4487

Городок наш - О-ГО-ГО!

Акимат Восточно-Казахстанской области в Усть-Каменогорске.

Нью-Йорк. Лондон. Москва... Усть-Каменогорск! Крупнейший город Восточного Казахстана по замыслу Минрегионразвития может встать в один ряд с мегаполисами, получив статус агломерации. Как будет строиться "Нью-Каменогорск" и за счет чего инициаторы этого амбициозного проекта собираются получить на востоке страны "Нью-Васюки" - попытался выяснить наш корреспондент.

В Казахстане должны создаваться агломерации, начать необходимо с крупнейших населенных пунктов - Алматы, Астаны, Шымкента и Актобе, заявил Нурсултан НАЗАРБАЕВ в недавнем послании народу страны.
А буквально через несколько дней после выступления президента в Министерстве регионального развития, проявив довольно смелую инициативу, список будущих казахстанских нью-йорков и лондонов заметно расширили.
- Агломерациями станут в дополнение к названным городам Усть-Каменогорск и Караганда, - сообщил министр регионального развития Болат ЖАМИШЕВ (на снимке).
Чем обернется превращение в агломерацию для провинциального Усть-Каменогорска?
- Усть-Каменогорск в связке с Семеем обладает большим потенциалом стать урбанистическим центром, - ответил на наш запрос Болат Жамишев. - У областного центра будет ярко выраженная промышленная направленность (напомню: алматинская агломерация станет финансовым центром страны с бизнес-направленностью, а Астана - городом-университетом с упором на образование и технические новации. - Е. Ф.). Собственно, промышленная специализация города может привлечь людские ресурсы только в том случае, если гарантирован существенный рост заработков. Создание агломерации этому поспособствует.
ак признался глава Минрегионразвития газете "Время", мы видим некоторые сложности для создания агломерации в Усть-Каменогорске - отток населения, ограниченная плотность населения, слабое развитие сервисного сектора, ограниченная инвестиционная привлекательность. Коэффициент развитости для Усть-Каменогорска, согласно расчетам, равен 0,42, в то время как для Актобе данный коэффициент равен 0,97, для Шымкента - 7,4, а для Алматы - 13,0. Таким образом, в ближайшие годы необходимо очень серьезно работать над инфраструктурой города, чтобы соответствовать необходимым показателям для агломерации.
- Болат Бидахметович, но ведь уже сейчас у нас нечем дышать! Не получится ли так, что усть-каменогорская агломерация станет городом без горожан?
- Для таких “старых” промышленных центров, как Усть-Каменогорск, единственным выходом из этой ситуации является вынос промышленных мощностей за пределы центральной зоны агломерации. Предприятия будут находиться в специальном районе и подвергнутся радикальной модернизации на современной технологической основе. Вообще, местным властям необходимо разработать стратегию развития Усть-Каменогорска на долгосрочный период с конкретным планом действий и мероприятий, где были бы учтены все факторы для форсирования процессов развития.
В министерстве считают, что статус агломерации станет для города “золотым ярлыком”: под “дождем” инвестиций начнут как грибы расти новые высотки, города-спутники, появятся современные дороги, телекоммуникационные сети... Правда, переселиться в небоскребы горожанам удастся разве что после... 2050 года: процесс урбанизации рассчитан на ближайшие 20-30 лет.
Как из областного центра будут делать город-сказку, город-мечту, рассказал аким Восточного Казахстана Бердыбек САПАРБАЕВ (на снимке):
- Усть-Каменогорск - один из наиболее крупных городов страны. Нет ничего удивительного, что именно здесь предлагается создать промышленно-индустриальную агломерацию. У нас ведь есть вся сопутствующая инфраструктура и предприятия, которые успешно внедряют наиболее передовые технологии. Мы на первом месте в стране по внедрению инноваций. Областной центр станет площадкой для создания будущих крупных промпроизводств, новых технологий, энергосбережения. Мы вполне способны догнать по развитию такие города, как Шымкент, Актобе...
- Но агломерация - это прежде всего определенная численность населения. Откуда возьмем человеческие ресурсы?
- Мы уже начали решать эту задачу, и, думаю, в ближайшее время население города приблизится к отметке в 400 тысяч. Вообще, нужно стремиться к полумиллиону! К примеру, в прошлом году мы наконец достигли положительного показателя: рождаемость превысила смертность. Очень многое даст программа “Дорожная карта занятости” - мы уже построили 150 домов для переселенцев из депрессивных районов области. В этом году постараемся решить вопрос с присоединением к территории Усть-Каменогорска 10-15 пригородных населенных пунктов. Будут появляться небольшие поселения-спутники.
- Огромные территории будущего Усть-Каменогорска потребуют решения главной проблемы - транспортной. Вряд ли у нас появится метро...
- В первую очередь мы в ближайшие несколько лет достроим дорожные кольца вокруг города. Во-вторых, в ближайшее время хотим разобраться с рельсовым транспортом - трамваями. Нужно увеличивать протяженность маршрутов и, разумеется, заняться комфортабельностью самих вагонов. И третье: это новые мосты и многоуровневые развязки, такие как ульбинский и иртышские мосты, кольцевая развязка на пересечении Самарского шоссе и проспекта Сатпаева. Переправы в ближайшее время появятся в центре города, чтобы связать противоположные районы, раскинувшиеся на побережье Иртыша.
- По планам Министерства регионального развития в нашем городе появится с десяток новых производств. Предприятия, чтобы нам было чем дышать, будут переселять за жилые зоны... Как это вообще возможно?
- Речь идет о новых предприятиях - посмотрите, ведь сегодня заводы строятся исключительно за городом. Скорее всего, будет достигнута договоренность и с существующими предприятиями, чтобы перенести некоторые мощности за городскую границу. К тому же если Усть-Каменогорск станет агломерацией, экологии будет уделяться центральное внимание - будут использоваться самые современные технологии, чтобы свести уровень загрязнения к минимуму.
- Чем для рядовых горожан обернется новый статус старого города?
- В первую очередь - новыми рабочими местами. Существенным ростом заработных плат. Улучшением инфраструктуры, новыми достопримечательностями. В идеале могут даже появиться мини-города как огромные районы на окраинах...
- У нас сдают с грехом пополам по 5-6 многоэтажек в год. Как предполагается возводить целые районы и мини-города?
- Агломерация - это огромный проект, под который будут выделяться средства из республиканского бюджета. Улучшится буквально все - от автобусов до центров развлечений и микрогородов. Город будет не просто благоустроен - он станет совершенно другим.
А вот лидер экологического союза “Табигат” Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ (на снимке) считает, что агломерации могут стать НАГЛОмерациями в вопросах неконтролируемого выкачивания бюджетных средств.
- Любое насильственное укрупнение населенных пунктов ведет к целой массе проблем, - высказал свою точку зрения известный “зеленый” страны. - Питьевой воды будет не хватать, а ее качество станет постоянно снижаться. Горы мусора негде будет складировать и некому убирать. Увеличение выхлопа транспорта в Усть-Каменогорске вообще смерти подобно - если к дыму многочисленных труб прибавится еще сотня тысяч труб автомобильных... Агломерация - это красивая сказка, миф о мегаполисах вроде Нью-Йорка. У нас масса городов вроде Жезказгана, которые фактически умирают. Давайте лучше там построим нормальное производство, чтобы дать людям работу. Идея с моногородами интересна, ее нужно развивать. Но у нас пока нет ни инфраструктуры, ни понимания того, как строить мегаполисы...
От себя в заключение остается только добавить: в Усть-Каменогорске в этом году собираются отремонтировать лишь несколько десятков километров дорог, завершить пару-тройку долгостроев, которые пытаются оторваться от фундамента в течение пяти-семи лет, и подлатать канализацию. Стартуем в агломерацию?


Евгений ФОМИНЫХ, фото автора, Усть-Каменогорск

От редакции “Надо”, “станет”, “будет” - увы, пока только слова. Нет, мы не имеем ничего против развития наших казахстанских городов и благополучия их жителей. Наоборот! Но, к сожалению, еще свеж в памяти красноречивый провал проекта “Актау-сити”, который планировалось возвести в просторной степной зоне, но - на морском побережье со всеми вытекающими отсюда курортными последствиями. Усть-Каменогорск же считается транспортным тупиком, “каменным мешком”, страновой окраиной с просто ужасающей экологией: согласно информации Агентства по статистике, Восточный Казахстан занимает первую строчку в республиканском рейтинге загрязненности окружающей среды.
Надеемся, что Минрегионразвития, прежде чем включить Усть-Каменогорск в число будущих агломераций, сделало все прогнозные расчеты, и главное - верные. И рассчитываем, что в скором времени мы сможем ознакомить с ними наших читателей, чтобы снять все имеющиеся сомнения. Приглашаем специалистов, экспертов представить свои соображения на этот счет на страницах нашей газеты.

Поделиться
Класснуть