7524

Хочешь - докажи

Треть госслужащих корпуса “А” не прошла первые два этапа тестирования и больше не сможет служить народу. Как же так получилось, что главный санитарный врач страны Жандарбек БЕКШИН, аким столичного района Астаны Павел КУЛАГИН, ответственный секретарь Агентства по статистике Нурболат АЙДАПКЕЛОВ и иже с ними не смогли подтвердить высокое звание чиновника? Почему аж 54 акима районов и городов завалили экзамен, как обычные школьники? С этими вопросами согласился помочь разобраться политолог Талгат МАМЫРАЙЫМОВ (на снимке). 

- 37 процентов участников тес­тирования элитного корпуса “А” не смогли набрать необходимое количество баллов, чтобы продолжить работу на занимаемых должностях. Вас этот результат не удивил?
- Нисколько. Данная ситуация, с одной стороны, показатель того, что различные инновационные планы реформ на основе западного опыта не вписываются в нашу повседневную реальность. Особенно это заметно по результатам тестирования региональных чиновников, где много “неудов”. К такого рода рывкам наш класс госслужащих явно еще не готов.
С другой стороны, первые итоги данной аттестации показали несоответствие чиновников запросам настоящего времени и их слабую функциональную грамотность. Да, говорят, вопросы были относительно сложные, в особенности на определение личностной и управленческой компетенции. Но не надо забывать, что речь идет об элите! Для того и нужен корпус “А”, чтобы туда попали лучшие из лучших, способные в любой ситуации сохранять самообладание. Хотя трудно не согласиться с замечаниями, что люди не роботы, способность спокойно ответить на экзаменационные вопросы - это не всегда показатель компетент­ности испытуемого.
- Но, извините, среди тех, кто провалил проверку, оказались один ответсек центрального ведомства, два руководителя аппарата акимов областей, 9 председателей комитетов, 54 акима районов и городов...
- На результатах многих из них могла сказаться сильная нервозность. Многие наши чиновники привыкли к размеренному, нетороп­ливому образу жизни, особенно в регионах. На низкие результаты помимо нервозности могли повлиять и моральная, физическая неготовность к такого рода экзамену, неумение сконцентрироваться. А это производное от того, что в регионы чуть ли не ежедневно спускают из центра разные, порой бессмысленные инструкции на основе западного опыта. В итоге в регионах многие акимы пребывают в прострации.
- Прошедшее тестирование чиновников уже сравнили с ЕНТ. Что вообще представляет из себя эта программа, о чем спрашивают элитных чиновников, на чем пытаются подловить?
- Аттестация состоит из трех этапов. Сначала посредством компьютерного тестирования оценивалось знание 10 основных законов страны. По каждому из них задавали по 10 вопросов, тестируемый должен был дать не менее 7 правильных ответов. После этого кандидаты проходили тесты на выявление уровня этичности, коммуникативности, приверженности к конкуренции и качественной работе. На следующем этапе испытуемые отвечали на вопросы логико-психологического характера так называемой таблицы Равена и сдавали экзамен на знание государственного языка. На третьем этапе будет проходить оценка прошедших тестирование в форме собеседования. Плюс попадание в корпус “А” зависит от того, что “скажет” детектор лжи. Решающее слово за национальной комиссией.
- Некоторые эксперты называют проверку чиновников корпуса “А” еще одним инструментом для устранения конкурентов в борьбе элитных групп. Возможна ли подтасовка результатов? Ведь взломать компьютерную программу не так уж и сложно...
- Нельзя этого исключать, но вероятность взлома крайне низка, поскольку уровень контроля всей аттестации довольно высок и практически сводит на нет возможность подтасовки результатов тестирования. Другое дело - собеседование и решение национальной комиссии, где присутствует субъективный фактор.
- Больше 650 неудачников должны покинуть свои рабочие места до 26 сентября 2013 года. Имеют ли они право обратиться в апелляционную комиссию как абитуриенты вузов?
- Согласно положениям данной аттестации, апелляция не предусмотрена. Да, для кого-то из испытуемых этот экзамен стал жесткой встряской нервной системы. Но на то и экзамен, чтобы выбрать самых сильных и компетентных. Тем не менее, думаю, было бы разумным предусмотреть в будущем возможность периодической ротации сос­тава корпуса “А”. Вот тогда у “двоечников” появится шанс исправиться. С другой стороны, такого рода аттестация должна стать стимулом для госслужащих. Хочешь занимать высокий пост - докажи свою компетентность. 

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

01.06.2013

Поделиться
Класснуть