12397

Мухтарбай ОТЕЛБАЕВ: Плагиаторы доведут государство до развала

Больше недели в ученых кругах Казахстана идет бурное обсуждение монографии ректора КазНУ Галимкаира МУТАНОВА. В опубликованной еще в 2011 году работе Мутанова “Экономико-математические методы и модели” профессор Махмуд САДЫБЕКОВ обнаружил материалы как минимум четырех не упомянутых автором источников. О своих выводах он рассказал нашему изданию (см. “Ctrl+С - Ctrl+V”, “Время” от 20.6.2013 г.).
Можно ли считать данный случай плагиатом? На электронную почту редакции приходят десятки писем от деятелей науки. Одни призывают руководителя КазНУ подать в отставку, другие обвиняют академика Садыбекова в клевете, третьи недоумевают, почему до сих пор отмалчивается Министерство образования и науки. Сегодня на страницах газеты “Время” свою позицию высказывает Мухтарбай ОТЕЛБАЕВ (на снимке) - доктор физико-математических наук, создатель собственной математической школы.

- Мухтарбай Отелбаевич, чья позиция вам ближе - ректора КазНУ Галимкаира Мутанова или Махмуда Садыбекова?
- Я знаком и с Галимкаиром Мутановым, и с Махмудом Садыбековым. Первый - ученый-экономист, занимающийся и математикой. В свое время я даже поддерживал один из его трудов. Второго помню еще студентом, порядочный человек, известный ученый. Кто из них прав в этой ситуации, должна решить специально созванная комиссия Министерства образования и науки. Я лишь хочу сказать, что сейчас в казахстанских научных кругах активно обсуждается тема плагиата. Не буду вас обманывать: это явление сегодня встречается очень часто. Количество работ студентов и магистрантов, просто “позаимствованных” из Интернета, невероятно... Складывается ощущение, что победить интеллектуальное воровство невозможно. Я написал письмо главе МОН и попросил его уделить этому вопросу особое внимание. Считаю, что специально созданной комиссии по силам вывести на чистую воду псевдоученых.

- Большие споры идут вокруг самого понятия “плагиат”. Одни говорят, что использовать научные разработки коллег не зазорно. Другие утверждают: необходимо делать ссылку на источник, даже если взял хотя бы один абзац чужого текста.
- Допустим, я вам говорю: “Мне пора лететь в Москву”. Вы повторили эту же фразу. После вас повторил еще один человек. Это не плагиат, а безобидное повторение. Но если речь идет о науке, то здесь каждое слово важно. Если ты взял хотя бы одно предложение из чужого труда, то должен в обязательном порядке указать источник. Взял еще одно предложение из другой работы - сделай ссылку и на нее. Этот знак уважения к своим коллегам - необходимость. И еще один важный момент: окончательное решение - является ли текст плагиатом - должен принимать уполномоченный орган. Если я сейчас буду обвинять ректора КазНУ в заимствовании чужих идей и текстов, а Министерство образования и науки посчитает иначе, это ляжет позором на мою голову. Поэтому отечественные ученые ждут решения министерства.

- Вы лично сталкивались с плагиатом в работах своих казахстанских коллег?
- К сожалению, подобные факты часто встречаются в гуманитарных науках - экономике, истории, политологии. И бывало, что отдельных персонажей ловили за руку. И ни один из них не признал свою неправоту. Потому что псевдоученые - бессовестные люди. Они приносят лишь вред науке. Печально и другое: я не припомню случая, чтобы кого-то из таких лжеученых публично наказали за плагиат. По крайней мере, в Казахстане такого не было точно. Да и в бывшем СССР по пальцам можно пересчитать подобные случаи. А вот на Западе, где у людей совсем другое представление о морали, сам факт использования плагиата в научном труде - это повод для увольнения, отставки с государственной службы, отказа от научной степени. Мы, к сожалению, привыкли думать иначе. У нас псевдоученые даже объединяются, чтобы защищать друг друга. И я считаю, что это - коррупция в чистом виде. Только если обычного взяточника можно поймать за руку и посадить в тюрьму, то в науке обмануть легче, а доказать обман - сложнее. И мы сами не замечаем того, как плагиат становится нормой научной жизни. Уже выросло несколько поколений студентов, “защитивших” чужие дипломные работы. Эти люди работают по своим специальностям, идут вверх по карьерной лестнице, получают ученые степени - таким же образом. И никто не может ничего поделать. А ведь если масса лжеученых перевалит за критическую, то это приведет к развалу государства. Я в этом абсолютно убежден! Бог знает, куда заведут страну люди, привыкшие врать и обманывать...

- Говорят, что до недавнего времени получение научной степени было хорошо отлаженным бизнесом - кандидатские и докторские диссертации покупались и продавались. Вы такие разговоры слышали?
- Конечно. Знаете, началось все с политологии и педагогики. В советское время докторов педагогических наук в Казахстане было всего несколько человек. И вдруг - стало целых 100! Как, откуда? Это просто невероятно! Дошло до того, что такие “доктора педнаук” заведуют кафедрами математики! Продавать диссертации начали в конце 80-х. В России было несколько очагов, в Узбекистане. Потом эта беда добралась до нас. Правда, поначалу это касалось лишь гуманитарных наук. Долго сопротивлялись филологи, историки, но и их адептам лженауки удалось сломить. В какой-то момент резко возросло число ученых в информатике. У этой науки очень высокие темпы развития: ты написал работу - а наука за это время ушла далеко вперед. Но звание-то осталось! Лет 7-8 назад “пала” физика. Математикам в целом удалось сохранить чистоту своих рядов, но и там время от времени попадались псевдоученые. К счастью, изменились требования к получению ученых степеней. Появилось новое понятие - доктор PhD. Но и там искали лазейки: например, человек преподавал два-три года и имел право претендовать на звание. В итоге группа ученых предложила сделать обязательным условием для получения звания не только наличие научной работы, но и знание английского языка, а также публикацию хотя бы одной статьи в рейтинговом международном журнале. Это какая-никакая, но все-таки преграда на пути лжеученых. Надеюсь, Министерство образования и науки ее не отменит.

- Как вы считаете, стоит провести масштабную проверку уже защищенных диссертаций, чтобы выявить плагиаторов?
- Не думаю, что это возможно. Сами понимаете: под ударом окажутся сотни влиятельных людей. Но припугнуть будущих плагиаторов стоит. Нужно ужесточить требования к соискателям ученых степеней. Если человеку это нужно для резюме или “солидной” визитной карточки - такого необходимо остановить. Я уверен: лжеученые все равно выдадут себя. Рано или поздно они вступят в борьбу за власть - это их и погубит...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта enu.kz, Алматы

29.06.2013

Поделиться
Класснуть