Магистрали сверяют часы
В Астане прошло 60-е заседание Совета по железнодорожному транспорту стран - участниц Содружества Независимых Государств, Ирана, Финляндии и Болгарии. На юбилейной встрече стороны обсудили более десяти вопросов, касающихся бесперебойной работы железнодорожного транспорта, свободного движения пассажирских и грузовых поездов, тарифной политики и другого.
Это масштабное мероприятие проходило в очень плотном режиме - с утра до вечера в течение двух дней. Еще бы, ведь вопросы повестки заседания стояли немаловажные, и от их решения зависит дальнейшее развитие важнейшей отрасли экономики любого государства - железнодорожной. Совет, образованный в феврале 1992 года, не дал экономикам бывших союзных республик загнуться, а способствовал их развитию. Он стал традиционной площадкой для общения железнодорожных компаний из разных стран мира, позволяющей решать вопросы увеличения грузопотоков, развития инфраструктуры, скорости доставки товаров в международном сообщении.
В торжественном открытии заседания принял участие премьер-министр Казахстана Карим МАСИМОВ, который обратился к участникам заседания с приветственным словом от имени президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА.
- Проведение в Казахстане 60-го, юбилейного, заседания Совета по железнодорожному транспорту, объединяющего страны СНГ и Балтии, - знаковое событие в развитии общего железнодорожного пространства. Мы имеем естественное конкурентное преимущество в качестве торгового моста между Востоком и Западом, Европой и Азией. Учитывая направление товаропотоков на Евразийском континенте и географическое расположение наших государств, мной была выдвинута идея превращения Казахстана в крупный деловой и транзитный хаб, - отметил от имени президента Карим Масимов.
Глава государства пожелал участникам заседания плодотворной работы, конструктивного обмена мнениями по вопросам развития железнодорожной отрасли, выразил уверенность, что работа cовета придаст дополнительный импульс развитию международной транспортно-логистической системы.
В свою очередь, председатель Совета по железнодорожному транспорту Владимир ЯКУНИН, открывая заседание, отметил важность партнерства железнодорожных администраций стран СНГ.
- Для нас является большой честью, что главы СНГ всегда поддерживали совет в его работе. На каждом заседании вы участвовали и приглашали нас на встречи с руководством принимающих стран. Я хочу еще раз подчеркнуть значение той интеграции, единого пространства, которое мы называем “1520”, с точки зрения обеспечения наших торговых, экономических и социальных связей. В этой связи для меня как председателя Совета по железнодорожному транспорту является огромной честью ваше присутствие, - обратился к участникам совета Владимир Якунин.
Он подчеркнул особую роль железнодорожного транспорта на всем пространстве “1520”. Единое пространство, добавил Якунин, многократно усиливает потенциал отдельно взятой железной дороги, возможности по развитию дорог и экономики в целом. А это, в свою очередь, достижимо благодаря совершенствованию инфраструктуры железнодорожного транзита, единым нормативным, технологическим и техническим принципам построения современной железной дороги.
Говоря о важности развития железнодорожной отрасли, председатель Совета по железнодорожному транспорту отметил, что чрезвычайно важным сегодня является согласованная тарифная политика, а также беспрепятственное движение контейнерных поездов. Транзитные контейнеры, по словам Якунина, вообще не должны подвергаться таможенным досмотрам, что позволит обеспечить преимущественное положение в конкуренции с глубоководным морским транспортом. Действительно, Казахстану, не имеющему выхода к морю, выиграть такую конкуренцию - одна из основных задач. Груз по железной дороге, к примеру, из Китая в Европу будет доставлен на семь дней раньше, чем по морю, что чрезвычайно важно для бизнеса.
Значимость международного сообщества колеи “1520” отметил также президент АО “НК “Казахстан темир жолы” Аскар МАМИН.
- Приятно отметить, что такое значимое событие проходит в Казахстане уже в пятый раз. За годы своей деятельности совет стал основной площадкой для решения вопросов обеспечения бесперебойной и качественной работы железнодорожного транспорта колеи “1520”. В перспективе мы должны продолжить работу по повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта, акцентируя внимание на базовых вопросах. Тем самым будет обеспечена устойчивая транспортная основа. Юбилейное заседание придаст импульс и откроет новые горизонты развития общего железнодорожного пространства, - сообщил Аскар Мамин.
Работа совета, продолжил он, позволила сохранить не только технологически единое железнодорожное пространство стран, но и наработать опыт проведения и реализации согласованной политики в области развития общего железнодорожного пространства.
- Казахстан - динамично развивающаяся часть Азиатского региона. В рамках проекта “Казахстан - Новый Шелковый путь”, инициированного главой государства Нурсултаном Назарбаевым, реализуется комплекс мер по развитию транзитного сообщения. Для этого Казахстан реализует масштабные проекты по модернизации и развитию транспортно-логистического комплекса, - отметил Аскар Узакпаевич.
За годы независимости Казахстана построены и вводятся в эксплуатацию уже в этом году железнодорожные линии общей протяженностью более 2,5 тысячи километров. Проводится модернизация портовой инфраструктуры, внутри и за пределами формируется сеть транспортно-логистических центров, терминалов, и национальная компания КТЖ определена транспортно-логистическим оператором проекта. Для формирования Казахстана как крупнейшего делового транзитного логистического центра в нашем регионе проводится работа для создания условий, включающих упрощение таможенных процедур, устранение административных барьеров, формирование соответствующей правовой базы международных перевозок, - добавил Аскар Мамин.
Участники совета отметили, что АО “НК “КТЖ” является для них стратегическим партнером. В частности, с ОАО “Грузинская железная дорога”, как заявил ее генеральный директор Мамука БАХТАДЗЕ, за последние три года грузооборот достиг 12 миллионов тонн.
- Природа железнодорожных перевозок такова, что без эффективной координации мы не сможем улучшить характеристики работы наших железнодорожных администраций. Соответственно, все это делается на взаимовыгодных условиях, - заметил глава “Грузинской железной дороги”. - Как вы знаете, Грузия сейчас реализует проект на Турцию - строительство железной дороги. Казахстан является участником этого коридора. Мы заканчиваем проект в следующем году, и это поможет нам совместно с Казахстаном реализовать проект “Силк вэй” - контейнерные перевозки по территории Китая в Европу. Мы думаем, что в ближайшие годы сможем как минимум удвоить грузооборот между странами - участницами коридора.
В рамках 60-го заседания Совета по железнодорожному транспорту руководители ж/д-администраций также провели встречи в двустороннем формате, ознакомились с объектами железнодорожного транспорта, историей и культурой Казахстана и посетили достопримечательности Астаны.
Лэйла БАСАРОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Сергея Астрелина, Астана