Бензиновое обострение
С приходом весны топливный рынок традиционно начинает лихорадить из-за дефицита ГСМ и роста цен на бензин. В этом году масла в огонь подлили владельцы АЗС, которые заявили о необходимости введения государственного регулирования предельно допустимых цен для оптовых продавцов нефтепродуктов. Чего в связи с этим ждать простым потребителям? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам.
Талгат АКУОВ, президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана:
- Сегодня розничные продавцы ГСМ действительно страдают из-за того, что оптовиков постоянно лихорадит из-за меняющихся цен на нефть. Но вопрос не так прост. Допустим, правительство установит предельную цену для оптовиков на уровне 60 тенге за литр бензина. А производитель, который продавал ГСМ по 40 тенге, вдруг поднимет стоимость до 55. Оптовикам, естественно, будет невыгодно покупать такой бензин. И завтра они попросят, чтобы государство установило предельно допустимые цены для нефтеперерабатывающих заводов. Начнется цепная реакция. Ведь три звена топливного рынка - производители, оптовые и розничные продавцы - очень сильно друг от друга зависят, и никто из них не захочет страдать и терять прибыль. Если оптовики перестанут завозить бензин в Казахстан из-за того, что это станет невыгодно, в стране начнется дефицит и, как следствие, появится стихийный черный рынок продажи ГСМ. Конечно, розничные продавцы об этом умалчивают, но такой сценарий развития событий вполне вероятен.
- Нужен очень сбалансированный подход.
- Конечно, не факт, что те меры, о которых сейчас говорят розничные продавцы ГСМ, окажутся правильными, и это приведет к каким-то результатам. Поэтому процесс все время должен кто-то контролировать, проводить мониторинг. Я думаю, что можно провести что-то подобное в виде эксперимента и до конца года, например, установить предельную оптовую цену на бензин. Тогда мы сможем понять, нужны ли вообще такие меры. Ведь чрезмерное регулирование может подорвать определенные рыночные механизмы и привести к проблемам, которые в первую очередь обрушатся на владельцев АЗС: если возникнет дефицит бензина, они останутся крайними.
Думаю, вопрос регулирования цен возник из-за фиксированной стоимости бензина марки АИ-80. Может быть, уже пора говорить, что она стала неадекватной, тогда нужно утвердить оптовую цену только на этот вид бензина. А остальные не трогать.
- Возможен ли сейчас дефицит бензина?
- Скоро начнется посевная, и дефицит однозначно будет. Это происходит каждый год. Но, думаю, что цены на бензин и дизтопливо не изменятся, ведь стоимость нефти держится примерно на одном уровне.
Эдуард ЭДОКОВ, председатель независимого автомобильного союза:
- Ребят на заправке понять можно. Государство регулирует розничные цены, но при этом не трогает оптовиков, которые могут действовать так, как им захочется. Логики в этом нет. Владельцы АЗС говорят о необходимости таких мер, и я думаю, что это правильно: уж если регламентировать стоимость, то это должно касаться всех. У нас нет открытой биржевой продажи бензина, которая могла бы улучшить ситуацию. При ней розничные продавцы смогли бы покупать продукцию напрямую у нефтеперерабатывающих заводов, и таких проблем не было бы. Не думаю, что владельцы АЗС поднимают эту тему из-за того, что им не хватает денег на алмаз в сто каратов, а уж коли они начали выступать - значит, их совсем прижало. Конечно, обывателей смешат заявления о том, что бензиновые короли терпят убытки, но если копнуть глубже, окажется, что у них на самом деле есть трудности.
- Если о проблемах заговорили владельцы АЗС - жди повышения цен на бензин.
- Каждый год, когда на носу посевная или уборочная и есть острая необходимость в горюче-смазочных материалах, на ремонт или профилактику, обязательно закрывается какой-нибудь нефтеперерабатывающий завод. Мне непонятно, почему это происходит в самое горячее время. Может быть, это делается сознательно: придерживается объем ГСМ, соответственно, снижается предложение, возникает дефицит - цена вырастает. Не думаю, что в этом году что-нибудь изменится: все будет происходить примерно по тем же схемам.
Кайыпбек КАМБАРОВ, председатель ассоциации “Жана Жагарман” в Южно-Казахстанской области:
- Я не уверен, что установление предельных оптовых цен на нефтепродукты изменит ситуацию в лучшую сторону. В реальности стоимость ГСМ диктует количество нефтепродуктов, которые, как известно, Казахстан частично импортирует. Например, стране нужны 50 тонн нефтепродуктов, а поставщики дают только 40. Где взять оставшиеся десять? В рыночных условиях последние заработают на этом дефиците, и они заинтересованы в том, чтобы обеспечить страну необходимым топливом. Но если мы зафиксируем стоимость, поставщикам станет невыгодно работать, и они будут сокращать количество завезенных ГСМ. Сейчас в Казахстане три нефтеперерабатывающих завода, и пока примерно 30-35 процентов всех нефтепродуктов мы импортируем. Недавно началось строительство еще одного НПЗ, с его окончанием мы сможем полностью обеспечивать себя горюче-смазочными материалами. Благодаря Закону “Об обороте нефтепродуктов” (он появился два года назад) мы избавились от многочисленных посредников, которые зарабатывали деньги на бензине. Они до сих пор пишут во все инстанции, пытаясь вернуть все на прежние рельсы. А ведь и из-за них повышались цены на ГСМ. Все эти меры постепенно стабилизируют ситуацию.
- Стоимость бензина в ближайшее время повысится?
- Если сравнивать с другими странами, у нас самые низкие цены: в России, например, литр АИ-92 в пересчете на нашу валюту стоит 140 тенге. Равняться на них не нужно, но и о законах рынка забывать нельзя. Поэтому считаю, что мы постепенно должны повышать цену на ГСМ. Но только так, чтобы это не било по карману потребителей, - на один-два тенге, примерно на шесть процентов в год. Это будет нормально: невозможно держать цену до бесконечности. Весной, как всегда, будет нехватка бензина - из десяти заправок будут работать, к примеру, пять. Но это не дефицит ГСМ, во время которого начинается ажиотаж на топливном рынке, ситуация будет более спокойной. Ведь в прошлом году, например, был даже переизбыток бензина - Россия поставила нам большое количество нефтепродуктов, которых хватило с лихвой. Надеюсь, что и в этом сезоне больших проблем не будет.
Оксана АКУЛОВА, Оксана Акулова, akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы