1425

...И никакой политики!


Накануне подписания договора о Евразийском экономическом союзе Россия, Казахстан и Белоруссия урегулировали все основные положения будущего сотрудничества

В период разработки и согласования документов ЕАЭС журналисты чаще всего задавали два основных вопроса: не станет ли данный союз шагом на пути к возрождению СССР и как будет обеспечиваться равноправие стран - участниц ЕАЭС в решении общих вопросов?
Здесь нужно вспомнить, что еще 24 декабря 2013 года, выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве, президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ четко заявил по этому поводу: “Политический суверенитет в нашем интеграционном объединении незыблем, и это аксиома. Экономическая интеграция позволяет укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой через развитие экономики”. Глава государства неоднократно подчеркивал, что данное объединение носит чисто экономический характер, но никак не политический и Казахстан никогда не пойдет на какое-либо ущемление национальных интересов. На Евразийском медиафоруме 25 апреля 2013 года Нурсултан Абишевич высказался вполне определенно: “Если какие-то объединения будут ущемлять независимость страны, нашу Конституцию, мы немедленно оставим эту организацию и выйдем из нее”. Этой принципиальной позиции Казахстан строго придерживался в период подготовки к подписанию договора о ЕАЭС. На днях первый заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан САГИНТАЕВ в интервью информационному агентству Интерфакс-Казахстан подчеркнул, что “в ходе переговорного процесса мы последовательно отстаиваем позицию о недопустимости политизации интеграционного объединения и обсуждения в его рамках вопросов, затрагивающих национальные компетенции и государственный суверенитет”. Партнерами из России и Белоруссии на начальном этапе переговоров поднимались вопросы о включении в проект договора Межпарламентской ассамблеи, проведении согласованной внешней политики, норм о сотрудничестве сторон в неэкономических сферах - по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным и административным делам, пересечения государственных границ, противодействия нелегальной миграции. Как сообщил Бакытжан Сагинтаев, все вышеперечисленное по требованию казахстанской стороны сегодня уже исключено из договора и прежде всего потому, что все эти вопросы урегулированы в формате многосторонних соглашений в рамках СНГ и ОДКБ, а также в рамках двусторонних соглашений между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Также вице-премьер отметил, что в статье 1 институциональной части проекта договора о ЕАЭС “Учреждение ЕАЭС. Правосубъектность” заложено четкое определение союза как “международной организации региональной экономической интеграции”, что полностью исключает политическую направленность этого объединения.
Что касается равноправия стран-участниц при принятии решений, оно будет обеспечено всей системой управления ЕАЭС. Наглядно увидеть, как будут строиться органы управления ЕАЭС, позволяет иллюстрация, приведенная ниже. Бакытжан Сагинтаев пояснил, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) на сегодня находится в Москве, месторасположение суда ЕАЭС будет определено 29 мая при подписании договора о Евразийском экономическом союзе. Кроме того, на данный момент открытым остается вопрос создания наднационального органа по регулированию финансового рынка государств - членов Евразийского экономического союза. В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 9 декабря 2010 года месторасположение данного наднационального органа определено в Республике Казахстан. Если говорить о ЕЭК, то она состоит из двух уровней - Совета комиссии и Коллегии комиссии. Совет комиссии представлен тремя курирующими заместителями премьер-министров государств - участниц союза. А в коллегию входят по три представителя каждой из стран “тройки”. Для совершения международного правосудия в рамках Евразийского экономического союза создается постоянно действующий судебный орган - суд союза. Он создается из равного количества судей, направляемых каждым из государств-членов. Правовой статус суда, судей и сотрудников определяется приложением к договору о Евразийском экономическом союзе. Суд призван обеспечивать единообразное применение государствами - членами союза и органами союза договора о ЕАЭС и других международных договоров, решений органов союза. Суд будет рассматривать споры по заявлению государства - члена союза или Евразийской экономической комиссии о соответствии международного договора союза или его отдельных положений договору, решений комиссии, об оспаривании действия (бездействия) комиссии. Этот суд не будет рассматривать дела имущественного характера, не будет назначать выплаты за нанесенный ущерб. Он только будет устанавливать факт нарушения положений международного договора или противоречие решений Евразийской экономической комиссии заключенным международным договорам. Для рассмотрения конкретных споров о конкуренции, применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, промышленных субсидий судья суда союза будет привлекать независимых экспертов, рекомендуемых государствами-членами, в том числе из числа граждан третьих стран. Эти эксперты не будут представителями государственных органов или национальных компаний. Это независимые специалисты - ученые, экономисты, практики, международные эксперты, арбитры и третейские судьи.
Что касается структурных под­разделений как комиссии, так и суда союза, то в договоре предус­матривается, что долж­ности директоров и заместителей директоров будут занимать представители сторон с учетом соблюдения принципа их равной представленности (паритетнос­ти). Остальные сотрудники будут отбираться и назначаться пропорционально долевому участию сторон в финансировании этих органов. Все эти меры призваны обеспечить паритетное представительство стран-участниц в органах управления ЕАЭС.

Марина АЛЁШИНА, Астана

Поделиться
Класснуть