5891

Когда автомобиль - не роскошь,а просто хлам

Президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анд­рей ЛАВРЕНТЬЕВ (на снимке) считает, что первые утилизационные пункты могут появиться в нашей стране уже через полтора года. О том, на какую компенсацию смогут рассчитывать владельцы автохлама, о ценах на машины отечественной сборки и о необходимости ужесточения процедуры техосмотра наш разговор с господином Лаврентьевым.

- Ваша ассоциация поддерживает инициативу создания государственной программы по утилизации старых автомобилей. Но большинство экспертов, которые в том числе выступали и на страницах нашей газеты (см. “Тачка как подачка”, “Время” от 23.2. 2013 г.), считают, что эта идея преждевременна и нереализуема.
- Я не понимаю, о каких экс­пертах идет речь. Для нас это абсолютно новая тема, в Казахстане никто раньше не утилизировал автомобили. Поймите, мы не занимаемся популистскими вопросами, а четко понимаем, кому и зачем нужна эта программа. Сейчас в Казахстане необходимо утилизировать 450 тысяч автомобилей. Из них около 300 тысяч уже давно не ездят по нашим дорогам, они просто числятся на учете - стоят на автобазах, в гаражах, во дворах. Оставшиеся 150 тысяч - это очень старые автомобили, на которые уже и запчастей-то нет.

- И какой автомобиль можно считать старым: десятилетний, двадцатилетний?
- Вообще программа будет рассчитана на автомобили, которые не эксплуатируются, и на очень старые машины, которым по 20-30 лет. На них нет ни автозапчастей, ни нормального техобслуживания. Конечно, возраст авто не всегда показатель изношенности, есть 35-летние экземп­ляры, которые дадут фору трехлетним автомобилям. Здесь однозначно должен быть дифференцированный подход. Оценка износа машины по ее состоянию наиболее показательна. Ведь авто может прийти в негодность и через три года, если им хорошенечко “заниматься”. Я вас уверяю, если мы объявим эту программу, как минимум сто тысяч автомобилей люди сами привезут на утилизацион­ные пункты.

- Согласна, к вам привезут машины, ржавеющие в гаражах. А как быть с теми “старушками”, которые все еще на ходу? В Алматы на таких чадящих агрегатах еще и таксовать умудряются.
- Нам нужно сделать так, чтобы эти на ладан дышащие машины никогда не прошли техосмотр, который нужно ужесточать. Должны быть скользящие проверки: выходит автомобиль со станции, его осматривают, и если становится понятно, что он прошел техосмотр за взятку, это фиксируется. Три нарушения - владелец станции лишается лицензии раз и навсегда. Лишить одного лицензии - и молва об этом разойдется так, что другим неповадно будет. Считаю, что отмена техосмотра в нашей стране - безответственный шаг, который приведет к тяжелейшим последствиям.
Я производитель машин, и на техосмотре не зарабатываю, просто озвучиваю свою личную позицию, из-за которой стал самым ненавистным человеком для всех казахстанских автомобилистов.

- Выступление депутата Омурзакова, предложившего разработать программу утилизации, было для вас неожиданным?
- Не думайте, что это была простая болтовня. У нас уже было несколько “круглых столов” по этой теме, в Министерстве индустрии и новых технологий есть комитет, который занимается этим вопросом. Есть люди, разрабатывающие этот проект, и, как я понимаю, они будут приводить его в действие. Я читал комментарии в Интернете: “Это гигантские деньги, опять придумывают, куда бы деть бабло”. Это не такие колоссальные суммы, если говорить об экономической целесообразности. Ведь речь идет об улучшении экологической обстановки, новых поступлениях в бюджет, развитии отечественного автопрома и привлечении крупных производителей автозапчастей.

- И все-таки о каких суммах идет речь?
- Средняя стоимость утилизационного пункта мощностью 55-60 тысяч автомобилей в год - от 10 до 25 миллионов долларов в зависимости от производителя. На мой взгляд, в Казахстане должно быть как минимум четыре-пять таких пунктов. Больше всего старых машин эксплуатируется в Южно-Казахстанской и Алматинской областях. А на западе РК и в центральных регионах полно автомобилей, которые просто стоят на учете. В этих регионах и нужны пункты утилизации. Мы не будем ходить по дворам и отлавливать владельцев автохлама, нужно заинтересовывать их финансово. Это цивилизованный подход. Если человек сам приехал на пункт утилизации и сдал свое авто, он должен получить за это компенсацию.

- Это же в любом случае будет небольшая сумма. В России, например, 50 тысяч рублей - меньше двух тысяч долларов. Для покупки нового автомобиля деньги не очень значительные.
- Согласен, сумма небольшая, но хоть какая-то, особенно для того, чья машина давно не ездит. А сколько стоит двадцатилетний автомобиль  не в самом лучшем состоянии? Не больше двух тысяч долларов. Если человеку на станции технического осмотра объяснят, что можно сдать свою машину в пункт утилизации и получить за это компенсацию, он сделает это. Необязательно покупать новый автомобиль сразу, сертификат, который выдается человеку, не имеет срока давности, и он может использовать его в любой момент, когда соберет необходимую сумму. К тому же мы планируем, что компенсация будет засчитываться как первоначальный взнос при оформлении кредита. На мой взгляд, эта сумма должна составлять полторы-две тысячи долларов. Она будет варьироваться в зависимости от веса авто, градации двигателя и некоторых других параметров.

- Получается, что человек сможет купить только новый автомобиль отечественной сборки?
- Естественно, только новый автомобиль, иначе теряется смысл программы утилизации. Но в то же время мы не можем ограничивать клиента только рамками отечественного автопрома. Вряд ли человек, который утилизировал свою машину, сможет купить новую за 30 тысяч долларов, например. Поэтому нужно дать людям адекватный ответ. Казахстанская автомобильная промышленность на сегодня не может предоставить спектр необходимых услуг, поэтому нужно проработать возможность покупки недорогих авто стоимостью до десяти тысяч долларов и у других производителей и их официальных дилеров.

- Когда может начаться реализация этой программы?
- Я думаю, при хорошем темпе все можно сделать примерно за полтора года.

- Вам не кажется, что эти утилизационные пунк­ты очень быстро обрастут мелкими конторками “Рога и копыта”, владельцы которых будут вытаскивать из машин более-менее пригодные запчасти и перепродавать их.
- За подобные деяния должна быть введена уголовная ответственность, ведь это чистой воды мошенничество. Россия, в которой сравнительно недавно появились утилизационные пункты, учла опыт Европы и Украины и создала такое законодательство, что все эти конторки оказались вне закона. Недавно там прошла специальная проверка, в ходе которой выявили всего 10 машин, которые после утилизации продолжали ездить по дорогам. В масштабах такой огромной страны это капля в море.

- Практически около любой автобарахолки есть кустарные утилизационные пункты, на которых разбирают автомобили. Может быть, стоит наладить сотрудничество с ними?
- В таком случае мы не достигнем тех целей, о которых изначально идет речь. Куда они девают запчасти с разобранных автомобилей? Продают. Что делают с кузовом от машины? Бросают его на свалках, в полях. То же самое происходит с аккумуляторами. Я уже не говорю об опасных веществах, которые содержатся в любой машине. Такой подход не имеет ничего общего с экологической системой утилизации. Владельцы эти пунктов - наши основные оппоненты. Конечно, они пострадают и потеряют немалые доходы, с которых, естественно, никто не платит налоги. Задумайтесь: рынок новых автозапчастей, официально завезенных в Казахстан, составляет порядка полутора миллиардов долларов, а оборот “серых” - один миллиард.

- Многие казахстанцы уверены, что лучше ездить на старой японской машине, чем на новой, но отечественной сборки. Пересядут ли они на наши авто?
- Что бы ни говорили, но казахстанских автомобилей на наших дорогах становится все больше. Ведь нашлись же в прошлом году 24 тысячи граж­дан, которые купили отечественные машины. На самом деле наш автомобиль ничем не отличается от “собрата”, сделанного в Корее, например. Есть технологический процесс, который практически полностью автоматизирован, там исключен фактор человеческого участия. Сегмент недорогих автомобилей постоянно растет, у нас есть очереди на такой продукт.

- Но те же люди говорят, то даже самые дешевые отечественные авто стоят слишком дорого. Не проще ли снизить цены и тем самым привлечь покупателей?
- Существует себестоимость автомобиля, и мы ее постоянно доказываем различным проверяющим органам. Правительство периодически задает нам вопрос: как снизить стоимость автомобиля и сделать его доступнее? Сегодня самый недорогой казахстанский автомобиль стоит 8900 долларов. Я вас уверяю: мы не можем найти варианта дешевле. Да, в Казах­стане продают Daewoo за 7-8 тысяч долларов, но это в определенной степени демпинг - в Узбекистане эти машины стоят 14 тысяч. Не знаю, как понизить цены на автомобили, наверное, в сегодняшней ситуа­ции это просто невозможно.

Оксана АКУЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть

Свежее