7841

Не из того теста

15 мая в Агентстве по делам государственной службы началось тестирование граждан, желающих попасть в резерв госчиновников корпуса “А”. Первые результаты оказались довольно неожиданными - в среднем примерно треть экзаменуемых не проходит первый этап тестирования - на знание основных законов и Конституции. А ведь путь им предстоит еще долгий.

Порядка двух тысяч кандидатов до 27 мая пройдут экзамены на знание законов, государственного языка и логики. Однако даже успешное преодоление этих испытаний отнюдь не гарантирует им попадание в заветную руководящую обойму - в июне в Акорде при участии чиновников высшего звена (министров, представителей администрации президента) будет заседать национальная комиссия, перед которой предстанут успешно прошедшие сквозь сито тес­тов. Только после этого начнется формирование корпуса “А”.
Промежуточные результаты дают право говорить о малорадостной тенденции - по нашим данным, акимы районов ни одной из областей Казахстана не прошли тестирование в полном объеме. Полтора десятка действующих акимов районов только Северо-Казахстанской, Костанайской и Карагандинской областей, как оказалось, в должной мере не знают законов, также провалили тесты несколько председателей министерских комитетов - в частности, из Минтрудсоцзащиты и Минздрава. Без потерь идут только ответственные секретари республиканских ведомств, подошедшие к тестированию в соответствии с названием своих должностей.
С отсеянными, но действующими руководителями будут заключаться полугодовые контракты. Другими словами, они могут начинать поиски новой работы - на их должности придут более грамотные и подготовленные коллеги из корпуса “А”. Наиболее ценным кадрам из числа не прошедших тесты будет предложена другая работа - естественно, с понижением в должности.
Легкое недоумение вызывает процент “отбракованных” (учитывая, что акимы районов и председатели комитетов уже проходили пробное тестирование). Если в дальнейшем на экзаменах отсеется еще 30-40 процентов, то выбирать, в сущности, будет не из кого. А ведь потенциальных обладателей 550 кресел в корпусе “А” (с победителями будут заключены контракты на 4 года) плюс кадровый резерв (275 человек) нужно будет выбирать именно из “просеянных”. Непонятно, наберется ли нужное количество госслужащих и сколько человек в итоге придет к финишу - собеседованию с нацкомиссией. Агентство по делам госслужбы, впрочем, подстраховалось - еще одно тестирование назначено на август. Но опять же возникает вопрос: сколько человек сдадут к тому времени документы?

Между тем опрошенные нами эксперты демонстрируют оптимизм.
- Эта реформа - безусловное благо для госслужащих, - убежден кандидат политических наук Марат ИГАЛИЕВ (на снимке). - Для талантливых ребят, не имеющих поддержки “агашек”, - это социальный лифт. В среде госслужащих наблюдается ажиотаж - многие получили шанс реализовать свой потенциал в конкурентной среде. С другой стороны, есть откровенно слабые кадры, которые засиделись на своих местах. Качественно руководящий состав эта реформа, безусловно, улучшит. Первые результаты тестирования показывают, что, к сожалению, регионы оказались к нему не готовыми. Это говорит о том, что работа с кадровым резервом там не ведется должным образом. Районные акимы - это штучный товар, и необходимо наладить системную работу по подготовке достойной смены.

 


Руководитель Института национальных исследований Бурихан НУРМУХАМЕДОВ (на снимке) считает: первые результаты тестирования не стоит драматизировать.
- Думаю, у многих еще будет шанс попасть в корпус “А”, - говорит он. - В целом теперь госслужащие из корпуса “А” будут более независимыми от тех же назначаемых акимов областей. Если раньше аким приходил со своей командой, то теперь ему если и предоставится возможность выбирать - в его распоряжении будет определенный круг кандидатов, прошедших сито тестов.
Есть, конечно, и некие противоречия. Реформа создаст обязательные условия для разграничения работы на государство и бизнес. К сожалению, зачастую у нас аким района параллельно работает и на себя - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Теперь это по понятным причинам будет невозможно - чиновнику придется выбирать одно из двух. И если он выберет свое дело, то не создаст ли это почву для конфликтов его бизнеса и новой власти? Все это нужно будет тщательно регулировать, и Агентство по делам госслужбы должно играть здесь ключевую роль.

А вот, бывший госслужащий, ныне политолог Айдос САРЫМ (на снимке) не скрывает скепсиса:
- Глядя на происходящие процессы вокруг государственной службы Казахстана, все чаще приходишь к выводу о том, что нет еще такой даже самой замечательной идеи, мирового опыта, который не могла бы опошлить наша действительность. Сама идея экзаменов для чиновников - это меритократическая идея, которая родилась более тысячи лет назад в Китае эпохи династии Суй. Традиция эта называется кэцзюй и восходит к конфуцианской этике. Например, благодаря кэцзюй в Китае на государственную службу рекрутируют лучших из лучших, это мощнейший социальный лифт, благодаря которому любой гражданин этой страны может претендовать практически на любую должность в соответствии со своей квалификацией и существующей табелью о рангах. В среднем там на одну должность ежегодно претендуют более 50 человек. В прошлом году, например, на должность сотрудника Хэчуаньской исследовательской группы государственного статистического управления претендовали аж 9411 человек!
В Казахстане эта традиция существует довольно долго, но в силу климата и нравов страны она была опошлена уже в самом начале. Экзамены стали простой формальностью. Не думаю, что попытка придать этой практике второе дыхание - путем создания корпусов “А” и “Б” - что-то существенно изменит. Например, на 825 мест корпуса “А” подали документы около 2000 кандидатов, то есть получится не более чем 2,5 человека на место. Даже при том, что речь идет о кадровом резерве, при том, что само участие в экзаменах - это некий плюс, бонус, который завтра сможет помочь пройти на должность без особых хлопот, я считаю, что это - провал. Мне кажется, надо было больше пропагандировать проведение экзаменов, особенно в среде магистров и аспирантов, и ставить бенчмарк на уровне не менее 10 человек на одно место. С другой стороны, наше общество тоже уже не проведешь на мякине: люди прекрасно понимают, что экзамены - не более чем формальность. Если потенциальному претенденту никто прямо не скажет: “Айналайын, ты быстро подай документы туда-то и позвони тому-то”, - он даже не станет тратиться на бумагу и копировальные услуги. Есть претензии и к составу экзаменационной комиссии, которая состоит сплошь из госслужащих. Так что, резюмируя, можно сказать: из прекрасной китайской традиции кэцзюй у нас прижились только безусловная лояльность, иерархия и, может быть, ощущение некой двусмысленности, заложенной в самом звучании по-русски названия династии - Суй.


Игорь ХЕН, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть