Кому оно НАТО?
Султан АКИМБЕКОВ, политолог:
Разговоры об американской военной базе в порту Актау - чистейшей воды фантазии
Выступая на конференции министров иностранных дел стран - участниц Стамбульского процесса в минувшую пятницу в Астане, президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ отметил, что Астана готова “расширить транзитный потенциал для грузов НАТО за счет каспийского порта Актау” в контексте прежних договоренностей нашей страны с Североатлантическим альянсом о содействии в нормализации ситуации в Афганистане. Данная новость подняла волну беспокойства в соседних странах региона, прежде всего в России: тамошние эксперты всерьез опасаются, что в будущем на западе Казахстана появится военная база Пентагона.
В соседней России многие эксперты нервно восприняли высказывание главы Казахстана, а некоторые откровенно запаниковали: мол, и без того зыбкая конструкция каспийской безопасности рухнет, если ушлые американцы быстро построят в Актау военную базу, объясняя это необходимостью снизить угрозу наркотрафика, борьбы с религиозным экстремизмом, контрабандой всего и вся... Российский политолог Александр КНЯЗЕВ всерьез заявил о том, что Актау может быть включен НАТО в сценарий агрессии против Ирана. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие политики.
Между тем директор Института мировой политики и экономики Султан АКИМБЕКОВ в интервью нашей газете призывает коллег не делать апокалиптических выводов.
- Как согласуется заявление президента с договоренностью прикаспийских государств о том, что в этом регионе не должно быть какого-либо иностранного присутствия?
- Речь идет ведь только о транзите товаров. Актау - точно такая же перевалочная база, как, например, российский Ульяновск. И нет никаких оснований полагать, что в случае транспортировки грузов НАТО через Актау статус этого порта изменится. Президент четко сказал о расширении его транзитного потенциала, то есть процесс этот не политический, а чисто технологический.
Я бы обратил внимание на еще одно высказывание главы нашего государства на Евразийском медиафоруме - за день до стамбульской конференции. Суть его в том, что Казахстан должен сохранить многовекторность своей политики, придерживаясь конструктивной многополярности.
А некоторым российским экспертам постоянно видятся апокалиптические сценарии развития ситуации вокруг Афганистана... В Астане прекрасно понимают позицию и интересы России, разделяют беспокойство Москвы, но говорить о военном присутствии НАТО в Актау в корне неправильно, это необоснованные допущения. Хотя бы потому, что Нурсултан НАЗАРБАЕВ не сказал об этом ни слова.
Да, безопасность в регионе превыше всего. Однако “закрывать”, изолировать Афганистан от мирового сообщества, как это было в 2001 году, тоже неверно. Основная идея Стамбульского процесса как раз в том и заключается, чтобы запустить мирный процесс в Афганистане, стабилизировать там ситуацию через экономические связи, и развитие транспортных коридоров является одним из залогов успешной реализации данной идеи.
Конечно, в Центрально-Азиатском регионе из-за проблемы Афганистана давно существуют геополитические противоречия, но для Казахстана принципиально важно не принимать чью-либо сторону в конфликте.
- И все же, если теоретически допустить, что в Актау будет натовская база...
- Это чистейшей воды фантазии! Например, военная база в киргизском Манасе создавалась в момент ввода в регион войск международной коалиции в период войны против “Талибана”. Сейчас же НАТО уходит из Афганистана. А раз уходит, то какой нам смысл держать иностранную базу в Актау? Это попросту нелогично - с той точки зрения, что у Казахстана хорошие рабочие отношения и с Ираном, и с Россией, и появление базы в Актау будет нам попросту невыгодно. Казахстан не пойдет на конфликт с соседями по Каспию.
- И тем не менее: как возможное появление в Актау структур НАТО - пусть только на время - может изменить ситуацию на Каспии?
- Главная проблема региона - в различии взглядов заинтересованных сторон на его развитие. Проблема проблем - все еще неурегулированный правовой статус Каспия, разногласия по Транскаспийскому газопроводу. Запад выступает за его строительство, Россия - против, позиция же Казахстана предельно отстраненная. Астана подписала с Москвой соглашение о разделе Каспийского моря и теперь не вмешивается в ситуацию с газопроводом.
Другое дело - военно-политический аспект. Серьезно накаляется ситуация вокруг Ирана, страны региона наращивают свою военно-морскую мощь: два ракетоносных военных корабля есть у России, новый корабль спустил на воду Иран, Туркменистан купил у России два катера с ракетами аналогичного класса. По сути, мы являемся свидетелями самой настоящей гонки вооружений на Каспии. И это вполне объяснимо: прикаспийские государства имеют свои экономические интересы, а с другой стороны, этот регион - традиционная сфера интересов крупных игроков.
В общем, на Каспии все очень сложно. Но я не думаю, что в ближайшее время ситуация радикально поменяется. Ведь военный конфликт в этом регионе не выгоден никому.
Игорь ХЕН, Алматы