Не из того теста
15 мая в Агентстве по делам государственной службы началось тестирование граждан, желающих попасть в резерв госчиновников корпуса “А”. Первые результаты оказались довольно неожиданными - в среднем примерно треть экзаменуемых не проходит первый этап тестирования - на знание основных законов и Конституции. А ведь путь им предстоит еще долгий.
Порядка двух тысяч кандидатов до 27 мая пройдут экзамены на знание законов, государственного языка и логики. Однако даже успешное преодоление этих испытаний отнюдь не гарантирует им попадание в заветную руководящую обойму - в июне в Акорде при участии чиновников высшего звена (министров, представителей администрации президента) будет заседать национальная комиссия, перед которой предстанут успешно прошедшие сквозь сито тестов. Только после этого начнется формирование корпуса “А”.
Промежуточные результаты дают право говорить о малорадостной тенденции - по нашим данным, акимы районов ни одной из областей Казахстана не прошли тестирование в полном объеме. Полтора десятка действующих акимов районов только Северо-Казахстанской, Костанайской и Карагандинской областей, как оказалось, в должной мере не знают законов, также провалили тесты несколько председателей министерских комитетов - в частности, из Минтрудсоцзащиты и Минздрава. Без потерь идут только ответственные секретари республиканских ведомств, подошедшие к тестированию в соответствии с названием своих должностей.
С отсеянными, но действующими руководителями будут заключаться полугодовые контракты. Другими словами, они могут начинать поиски новой работы - на их должности придут более грамотные и подготовленные коллеги из корпуса “А”. Наиболее ценным кадрам из числа не прошедших тесты будет предложена другая работа - естественно, с понижением в должности.
Легкое недоумение вызывает процент “отбракованных” (учитывая, что акимы районов и председатели комитетов уже проходили пробное тестирование). Если в дальнейшем на экзаменах отсеется еще 30-40 процентов, то выбирать, в сущности, будет не из кого. А ведь потенциальных обладателей 550 кресел в корпусе “А” (с победителями будут заключены контракты на 4 года) плюс кадровый резерв (275 человек) нужно будет выбирать именно из “просеянных”. Непонятно, наберется ли нужное количество госслужащих и сколько человек в итоге придет к финишу - собеседованию с нацкомиссией. Агентство по делам госслужбы, впрочем, подстраховалось - еще одно тестирование назначено на август. Но опять же возникает вопрос: сколько человек сдадут к тому времени документы?
Между тем опрошенные нами эксперты демонстрируют оптимизм.
- Эта реформа - безусловное благо для госслужащих, - убежден кандидат политических наук Марат ИГАЛИЕВ (на снимке). - Для талантливых ребят, не имеющих поддержки “агашек”, - это социальный лифт. В среде госслужащих наблюдается ажиотаж - многие получили шанс реализовать свой потенциал в конкурентной среде. С другой стороны, есть откровенно слабые кадры, которые засиделись на своих местах. Качественно руководящий состав эта реформа, безусловно, улучшит. Первые результаты тестирования показывают, что, к сожалению, регионы оказались к нему не готовыми. Это говорит о том, что работа с кадровым резервом там не ведется должным образом. Районные акимы - это штучный товар, и необходимо наладить системную работу по подготовке достойной смены.
Руководитель Института национальных исследований Бурихан НУРМУХАМЕДОВ (на снимке) считает: первые результаты тестирования не стоит драматизировать.
- Думаю, у многих еще будет шанс попасть в корпус “А”, - говорит он. - В целом теперь госслужащие из корпуса “А” будут более независимыми от тех же назначаемых акимов областей. Если раньше аким приходил со своей командой, то теперь ему если и предоставится возможность выбирать - в его распоряжении будет определенный круг кандидатов, прошедших сито тестов.
Есть, конечно, и некие противоречия. Реформа создаст обязательные условия для разграничения работы на государство и бизнес. К сожалению, зачастую у нас аким района параллельно работает и на себя - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Теперь это по понятным причинам будет невозможно - чиновнику придется выбирать одно из двух. И если он выберет свое дело, то не создаст ли это почву для конфликтов его бизнеса и новой власти? Все это нужно будет тщательно регулировать, и Агентство по делам госслужбы должно играть здесь ключевую роль.
А вот, бывший госслужащий, ныне политолог Айдос САРЫМ (на снимке) не скрывает скепсиса:
- Глядя на происходящие процессы вокруг государственной службы Казахстана, все чаще приходишь к выводу о том, что нет еще такой даже самой замечательной идеи, мирового опыта, который не могла бы опошлить наша действительность. Сама идея экзаменов для чиновников - это меритократическая идея, которая родилась более тысячи лет назад в Китае эпохи династии Суй. Традиция эта называется кэцзюй и восходит к конфуцианской этике. Например, благодаря кэцзюй в Китае на государственную службу рекрутируют лучших из лучших, это мощнейший социальный лифт, благодаря которому любой гражданин этой страны может претендовать практически на любую должность в соответствии со своей квалификацией и существующей табелью о рангах. В среднем там на одну должность ежегодно претендуют более 50 человек. В прошлом году, например, на должность сотрудника Хэчуаньской исследовательской группы государственного статистического управления претендовали аж 9411 человек!
В Казахстане эта традиция существует довольно долго, но в силу климата и нравов страны она была опошлена уже в самом начале. Экзамены стали простой формальностью. Не думаю, что попытка придать этой практике второе дыхание - путем создания корпусов “А” и “Б” - что-то существенно изменит. Например, на 825 мест корпуса “А” подали документы около 2000 кандидатов, то есть получится не более чем 2,5 человека на место. Даже при том, что речь идет о кадровом резерве, при том, что само участие в экзаменах - это некий плюс, бонус, который завтра сможет помочь пройти на должность без особых хлопот, я считаю, что это - провал. Мне кажется, надо было больше пропагандировать проведение экзаменов, особенно в среде магистров и аспирантов, и ставить бенчмарк на уровне не менее 10 человек на одно место. С другой стороны, наше общество тоже уже не проведешь на мякине: люди прекрасно понимают, что экзамены - не более чем формальность. Если потенциальному претенденту никто прямо не скажет: “Айналайын, ты быстро подай документы туда-то и позвони тому-то”, - он даже не станет тратиться на бумагу и копировальные услуги. Есть претензии и к составу экзаменационной комиссии, которая состоит сплошь из госслужащих. Так что, резюмируя, можно сказать: из прекрасной китайской традиции кэцзюй у нас прижились только безусловная лояльность, иерархия и, может быть, ощущение некой двусмысленности, заложенной в самом звучании по-русски названия династии - Суй.
Игорь ХЕН, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы