3693

На пути к большой цели

Первого декабря казахстанцы станут свидетелями знаменательного события - стыковки верхнего строения пути на новом железнодорожном участке Жезказган - Саксаульская. Эта часть линии Жезказган - Бейнеу появилась в пустынной местности в рекордно короткие сроки. Усилиями коллектива ТОО “Компания “Жол жөндеуші”, которому доверена реализация этого невиданного по масштабам проекта, строительство магистрали с каждым днем продвигается вперед.

Ожидается, что проект Жезказган - Бейнеу в перспективе станет частью международного транзитного коридора граница Китая - порт Актау - Баку - Грузия - Турция - страны Европы.
- Благодаря строительству новой железной дороги транспортировка китайских грузов транзитом через Казахстан до европейских портов сократится с 40 до 12 дней. Это позволит увеличить объем перевозок на участке станция Достык - порт Актау почти в три раза. Расстояние для отечественных грузовых составов и пассажиров сократится сразу на 1100 км, - говорит генеральный директор ТОО “Компания “Жол жөндеуші” Сат Бекмуханбетов.
Общая протяженность железной дороги Жезказган - Бейнеу составляет 988 км, из них 517 км линия Жезказган - Саксаульская и 471 км Шалкар - Бейнеу. До 1 декабря осталось немного времени, а впереди у строителей еще около 200 км прокладки рельсошпальной решетки и отсыпки земляного полотна.
Для ТОО “Компания “Жол жөндеуші”, по словам ее руководителя, строительство такого важного для всего Казахстана стратегического объекта, когда внимание всей общественности приковано к его реализации, является большой честью и ответственностью. Для компании последний месяц станет ударным. Чтобы успеть в срок, работники, занятые на строительстве железной дороги, работают в две смены. Проектный объем земляного полотна составляет 15 855 тыс. м3.
В среднем суточный объем насыпи составляет 90 тыс. м3. Кроме того, в сутки сшивается около 4,5 км рельсошпальной решетки.
- Линия пересекает Центральный и Западный Казахстан и располагается в разных ландшафтных зонах: центральноказахстанском мелкосопочнике и равнинном пространстве Приаралья с песками Большие и Малые Барсуки. Встречаются участки трассы, где необходимо производить буро­взрывные работы, также имеются сложности по обеспечению технической водой, - рассказывает глава компании.
Помимо этого отсутствовали статистические, топографические, метеорологические данные о здешних ветрах и их направлениях. По этой причине не было известно, с какой стороны ставить снегозащитные или пескозащитные насаждения. Для корректировки технических решений требовалось время.
Несмотря на все объективные сложности строительства, предприятие уверенно продвигается вперед, находя ответы на все производственные вопросы.
На качественном и своевременном выполнении всех строительных работ сказывается большой производственный опыт ТОО “Компания “Жол жөндеушi”. В начале пути знаковым для предприятия стало строительство линии Аксу - Дегелен. В трудовую историю вписано возведение еще множества новых дорог, среди которых Жетыген - Коргас, обводной путь Кемер - Берлик, укладка верхнего строения пути линии Хромтау - Алтынсарино. Коллективом был осуществлен капитальный ремонт свыше пяти тысяч километров железных дорог. Предприятие ежегодно производит по всей республике капитальный ремонт 250-300 км пути.
Для реализации проекта по строительству линии Жезказган - Саксаульская была построена производственная база, возведен вахтовый поселок для обеспечения труда и отдыха персонала, построены подкрановые и подъездные пути.
Тем временем население региона возлагает большие надежды на строительство новой железной дороги. Ведь на сегодняшний день, оставаясь крупным промышленным центром, основой которого является цветная металлургия, город Жезказган сталкивается с проблемой изолированности от крупнейших транспортных магистралей страны. Зависимость экономики города от крупных предприятий горно-металлургического комплекса отрицательно сказывается на развитии региона, ведь промышленные предприятия края в первую очередь ощутили волну недавнего финансово-экономического кризиса.
Новая линия Жезказган - Саксаульская, а впоследствии и Жезказган - Бейнеу должна придать промышленности региона большой импульс. Ведь изначально ее со­оружение ставило целью не только обеспечение более короткого пути в порт Актау из центральных областей страны, но и создание условий для освоения угольных, нефтегазовых, меднорудных, железорудных и других месторождений. После открытия маршрута для перевозки грузов заметно сократится время на их доставку, что, соответственно, приведет к сокращению транспортной составляющей в стоимости перевозимой продукции.

Даурен МОЛДАХМЕТОВ, корреспондент железнодорожного журнала “Транс-Экспресс Қазақстан”

Комментарий в тему
Марат Хамзин, ветеран железнодорожного транспорта, член консультативного совета АО “НК “ҚТЖ”:
- Исторически так сложилось, что крупные цивилизации в мире возникали там, где были решены транспортные проблемы. Изначально для этой цели служили водные артерии: реки Инд и Ганг - в Индии, Нил - в Египте, Хуанхэ и Янцзы - в Китае и так далее. В Казахстане хозяйственная деятельность строилась вблизи Амударьи и Сырдарьи.
Со временем эта стратегическая функция легла на железные дороги. Председатель Совета министров Российской империи Сергей Витте полагал, что стальные магистрали - это в первую очередь стратегия, потом политика и только в третью очередь экономика. В наши дни решение экономических задач выходит на первый план.
У Казахстана очень большая территория - 2,7 млн. квадратных километров. Средняя часть страны осталась неосвоенной, и это надо немедленно исправлять. Сделать это можно, только решив транспортную проблему. Ответ на поставленную задачу напрашивается сам собой - соединить более короткой дорогой запад и центр страны. Ведь существующий сегодня маршрут нерационален и влечет за собой большие расходы.
Я уверен в перспективах железной дороги Жезказган - Бейнеу. Это даст возможность оживить регионы, благоприятно скажется на промышленности и торговле.

Комментарий в тему
Калтай Самбетов, ветеран железнодорожного транспорта, член консультативного совета АО “НК “ҚТЖ”:
- Если раньше жезказганская медь ехала через Караганду, то с вводом в эксплуатацию новой линии откроется прямой путь на морской порт Актау. Следовательно, себестоимость продукции станет ниже. Выгода для промышленников очевидна. Большой потенциал имеется и для развития транзитных перевозок, особенно в связи с открытием железной дороги Узень - Болашак с выходом на Туркменистан.
Конечно, сам проект чрезвычайно сложный. Почти сорок процентов участка Жезказган - Саксаульская проходит по пустынным местам. Нужно будет защищать новую магистраль от песка. Но мы живем в XXI веке, и все эти сложности можно преодолеть с помощью современных технологий. Насколько мне известно, на линии будет использоваться новейшая электронная аппаратура, требующая минимального вмешательства со стороны человека.

Поделиться
Класснуть

Свежее