30470

Рауан ШАЕКИН: Правоохранительные органы нужно срочно “просветить”

В обществе продолжают активно обсуждать совещание Нурсултана НАЗАРБАЕВА с руководителями силовых структур, которое президент провел 30 января. На той встрече глава государства еще раз дал понять всем правоохранительным органам: их работа не выдерживает никакой критики, и это может повлечь за собой изменения - как кадровые, так и структурные. Свою оценку действиям силовиков в интервью газете “Время” уже дал бывший министр внутренних дел, а ныне депутат мажилиса Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ (см. “Использовать армию для удержания власти никто не собирается”, “Время” от 5.2.2013 г.). О том, что ждет правоохранителей в ближайшем будущем в случае, если они адекватно не отреагируют на критику президента, сегодня рассуждает еще один парламентарий - выпускник Карагандинской высшей школы МВД Рауан ШАЕКИН (на снимке).

- Сейчас, к сожалению, действительно хромает подбор кадров в правоохранительной системе, - начал наш разговор мажилисмен, согласившись с мнением своего коллеги Каирбека Сулейменова. - Сегодня уже можно с определенной уверенностью говорить, что в свое время была нарушена система подготовки сотрудников. Произошло это из-за сокращения расходов на силовые органы: начался отток профессионалов, их места заняли неопытные ребята. Из-за текучки исчезли преемственность поколений, наставничество. Раньше огромную роль в обеспечении правопорядка играла вневедомственная охрана. Сейчас в поле зрения этой структуры исключительно стратегические объекты. А ведь именно “Кузет” раскрывал большинство преступлений по горячим следам - просто потому, что оказывался первым на месте происшествия. В общем, ошибки были самые разные, и сейчас мы пожинаем плоды. И уже никого не удивляет, что сотрудники правоохранительных органов нарушают законы, вступают в преступные группировки или “крышуют” их, занимаются продажей наркотиков и так далее.
А ведь сегодня полицейский должен быть готов лучше своих коллег 20-30-летней давности! В нашу жизнь ворвался терроризм, и противостоять ему должны как раз правоохранительные органы. Религиозный экстремист прекрасно подготовлен, стреляет из любого вида оружия, способен самостоятельно изготовить взрывное устройство и устроить теракт в одиночку.
Мы долгое время не понимали, что сажать таких людей в колонии, - страшнейшая ошибка. Когда КУИС контролировало Министерство юстиции, этот вопрос упустили из виду. Один террорист мог за короткое время подчинить себе целую зону, собрать вокруг себя армию новых сторонников. И не­удивительно, что мы оказались не готовы противостоять этой силе. Ведь в других странах уже давно помещают террористов в отдельные камеры, изолируют от других заключенных. И мы должны были это знать.

- Президент предлагает публично наказывать дискредитировавших себя сотрудников. Ждать ли нам прямых трансляций громких судебных процессов?
- Сейчас, к сожалению, многим “оборотням в погонах” удается уйти от ответственности. Полицейский сбивает насмерть человека - попадает под амнистию. Ловят его при получении взятки - тут же выясняется, что он днем ранее уволился, - и дело разваливается по дороге в суд. Так не должно быть! Преступник в погонах не имеет права на снисхождение. А у нас нередко получается, что человека за преступление лишь понижают в должности и переводят на другую работу. Разве это наказание? Общественное порицание - вот что необходимо, и прежде всего - внутри самих коллективов силовиков. В полиции и других структурах все прекрасно знают, кто берет взятки, кто относится к своим обязанностям безответственно. Не думаю, что президент имел в виду открытые процессы. Скорее, это был призыв - каждому отдельно взятому негативному эпизоду с участием полицейского, сотрудника КНБ или финпола уделять особое внимание.

- Перспективы финансовой полиции, похоже, выглядят весьма туманными. На совещании президент сказал: “Мы сейчас будем думать, что делать с этим агентством”...
- Финансовая полиция в основном занимается уже совершенными преступлениями. Я лично не вижу, чтобы финпол уделял внимание профилактике правонарушений. К сожалению, в работе госорганов есть множество лазеек для расхищения средств. Почему специалисты по борьбе с экономическими преступлениями их не закрывают? Где их предложения по изменению законов, где работа с людьми? А штамповать уголовные дела, всех пересажать, оштрафовать, запугать - не так уж и сложно.
И потому оценивать деятельность силовой структуры по количеству уголовных дел в корне неверно: ведь число преступлений не снижается. Значит, нужного эффекта карательные меры не дают. Я убежден, что профилактика гораздо важнее. Вот, скажем, в советские времена была полная диспансеризация населения. На каждое предприятие, в каждый аул, в каждое село приезжал рентгеномобиль. И врачи всех заставляли делать снимки легких. Как только мы отказались от этой практики, у нас резко возросло число больных туберкулезом. И продолжает расти. А все просто - перестали заниматься профилактикой. Вот так же и наши правоохранительные органы нужно срочно “просветить”.

- Давайте поговорим о таможне. Выяснилось, что оперативные подразделения этой структуры практически бездействуют. На ваш взгляд, есть ли вообще хоть какой-то порядок на наших торговых границах?
- Благодаря новым технологиям выдача множества документов и справок в стране стала автоматизированной. Электроника исключает человеческий фактор, сейчас в ЦОНах даже автомобиль можно зарегистрировать. К сожалению, таможня продолжает работать по старинке. Там ничего не меняется годами. Электронный документооборот сделал бы работу таможни гораздо проще и прозрачней. Поэтому и возникают возможности для коррупционных преступлений и громких скандалов. А ведь если мы автоматизируем все процессы на границах, то у нас будет четкое понимание, сколько фур заходит в страну, что за грузы, какие суммы поступают в бюджет и так далее.
А когда появится прозрачность, дойдут руки и до оперативных дел. Контрабанды меньше будет в страну попадать, мошенников уберем с постов...
Сейчас на таможне затишье. Или после громких дел порядка стало больше, или очередная “бомба” вызревает. Но одно понятно - в нынешнем состоянии эта структура неэффективна и слишком легко поддается влиянию преступных группировок. Жаль, что узнаем мы это только после разоблачения очередных проворовавшихся руководителей.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть