685

Гибель президента

63-летний Раиси считался сторонником жесткой линии и долгое время потенциальным преемником верховного лидера Ирана

Гибель президента

Правительство Ирана 20 мая выступило с заявлением в связи с гибелью президента Ибрахима РАИСИ и других находившихся на борту потерпевшего крушение вертолета. Кабинет министров выразил соболезнования в связи с произошедшим и подчеркнул, что сбоев в управлении страной не будет. “Трудолюбивый и неутомимый президент иранского народа, который ничего не делал, кроме как служил великому народу Ирана на пути к развитию и прогрессу страны, сдержал свое обещание и пожертвовал своей жизнью ради нации”, - говорится в заявлении. Правительство заверило, что “путь чести и служения” будет продолжен, а в управлении страной “не будет ни малейших сбоев”. До этого иранский кабмин анонсировал экстренное заседание.

Ибрахим Раиси, считавшийся потенциальным преемником верховного лидера страны аятоллы Али ХАМЕНЕИ, погиб в результате крушения вертолета в гористой местности недалеко от границы с Азербайджаном.

Обгоревшие обломки разбившегося в воскресенье вертолета, на борту которого находились Раиси, министр иностранных дел и глава МИД Ирана Хосейн Амир АБДОЛЛАХИЯН и еще шесть человек, были обнаружены рано утром в понедельник после десяти часов поисков, осложненных погодными условиями.

Раиси перед посадкой в вертолет - когда точно было сделано это фото, неясно.

На кадрах с места крушения видно, что вертолет врезался в горную вершину, официальной информации о причине авиакатастрофы еще не было. Государственное агентство IRNA сообщило, что Раиси летел на вертолете Bell 212 американского производства.

Исполнять обязанности президента Ирана будет первый вице-президент Мохаммад МОХБЕР.

Ранее спасатели, прибывшие на место крушения спустя 10 часов после падения вертолета, заявили, что никто не выжил. Глава иранского Красного Полумесяца Пирхоссейн КОЛИВАНД также говорил в теле­эфире, что спасатели не обнаружили признаков жизни на месте крушения.

Пассажирами вертолета были президент, министр иностранных дел, а также губернатор иранской провинции Восточный Азербайджан Малик РАХМЕТИ и аятолла провинции Тебриз Али ХАШИМ.

Вертолет потерпел крушение в воскресенье в горах на северо-западе Ирана, недалеко от границы с Азербайджаном и Турцией. Раиси возвращался из иранской провинции Восточный Азербайджан, на границе с Азербайджаном, где он с президентом Азербайджана Ильхамом АЛИЕВЫМ участвовал в церемонии ввода в строй плотины на пограничной реке Аракс.

63-летний Раиси был сторонником жесткой линии и долгое время считался потенциальным преемником верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, пишет агентство Reuters.

Он стал заместителем прокурора Тегерана, когда ему было всего 25 лет, был прокурором Тегерана, в 2014 году стал генпрокурором Ирана. В 2019 году аятолла Хаменеи назначил его на влиятельную должность главы судебной власти страны.

На президентских выборах Раиси победил в 2021 году. С момента вступления в долж­ность он решил ужесточить законы о морали, руководил подавлением антиправительственных протестов и активно продвигал ядерные переговоры с мировыми державами, отмечает Reuters.

Президент Ирана находился под американскими санкциями, в том числе в связи с казнями политзаключенных в 1988 году в конце ирано-иракской войны.

Белый дом в воскресенье сообщил, что президент США Джо БАЙДЕН был проинформирован о сообщениях о катастрофе. Китай заявил, что он глубоко обеспокоен. ЕС активировал свою картографическую службу быстрого реагирования Copernicus, чтобы помочь в поиске вертолета.

По распоряжению российского президента Владимира ПУТИНА в Иран ночью вылетели два самолета МЧС. Утром они повернули обратно в Москву.

Посол Ирана в Москве заявил изданию IRNA, что Путин вечером 19 мая провел с ним встречу, на которой присутствовали министр обороны Андрей БЕЛОУСОВ, секретарь Совбеза Сергей ШОЙГУ, глава российского генштаба Валерий ГЕРАСИМОВ, советник президента Игорь ЛЕВИТИН, глава МЧС Александр КУРЕНКОВ и один из высокопоставленных чиновников ФСБ, имя которого посол не назвал. По словам посла, Путин расспросил его о деталях крушения вертолета и выразил готовность оказать помощь.

Крушение вертолета и гибель иранского президента произошли на фоне растущих разногласий внутри Ирана по поводу ряда политических, социальных и экономических кризисов, отмечает Reuters. Клерикальная власть страны сталкивается с международным давлением из-за ядерной программы Тегерана и его углубляющихся военных связей с Россией после полномасштабного вторжения РФ в Украину.

Агентство также напоминает, что с тех пор как ХАМАС - союзник Ирана - напал на Израиль 7 октября, спровоцировав войну в секторе Газа, конфликты с участием иранских группировок произошли по всему Ближнему Востоку. В политической системе Ирана 85-летний Хаменеи, верховный лидер с 1989 года, обладает полномочиями по принятию решений по всем основным направлениям политики, и в течение многих лет многие считали Раиси наиболее вероятным претендентом на место Хаменеи, который поддерживал политику Раиси.

rbc.ru, bbc.com

Баланс сил пошатнётся

Иранскую политическую систему ждут нелегкие времена

В Иране основная власть принадлежит духовному лидеру (аятолле), который исполняет свои обязанности пожизненно. Президент - второе лицо в стране, которое выполняет полномочия премьер-министра, должность которого была упразднена в 1989 году. Он подписывает международные соглашения, отвечает за госплан и бюджет, но не руководит работой правительства - оно подотчетно духовному лидеру и меджлису.

Согласно ст. 131 иранской Конституции в случае смерти президента все полномочия переходят его первому заместителю - Мохаммаду МОХБЕРУ. Как отметил в понедельник доцент Международного университета Флориды Эрик ЛОБ в статье для издания The Conversation, это политик “из того же теста”, что Раиси.

Мохбер будет выполнять функции Раиси в течение 50 дней. Потом должны будут пройти новые президентские выборы.

Как пишет политолог Эрик Лоб, на данном этапе сложно сказать, какого именно кандидата одобрит 85-летний нынешний верховный руководитель страны Али ХАМЕНЕИ - его согласие играет в этом вопросе ключевую роль. Выборы 2021 года, когда президентом был избран Раиси, стали одними из наименее конкурентных за всю историю Исламской Республики - большинство политиков, которые могли бы составить ему конкуренцию, включая бывшего президента Махмуда АХМАДИНЕЖАДА, до выборов не допустили.

Совершенно очевидно, что консерваторы в Тегеране займут круговую оборону.

Обозреватель издания The Atlantic и старший преподаватель истории и политологии в Университете Клемсона Араш АЗИЗ утверждает, что смерть Раиси может пошатнуть баланс сил в Исламской Республике, а одним из наиболее вероятных преемников Раиси на президентском посту станет спикер парламента Багер Галибаф. В годы ирано-иракской войны он был командиром Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и до сих пор поддерживает тесные связи с его руководством. При этом Галифаб “скорее технократ, чем идеолог”, характеризует его Азиз.

- Если Галибаф зарегистрируется для участия в спешно организованных президентских выборах, Совету стражей Конституции может быть трудно отказать ему, учитывая его глубокие связи с властными структурами Ирана. Но будет ли Хаменеи доволен, если президентство перейдет к технократу без соответствующих исламистских регалий? - задается вопросом Азиз, по мнению которого пока также сложно сказать, кого еще помимо Галифаба допустят до выборов.

Есть и другой вариант развития событий: верховный лидер Ирана может потребовать, чтобы совет выдвинул на пост президента одного человека, чтобы избежать выборов в кризисное время, считает вице-президент и старший научный сотрудник Йорктаунского института Шей ХАТИРИ.

Гибель Раиси может повлиять и на внутриполитическую борьбу за место верховного лидера Ирана в случае смерти Али Хаменеи, отмечают эксперты. По словам Хатири, крушение вертолета Раиси “ознаменует собой первую главу в игре в “музыкальные стулья”, которая затянет Исламскую Республику и подготовит почву не только для эры после Раиси, но и для эры после Хаменеи”.

Араш Азизи в свою очередь отмечает, что главная интрига заключается в том, что некоторые представители правящей элиты и бывшие чиновники, поддерживающие Галибафа, выступают за то, чтобы Али Хаменеи на посту духового лидера сменил его 54-летний сын Моджтаба ХАМЕНЕИ. Аналитик не исключил, что спикер парламента и Моджтаб Хаменеи могут заключить сделку, которая “проложит путь к власти для них обоих”.

Шей Хатири также допустил приход к власти Моджтабы, но указал, что передача долж­ности главы государства по наследству может столкнуться с внутриполитическим сопротивлением. “В конце концов, сначала Хомейни (Рухолла, первый верховный лидер Ирана. - Ред.), а затем и Хаменеи утверждали, что наследственное правление при шахе было незаконным и по­этому им было бы трудно навязать наследственное лидерство иранскому народу сейчас”, - пояснил эксперт.

rbc.ru

Поделиться
Класснуть