989

Репатрианты и саботажники

Без политической воли сверху российская бюрократия продолжит блокировать представителей “русского мира”, пропуская гастарбайтеров

Репатрианты и саботажники

По информации издания “Независимая газета” (НГ), уже на выходе указ президента РФ Владимира ПУТИНА, который вводит институт репатриации в Россию как прямых соотечественников, так и широкого круга представителей “русского мира” из-за рубежа. Однако в самой стране этим людям, похоже, по-прежнему не слишком рады: хотя сверху звучат призывы и добрые слова, низовой госаппарат продолжает, по сути дела, саботировать данную политику. Например, миграционные органы не прощают такого рода приезжим даже формальных нарушений вроде просрочки регистрации, за что их выдворяют с запретом на обратный въезд. Зато, по официальной статистике МВД, в январе - июне 2023 года одни только мигранты из Таджикистана составили почти половину из чуть более 200 тыс. новых россиян.

Президентские решения по поддержке “русского мира”, которые кратко называют указом о репатриации, как стало известно НГ от источника в Госдуме, видимо, выйдут в свет в течение ближайших пары-тройки недель. В принципе, срок для их обнародования где-то в конце лета - начале осени, логично следует из самого текста данного документа.

Проект, подготовленный в МВД РФ, был опубликован в последних числах мая, на правительственном портале нормативных актов он до сих пор числится активным. И в указе есть опорная дата - 1 января 2024 года, именно до этого срока правительству предлагается скорректировать свои постановления, на что обычно как раз и дается три месяца.

А еще именно с будущего года стартует то положение, которое, собственно, и позволяет говорить о репатриации как таковой. Это пункт о соотечественниках, “постоянно проживающих на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц”. Перечень враж­дебных стран президент поручает определить и вести кабинету министров. Для такой категории также действуют все те упрощения, которые полагаются и выходцам из республик бывшего СССР, в частности отмена экзамена на получение статуса “носителя русского языка”.

Как говорится в пояснительной записке, “согласно проведенному анализу из данных государств с учетом складывающейся геополитической ситуации в рамках госпрограммы переселяются соотечественники, владеющие русским языком, воспитанные в традициях российской культуры”. Так что “распространение требования о подтверждении владения русским языком на данную категорию лиц вызовет у них недоверие к РФ”. А также повлечет дополнительную нагрузку “на сотрудников росзагранучреждений, численность которых в настоящее время значительно сокращена”.

Кстати, еще одно важное уточнение в указе - это разрешение приезжать в Россию и сразу получать вид на жительство, по сути, вне рамок госпрограммы по переселению. То есть в любой, а не строго определенный регион, но, конечно, тогда уже без полного пакета подорожных компенсаций. Интересно, что МВД по ходу подготовки документа напомнило и о том, что ведомственное Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ) не имеет территориальных подразделений, которые участвовали бы в переселенческой госпрограмме.

И это важное уточнение, потому что в последнее время активно лоббируется формирование отдельного миграционного ведомства: дескать, по той причине, что правоохранительным органам трудно совмещать свою основную деятельность с чисто гуманитарными темами.

Например, за воссоздание своего рода аналога прежней Федеральной миграционной службы (ФМС) не так давно высказались все фракции Госдумы, отдельные партии также используют это предложение в ходе избирательной кампании. Кроме того, и ряд экспертов жестко настаивают: раз проблемы миграции стали не только внутриполитическим делом России, но и значимой частью международных отношений, было бы правильным дать полномочия какой-то одной госструктуре, на которую, естественно, возложить и всю полноту ответственности.

Однако пока Владимир Путин, судя по всему, к такому подходу не склоняется - к примеру, обновленную концепцию государственной миграционной политики он поручил готовить путем межведомственных согласований.

Между тем пока наверху дис­кутируют, совещаются и составляют бумаги, чиновники на местах продолжают придерживаться по отношению к переселенцам, по сути, репрессивного подхода. Это показывает, например, история бывшей жительницы Узбекистана Валентины СЕВАСТЬЯНОВОЙ, которая с 2022-го временно проживала в Тверской области. На последнем месяце беременности, потеряв работу, деньги, а значит, и жилье, она не сумела и вовремя продлить регистрацию. Буквально по выходе из роддома вместе с младенцем и протоколом об административном правонарушении она отправилась в суд, который вынес решение о принудительном выдворении, а до его исполнения поместил Севастьянову и ее шес­тидневного ребенка в центр временного содержания иностранных граждан. Эту нечеловеческую ситуацию удалось разрешить только после активного вмешательства представителей Госдумы и прокуратуры.

И такие случаи вовсе не единичны, но совсем неприглядно они выглядят на фоне сотен тысяч российских паспортов, ежегодно выдаваемых приезжим из тех же стран Центральной Азии. Об этом говорит свежая статистика МВД за январь - июнь 2023-го: безвизовые трудовые мигранты из этого региона взяли более половины из 205 тыс. новых паспортов РФ. В их числе одних только выходцев из Таджикистана оказалось почти 87 тыс. человек. Кстати, многие гастарбайтеры и пользуются гос­программой по переселению со­отечественников.

Как сказала НГ замруководителя Института стран СНГ Александра ДОКУЧАЕВА, подобные истории с соотечественниками показывают, что низовые миграционные органы о предстоящем развороте политики в сторону “русского мира”, видимо, не осведомлены. И поэтому “русским людям не спускают нарушения сроков пребывания на их исторической родине, наказывают не просто выдворением, но и запретом на въезд на долгие годы”. Она считает ошибкой, что осуществлением миграционной политики занимается силовая структура, главная функция которой - борьба с нелегалами, а потому, по ее словам, “не пора ли вернуть миграцию в гражданское ведомство?”

- Когда сталкиваешься с историями, когда соотечественникам, пытающимся укорениться в России, портят кровь и выдавливают обратно, невольно вспоминаются слова из песни Владимира ВЫСОЦКОГО: “Кто вы такие? Вас здесь не ждут! - отметил член президентского совета по правам человека Александр БРОД.

По его мнению, несмотря на призывы высших должностных лиц к радушию, бюрократическая машина до сих пор показывает свой суровый оскал. На что нередко срабатывает и коррупционная составляющая - с мигрантов “легче стричь купоны, чем с голых и босых соотечественников”. Брод напомнил, что правительство РФ насчитало уже 28 регионов, где наступила “демографическая зима”:

- Это значит, что дефицит рабочих рук будет расти. При этом некоторые политики и псевдоэкс­перты с надрывом продолжают пугать засилием мигрантов.

Он тоже видит смысл в возрождении ФМС, то есть такой службы, которая будет профессионально заниматься приемом и адаптацией приезжих.

- МВД - это учет и контроль, ГУВМ делает свое дело, но в работе с приезжими важна и гуманитарная составляющая, - подчеркнул правозащитник.

В свою очередь кандидат политических наук, доцент РАНХиГС, член экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора по Москве Михаил БУРДА напомнил, что именно русских по госпрограмме переселения приезжает все меньше. Зато она становится более популярной у выходцев из постсоветских государств, трансформируясь в программу по легализации гас­тарбайтеров. И, по его словам, хорошо, что некоторые регионы это осознают. И либо выходят из этой программы, как Калужская область, либо берут ее под прямой контроль губернатора, как сделали в Калининградской области.

Бурда заметил, что диаспоры мигрантов активно помогают своим землякам легализоваться в России, а русские переселенцы предоставлены сами себе: они, мол, не дают взяток и по­этому сталкиваются с произволом ­властей:

- Для переселяющихся русских дико звучит требование о необходимости доказывать принадлежность к нашей стране, особенно на фоне десятков тысяч российских паспортов, которые получают азиатские мигранты.

По его мнению, Россия подошла к той точке, когда необходимо создавать условия как для массовой репатриации соотечественников, так и для переезда иностранных высококвалифицированных специалистов - ученых, инвесторов и членов их семей, которые лояльны к России, разделяют традиционные ценности и готовы к языковой и культурной интеграции. По экс­пертным оценкам, заявил Бурда, потенциал такого переселения оценивается в 30-40 млн человек.

И для этого есть простые и понятные пути, реализовать которые при наличии политической воли можно практически одномоментно.

Во-первых, это смещение акцента господдержки на представителей русского и других коренных народов РФ, не имеющих за ее пределами собственной национальной государственности, а также лиц, признанных носителями русского языка по закону о гражданстве РФ.

Во-вторых, это меры, препятствующие легализации через гос­программу инокультурных и ино­язычных людей.

В-третьих, это “карта русского”, право на которую будут иметь не только лишь русские, но и представители иных коренных народов России, а также иностранцы, “сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с нашей страной”.

- “Карта русского” - это въезд в РФ без виз и приглашений в любое время и на любой срок, возможность пользоваться социальной инфраструктурой, работать без патентов и разрешений и многое другое, чего лишены соотечественники, которые уже прибыли в Россию, но не получили правового статуса, - пояснил Бурда.

ng.ru

Поделиться
Класснуть