5931

Пассажирские перевозки - на рельсы электронных продаж

Купить железнодорожный билет, не выходя из дома или офиса, теперь стало реальностью.  АО “Национальная компания “Казахстан темир жолы” (АО “НК “КТЖ”) внедрило в ряде городов технологию электронных продаж, обеспечивающую экономию времени и максимальное удобство для пассажиров.

Если у вас есть выход в Интернет и принтер, то вы можете забыть о необходимости ехать в железнодорожную кассу, стоять в очереди и рассчитываться наличкой. Новый сервис доступен для пользователей домашних, офис­ных стационарных и портативных компьютеров, а также мобильных телефонов, имеющих выход в Сеть. Процедура аналогична покупке авиабилетов через Интернет.
Так называемый хоум-формат, разработанный в соответствии с мировой практикой, позволяет человеку выбрать на портале компании нужное железнодорожное сообщение, место в вагоне, приобрести билет, распечатать его и отправиться на перрон.
В момент посадки проводник зарегистрирует пассажира при помощи мобильного терминала. Форма электронного билета защищена штрихкодом, поэтому пассажир может не беспокоиться, что распечатанный билет по какой-то причине не примет проводник. Важно, что разработанный АО “НК “КТЖ” электронный формат билета соответствует налоговому законодательству Казахстана.
Все сведения о покупке билета сохраняются в электронной базе данных, поэтому, даже если билет будет утерян, пассажир сможет подтвердить его покупку, чтобы, например, получить командировочные от работодателя. Однако при посадке распечатанный билет необходимо иметь при себе во избежание конфликтных ситуаций с проводником.
Оплатить электронный билет можно с помощью банковской карты. В будущем АО “НК “КТЖ” планирует обеспечить возможность оплаты с помощью электронных денег. Новый проект реализуется пока в пяти городах: Алматы, Астане, Актобе, Уральске и Атырау, по четырем направлениям: Алматы - Астана, Уральск - Астана, Атырау - Алматы и Актобе - Астана. В мае электронные продажи билетов будут обеспечивать два международных сообщения: Астана - Москва и Караганда - Новосибирск. Соответствующая договоренность уже подписана с АО “Российские железные дороги”. К слову, разработанная форма электронных билетов соответствует требованиям Международного союза железнодорожных администраций.
Как отметил руководитель филиала “Дирекция информационных технологий АО “НК “КТЖ” Сергей НИКИТЕНКО, новый проект по приобретению железнодорожных билетов через Интернет будет способствовать вхождению Казахстана в 30 развитых стран мира. Проект реализуется АО “НК “Казахстан темир жолы”, АО “Пассажирские перевозки” и филиалом национальной компании “Дирекция информационных технологий” согласно посланию президента страны и государственной программе “Информационный Казахстан-2020”. Доля продаж в электронном формате к 2017 году должна достичь 40 процентов и 100 процентов к 2020 году.
Традиционные продажи через железнодорожные кассы будут работать по-прежнему. Однако с началом электронных продаж при обращении в кассы АО “Пассажирские перевозки” пассажир будет получать на руки не привычный бланк, а фискальный билет, внешне напоминающий чек о транзакции через платежный терминал.
Новая печатная форма билета, созданная на термоленте, более читабельна и защищена от подделок. В этом проездном документе отражаются все параметры поездки: номер и направление маршрута, номер поезда, а также вагона и посадочного места. Эта же информация в момент покупки попадает в электронные регистраторы проводников.
При посадке в поезд пассажир предъявляет фискальный билет и удостоверение личности, которые регистрирует проводник. В 2015 году АО “НК “КТЖ” планирует полностью заменить старые образцы билетов на новые.

Лэйла БАСАРОВА, фото Сергея ВОЛОШИНА, Астана

Поделиться
Класснуть