В чём вера, брат?
Во вторник председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама ШАРИФ на международной конференции “Свобода вероисповедания в Казахстане” поведал об угрозах, которые могут возникнуть из-за повального перехода казахстанской молодежи в нетрадиционные религиозные объединения.
Главный чиновник по религии в стране отметил: несмотря на то что нетрадиционные религиозные объединения относительно малочисленны, их миссионеры вербуют наряду с социальными аутсайдерами наиболее активных и духовно одаренных людей из числа молодежи. Из этого Шариф делает вывод, что спустя одно поколение духовный ландшафт страны может сильно измениться, причем молодежь будет действовать в интересах других стран. По словам Ламы Шарифа, уже сейчас заметно, как в Казах-стане и в некоторых соседних странах региона сторонники религиозных течений занимаются искусственным конструированием и распространением альтернативных версий истории стран, призванных обосновать так называемую традиционность той или иной конфессии для титульного этноса.
Действительно ли сегодня в нашей стране наблюдается кризис бездуховности? Интересы каких стран будут защищаться завербованной молодежью из Казахстана? На какие конкретно нетрадиционные религиозные организации стоит обратить особое внимание? С этими вопросами мы обратились к нескольким известным в Казахстане экспертам и общественным деятелям.
Мухтар ТАЙЖАН, общественный деятель:
- Бесспорно, проблема кризиса духовности и потенциальной опасности фактора нетрадиционных религиозных объединений в жизни молодежи сегодня очень актуальна. Но прежде чем предлагать и принимать какие-то меры, необходимо разобраться в корне имеющейся проблемы. Вербовка молодежи миссионерами из других стран приобретает в Казахстане массовость прежде всего из-за отсутствия социальных лифтов для молодежи, конкурентной среды и равных возможностей для всех. И это, в свою очередь, создает благодатную почву для деятельности нетрадиционных религиозных объединений. Обычно они вербуют отчаявшихся молодых людей по классическому принципу: финансово несостоятельные и не имеющие влиятельных родственников молодые люди и девушки априори не имеют никакого будущего в этой стране, и честным путем им в жизни не добиться успеха. А тут вместо бесплодных попыток молодежи предлагают минимальную оплату, еду, а самое главное - приют, понимание и обещание счастья в загробной жизни. Беспросветная действительность или надежда на светлое будущее - пусть и на том свете? Выбор для многих очевиден...
Александр КНЯЗЕВ, член Российской академии наук и эксперт по Центральной Азии:
- Обеспокоенность председателя Агентства по делам религий чрезвычайно запоздалая, поскольку процесс уже давно “повальный” - хотя, надеюсь, он пока не стал необратимым. Кризис духовности в Казахстане существует точно так же, как и в огромном количестве других стран - в том числе и Центрально-Азиатского региона.
Что касается религиозного воздействия извне, то адреса “отправителей” хорошо известны - это Турция, Саудовская Аравия, Катар, Пакистан. Именно отсюда идут все те религиозные течения, которые можно смело называть экстремистскими, если даже не жестче. Все эти группировки работают в регионе под общим контролем британских и американских спецслужб и используются ими для достижения собственных - как сиюминутных, так и стратегических - целей. Ну и как отдельное направление я бы выделил различные протестантские и близкие к таковым сектантские группы, внедряемые в Казахстан миссионерами из некоторых стран Европы и из Южной Кореи.
Если посмотреть в сравнениях в контексте региона, хуже, чем в Казахстане, дело обстоит только в Киргизии (и это уже стало традицией), в Таджикистане. Официальный Бишкек даже законодательно разрешает деятельность целого ряда международных экстремистских и террористических группировок исламистского характера - не говоря уже о протестантских и сайентологических течениях. Думаю, что в настоящее время Казахстан во многом мог бы взять на вооружение опыт Узбекистана с его опорой на традиционные религии и запретом всего, привносимого извне.
Мурат ТЕЛИБЕКОВ, председатель Союза мусульман Казахстана:
- Кризис духовности в нашей стране уже давно перерос в кризис нравственности. Когда исчезает социальная справедливость, то наступает время всеобщего цинизма и лицемерия, которые почти всегда исходят сверху. Понятно, что разочаровавшиеся в собственных лидерах религиозные люди всегда будут пытаться найти на стороне идеалы, которые оказываются поруганы в твоем собственном Отечестве.
К сожалению, создание Агентства по делам религий никаких особых результатов не принесло. Самая громкая акция, проведенная сотрудниками этой структуры, - перерегистрация религиозных объединений, которую способно провести хоть статагентство. Это не миссия ведомства, задуманного для того, чтобы создать какую-то альтернативную идеологию, привлечь блуждающие души, обучить население религиозной грамотности и таким образом удержать молодежь от вступления в те или иные сомнительные религиозные организации. Однако, имея огромные финансовые, медийные, человеческие ресурсы, ведомство проворно подготавливает какие-то отчеты, проводит “круглые столы”, которые на поверку оказываются неэффективными. Я говорил все это и при личной встрече Кайрату Ламе Шарифу.
Сегодня в стране действует множество религиозных организаций и их эмиссаров, наибольшую опасность представляют группировки из Пакистана, Афганистана, Саудовской Аравии. Зачастую это дает повод нашим силовикам искусственно нагнетать ситуацию и под этим предлогом проводить угодные кому-то репрессии.
Айдос САРЫМ, политолог, координатор сайта “Абай”:
- Я согласен с мнением господина Лама Шарифа и полностью разделяю его обеспокоенность. Многие наши молодые ребята, которые в свое время выезжали учиться исламу в зарубежные страны, в конечном итоге привозили и привозят оттуда, пропагандируют не столько религиозный канон, сколько политико-правовые, этнокультурные установки тех стран, где они проходили учебу. Они становятся членами самых разных джамаатов, активно вербуют сторонников внутри страны, в том числе находясь в местах лишения свободы. Но нужно помнить, что религия - это не модное течение, не “Гангнам стайл” или “Харлем шейк”, не социал-демократия, не изыски Дерриды. Это особая экзистенция, ради которой многие готовы как жить, так и умирать. Сегодня же мы видим, что в Казахстане активно работают представители пакистанских, турецких, саудовских и иных джамаатов. Особого внимания заслуживает распространение салафизма, а также то, что страны, которые его нам экспортируют, эти течения у себя внутри, мягко говоря, не приветствуют.
Игорь ХЕН, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: hen@time.kz