Вектор China, или Камо грядеши, Казахстан?
Константин СЫРОЕЖКИН:
Астане следует всё основательно взвесить, прежде чем определиться, с кем интегрироваться
В рамках состоявшегося на днях визита в Пекин президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ провел встречу с новым председателем КНР Си ЦЗИНПИНОМ, во время которой были достигнуты договоренности по ряду вопросов, касающихся совместного использования трансграничных рек, взаимовыгодных проектов в растениеводстве и дальнейшего сотрудничества стран. Прокомментировать итоги встречи лидеров двух государств мы попросили старшего научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований, китаеведа Константина СЫРОЕЖКИНА (на снимке).
- Глава Казахстана после встречи с китайским лидером отметил, что в скором времени будет решен вопрос водопользования трансграничных рек. Согласно официальной информации, Си Цзинпин заверил, что Китай не будет предпринимать никаких шагов во вред экономике Казахстана. Не является ли это заявление обычным, протокольным? Действительно ли Китай готов пойти на сокращение водозабора из таких важных для народно-хозяйственной деятельности нашей страны артерий, как Иртыш и Или?
- Речь не идет о сокращении водозабора. Речь идет о регулировании этого процесса в рамках международных правил. К настоящему времени между нашими странами подписаны пять соглашений, регулирующих этот вопрос, создана совместная комиссия. Казахстан добивается принятия двусторонней конвенции по трансграничным рекам. Проект данного документа подготовлен казахстанской стороной и давно направлен на согласование китайцам. Судя по всему, президент Назарбаев, комментируя этот вопрос журналистам, имел в виду именно подписание в перспективе этой конвенции.
И это вполне реальная перспектива. Я неоднократно говорил, что для Китая подписание конвенции будет хорошим имиджевым ходом. Проблему совместного водопользования она, конечно, не решит в полном объеме, но определенное недопонимание в казахстанско-китайских отношениях снимет.
Мы не можем запретить китайской стороне строительство мелиоративных и гидротехнических сооружений в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Вряд ли такое решение примет и китайское правительство, потому что оно заинтересовано в развитии СУАР. Но мы можем научиться договариваться и соблюдать те соглашения, которые уже подписаны. И этим вопросом должны заниматься не только дипломаты, но и специалисты-водники.
- По итогам встречи было также заявлено, что Казахстан и Китай создадут некий образцовый аграрный проект. Что вам известно об этом? Насколько реальны подозрения тех, кто вновь беспокоится, что это будет началом постепенной передачи казахстанской земли в аренду китайской стороне, началом ее экспансии?..
- Об этом проекте ничего сказать не могу, так как не обладаю информацией. Передача сельскохозяйственных земель в аренду иностранцам - китайцам или кому-то другому - невозможна в силу нашего законодательства. Для начала необходимо внести соответствующие изменения в Земельный кодекс Казахстана.
Что касается китайской экспансии, то это уже поднадоевшая, заезженная пластинка. Не хочу выступать адвокатом Китая, но эта не та страна, которая представляет угрозу независимости Казахстана.
Если же предметно говорить о создании китайско-казахстанского СП в сельскохозяйственной сфере, я двумя руками “за”. Правда, необходимо четко оговорить, что это будет за предприятие, как оно будет функционировать, на каких условиях ему будут переданы основные средства, в том числе земельные ресурсы, кто и на каких условиях будет занят в производстве, сколько предполагается привлечь китайских специалистов и рабочих и сколько наших, куда, как и по каким ценам будет реализовываться готовая продукция и так далее. Одним словом, все эти и подобные вопросы должны быть оговорены в соответствующем соглашении, которое должно быть опубликовано в печати. Если все так и будет, то такого рода сотрудничество пойдет только на пользу Казахстану.
- Сегодня многие у нас выступают против дальнейшей интеграции Казахстана с Россией. Но в таком случае, предупреждают сторонники более тесных связей с северным соседом, Казахстан вынужден будет интегрироваться с Китаем со всеми вытекающими последствиями. Что, на ваш взгляд, Казахстану более приемлемо?
- На пространстве Центральной Азии существуют четыре альтернативных интеграционных проекта: “Евразийский” - под эгидой России, “Большая Центральная Азия”, или “Новый Шелковый путь”, - под патронажем США, создание лоббируемой Китаем зоны свободной торговли в рамках Шанхайской организации сотрудничества и “Новый османизм”, который пытается реализовать Турция. Каждый из этих проектов имеет свои плюсы и минусы. И прежде чем определяться с вектором, в какую сторону нам двигаться, следует все основательно взвесить и просчитать все последствия.
Безусловно, лучше интегрироваться в структуры, которые дают наибольший эффект - экономический, политический, геополитический и еще какой-то другой - и отвечают нашим национальным интересам. Для того чтобы не ошибиться в выборе, для начала желательно, с одной стороны, определиться с этими интересами, а с другой - с ожиданиями от интеграционных процессов и целями интеграции. Это чрезвычайно важно еще и для того, чтобы потом не обвинять своих партнеров по интеграции в недостатке получаемых нами дивидендов от интеграционных процессов.
Наконец, поскольку реальная интеграция всегда подразумевает передачу части суверенных прав наднациональным органам, нужно определиться с “красными флажками”, то есть с тем, насколько далеко вы, в данном случае мы, готовы идти в интеграционном процессе.
Когда ответы на все эти вопросы и вызовы будут получены, проблема, с кем Казахстану интегрироваться и почему, стоять не будет. Все будет предельно очевидно.
Игорь ХЕН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы