоже возвращается множество производств. В связи с этим возникли все предпосылки, чтобы возродить именно наземный транспортный путь, по которому будут идти товары из этих стран. Он сейчас оказался очень востребованным, и многие производители предпочитают именно этот вид транспорта даже более дешевому морскому. В свое время эту тенденцию очень четко уловил наш президент и поручил КТЖ возглавить работу, которая позволит Казахстану стать новым Шелковыми путем. Делать это нужно, учитывая опыт ведущих логистических компаний мира, которые уже развили разветвленные транспортные сети и сейчас занимаются мультимодальными перевозками. Мы тоже пытаемся сделать что-то подобное в нашей стране. При “Казахстан темир жолы “ создана логистическая компания, которой перешли активы порта Актау, крупных аэропортов страны и специальной экономической зоны “Хоргос - Восточные ворота”. У КТЖ появились новые возможности по созданию логистических продуктов: если раньше они могли предложить только перевозку по железной дороге, то сейчас в их распоряжении вода, воздух, автомобильный транспорт - главное, связать их воедино и предложить новый логистический продукт клиенту.
Как заметил господин Лавриненко, возможности, которые сейчас появляются в этой отрасли, требуют и наличия квалифицированных специалистов новой формации. Но пока в транспортно-логистической отрасли страны существует проблема подготовки кадров, и обусловлена она в первую очередь неспособностью системы образования соответствовать тем требованиям, которые предъявляют к ней работодатели. И неважно, государство это или бизнес. Сложившаяся ситуация приводит к нарушению баланса между спросом и предложением на трудовом рынке. К тому же те специалисты профессионально-технического профиля, которых сегодня выпускают наши колледжи, изначально недостаточно квалифицированны. Понятно, что давно пора создавать новые направления специальностей, которые нужны транспортной сфере, пересматривать требования к ним. Именно поэтому так важно донести до представителей учебных заведений информацию о том, в каких специалистах сегодня нуждается транспортно-логистическая отрасль. А сами студенты должны заранее выбирать, по какому пути им двигаться дальше. Тем более что и представители вузов, готовящих будущих транспортников, говорили об этой проблеме.
- Я надеюсь, что благодаря этому форуму произойдет сдвиг в отношениях между работодателями и учебными заведениями, которым, к сожалению, сейчас уделяется не так много внимания, - перед началом форума рассказал о своих ожиданиях декан Казахстанской морской академии КБТУ Дмитрий КОВТУНЕНКО (на снимке). - Сейчас в этой области есть проблемы, решить которые можно лишь в том случае, если будущие работодатели студентов-транспортников будут заранее озвучивать свои ожидания, говорить о том, какие именно специалисты им нужны. Сейчас в Казахстане ощущается острая нехватка средних профессиональных кадров, обученных по последним стандартам. В морской отрасли существует огромная брешь между высшим командным составом и простыми работниками, находящимися на нижнем уровне, и на данный момент эта проблема практически не решается. Учебные заведения смогут сделать что-то, чтобы изменить ситуацию, только совместно с представителями морской отрасли. Поэтому подобные форумы очень нужны, на них могут пообщаться представители компаний и наши студенты, которые завтра придут к ним работать.
С первых же минут своей работы форум стал практической площадкой для молодых транспортников. Они могли поучаствовать в мастер-классах, организованных потенциальными работодателями, где студентам попытались объяснить, какие именно навыки и знания позволят им плодотворно и успешно работать в дальнейшем. Тренинг для молодых специалистов провел генеральный директор ТОО “Globalink Logistic Group”, один из известных специалистов в сфере логистики и перевозок Сиддик ХАН. Желающие могли поучаствовать в обучающих семинарах на темы: “Современные технологии поиска работы и построения карьеры в Казахстане” и “Развитие лидерских навыков”. И самое главное: на протяжении всего форума проходила ярмарка вакансий. На выставке компаний транспортного сектора свои стенды представили АО “НК “КТЖ”, АО “Кедентранссервис”, АО “Казтранссервис”, компания “Globalink”, СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота”, АО “Эйр-Астана”, ДБ АО “Сбербанк”, ТОО “Исткомтранс”. Возле них постоянно толпились студенты, и кому-то из них наверняка посчастливилось в тот день найти работу.
 Одним из самых интересных событий форума стала битва бизнес-идей. Это соревнование между университетами на заданную тему “Менеджмент логистических инфраструктурных объектов Казахстана и внедрение Supply Chain Management”. Создатели конкурса надеялись, что кто-то из молодых транспортников предложит эффективные решения для развития транспортной инфраструктуры и логистики в Казахстане. Выступления оценивались по 10-балльной шкале по нескольким критериям: маркетинговое решение, стратегическое планирование, новизна, качество презентации, ораторское искусство выступающих и практичность проекта. Один из них “Перспективы развития регионального авиахаба на базе аэропортов городов Алматы, Астаны, Атырау, Актау” представил студент Академии гражданской авиации Анатолий ГОРЯЧЕВ (на снимке).
- Честно говоря, то, что мы собираемся предложить, может вызвать некоторое удивление у публики, - перед началом конкурса признался молодой человек. - Цифры, которые я озвучу, могут показаться кому-то фантастическими. Но я уверен: если сейчас мы начнем уделять серьезное внимание транспортной сфере и по-другому посмотрим на гражданскую авиацию, перспективы, о которых мы говорим, станут реальными. Мы получим аэропорты с пассажиропотоком 20-30 миллионов человек в год, они превратятся в настоящие международные гавани, транзитные пункты, связывающие Европу и Азию. Воплотить амбициозные, подобные нашему, проекты в жизнь смогут только люди, которые по-настоящему любят авиацию и транспортную отрасль в целом, а не просто те, кто пришел сюда работать. Будущее за молодыми, мы генераторы идей, и очень отрадно, что заслуженные профессионалы нашей отрасли хотят знать о наших идеях.
Кроме будущих авиаторов свои проекты представили и другие вузы. Например, студенты Казахстанско-Британского технического университета предложили план развития порта Актау, будущие железнодорожники из Казахской академии транспорта и коммуникаций им. Тынышпаева рассказали, как сделать еще более эффективной работу специальной экономической зоны “Хоргос”, а студенты Казахстанско-Немецкого университета просчитали перспективы развития международных автомобильных перевозок на маршруте Западная Европа - Западный Китай.
- Студента нужно постоянно ориентировать, чтобы на пятом курсе он уже четко понимал, по какой именно специализации хочет работать, - подвел итоги первого молодежного форума генеральный директор Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Ерхат ИСКАЛИЕВ (на снимке). - Работа между учебными заведениями и работодателями должна постоянно координироваться и корректироваться. Например, сейчас КТЖ строит новые терминалы по всему Казахстану, это значит, что в данный момент отрасли нужны специалисты терминальной обработки, которых практически нет. Начинают формироваться мультимодальные перевозки, в которых задействованы разные виды транспорта - ощущается нехватка и логистов, которые могли бы работать в этой сфере. Даже есть идея по созданию специального вуза, который будет готовить таких специалистов. Очень большой спрос на профессионалов в сфере авиации. Я считаю, что можно заранее прогнозировать, какие кадры понадобятся стране в ближайшее время, и в зависимости от этого корректировать подготовку студентов. На форуме состоялся диалог на эту тему, он показал, в каких сферах есть проблемы. Теперь мы вместе попытаемся их решить. Члены Союза транспортников Казахстана - это крупные работодатели, сегодня мы напрямую попытались объяснить тем, кто вскоре придет к нам устраиваться, какие специалисты нам нужны. Донести это - наша основная цель. Как говорится, вода камень точит. Надеюсь, что так, шаг за шагом, мы сможем решить кадровую проблему, существующую в транспортно-логистической сфере, и обеспечить рабочими местами вчерашних студентов. Конечно, это не последний форум, думаю, что он покажет свою эффективность и станет регулярным.

Ольга СТЕПАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть