Генералы раздербанят страну
Бои в Судане: стороны согласились на короткое перемирие, но надежд на прекращение боевых действий нет
Вооруженный конфликт между армией и военизированной группировкой под названием “Силы быстрой поддержки” (RSF) продолжается уже третий день. Ожесточенные столкновения наблюдаются в последнее время по всему Судану, боевые действия в стране продолжают распространяться на новые территории. По данным на утро 17 апреля местного профсоюза врачей, погибло около 100 человек, а по одной из оценок, число раненых составляет 1100 человек. Обе стороны утверждали, что контролируют ключевые объекты в столице Хартуме, где жители укрылись от взрывов.
Предыстория конфликта
Боевые действия в минувшие выходные - очередная вспышка напряженности, начавшейся в стране после отстранения от власти в 2019 году президента Судана Омара аль-БАШИРА. Он находился у власти почти три десятилетия. После массовых уличных протестов с требованием отстранить его от власти военные совершили переворот и взяли на себя руководство страной. Гражданское население требовало перехода к демократическому правлению. В итоге было создано совместное военно-гражданское правительство, но в результате очередного переворота в октябре 2021 года оно было свергнуто.
Страной стал управлять совет, состоящий из генералов, и между двумя самыми главными из них разгорелся конфликт. Один из них - глава Вооруженных сил и фактически президент страны генерал Абдель Фаттах аль-БУРХАН. Второй - его заместитель и командующий “Силами быстрой поддержки” генерал Мохамед Хамдан ДАГАЛО (также известный как Хемети, иногда пишется как Хемедти или Хамедти).
С тех пор соперничество между генералом Бурханом и генералом Дагало усилилось. В декабре прошлого года была согласована рамочная сделка по передаче власти в руки гражданских лиц, но переговоры, на которых стороны собирались согласовать детали этого перехода, провалились.
Они разошлись во мнениях относительно направления, в котором движется страна, и предлагаемого перехода к гражданскому управлению. Главные спорные моменты - это план включения “Сил быстрой поддержки” (а это около 100 тысяч человек) в состав регулярной армии и то, кто возглавит после этого армию.
Конфликт вошел в новую фазу после нескольких дней напряженности: члены “Сил быстрой поддержки” были передислоцированы по всей стране, армия расценила это как угрозу. Слабая надежда на то, что переговоры смогут разрешить ситуацию, не оправдалась: переговоры так и не состоялись. Неясно, кто сделал первый выстрел в субботу утром.
От верблюдов - до России
Начав как торговец верблюдами, генерал Дагало в последние два десятилетия неуклонно накапливал влияние и богатство в Судане, поднимаясь к вершинам власти. Он был командиром ополчения “Джанджавид”, которое обвиняют в массовых преступлениях во время конфликта в Дарфуре, начавшегося в 2003 году и приведшего к гибели до 300 тысяч человек. Миллионы людей были вынуждены покинуть свои дома.
Действия Дагало в этой роли привлекли внимание президента Омара аль-БАШИРА, который в 2013 году назначил его руководителем созданных на базе “Джанджавид” “Сил быстрой поддержки”. Однако после протестов в 2019 году с требованием отставки аль-Башира генерал Дагало выступил против бывшего покровителя и помог отстранить его от власти.
“Силы быстрой поддержки” превратились в мощную военную группировку.
В 2019 году она подавила демократические протесты в Судане с требованием гражданского правительства. Членов группировки обвинили в нарушении прав человека, в том числе в массовом убийстве более 120 демонстрантов в июне 2019 года. По некоторым данным, они также воюют как наемники, которые участвовали в конфликтах в Йемене и Ливии в составе коалиции под руководством Саудовской Аравии. В Судане интересы генерала Дагало связаны с добычей золота (его группировка контролирует некоторые золотые прииски Судана) и со строительством.
Сам генерал также занимается региональной политикой и развивает связи с Россией. В марте 2022 года суданские чиновники заявили, что планируют возобновить приостановленное в 2020 году соглашение, по которому Москва получила бы в аренду на 25 лет военно-морскую базу в Порт-Судане на Красном море.
Тогда же Дагало ездил в Москву, где встречался с российскими чиновниками, включая министра иностранных дел Сергея ЛАВРОВА и секретаря Совета безопасности России Николая ПАТРУШЕВА.
Государственное информационное агентство Судана SUNA тогда сообщило, что стороны договорились о возобновлении всех предыдущих экономических и дипломатических соглашений и соглашений в области безопасности.
В марте этого года после визита Сергея Лаврова военный режим в Судане одобрил строительство российской базы ВМФ. На ней разместятся около 300 военных и четыре корабля. В обмен Москва будет снабжать Хартум оружием и военной техникой. 16 марта телеграм-канал “Пресс-служба Пригожина” (Евгений ПРИГОЖИН, глава российского ЧВК “Вагнер”) опубликовал выдержанный в его обычной манере ответ корреспонденту New York Times, в котором, в частности, говорилось: “Мы... не имеем никакого отношения... к господину Хамедти (Дагало. - Ред.)”.
До победного конца?
Стороны суданского конфликта в минувшее воскресенье согласились ненадолго прекратить огонь, чтобы эвакуировать раненых и мирных жителей, но совсем останавливать боевые действия не собираются.
Представители армии Судана и вооруженного формирования “Силы быстрой поддержки” согласились с предложением Организации Объединенных Наций (ООН) приостановить боевые действия с 16.00 до 19.00 по местному времени в воскресенье. Это должно было позволить мирным жителям покинуть районы боевых действий и доставить раненых в больницы.
Агентство AFP сообщило, ссылаясь на очевидцев из числа местных жителей, что по крайней мере в районе аэропорта Хартума стрельба и взрывы, несмотря на объявленное прекращение огня, не стихали.
Африканский союз, ведущие арабские государства и США также призвали к прекращению боевых действий и возобновлению переговоров о передаче власти от военных гражданскому правительству. Однако, судя по заявлениям воюющих сторон, они пока не собираются откликаться на эти призывы.
Так, глава “Сил быстрой поддержки” Мохамед Хамдан Дагало заявил, что нынешний лидер Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан - преступник, который должен сдаться. Армия же заявляет, что переговоров не будет, пока “Силы быстрой поддержки” не будут распущены.
Тем временем Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН заявила в воскресенье, что после гибели трех своих сотрудников временно приостановила все операции в Судане. Трое сотрудников ВПП были убиты и двое ранены в ходе столкновений в Кабкабии в Северном Дарфуре. Представитель ВПП сообщил агентству Reuters, что все трое погибших были суданцами. В ходе перестрелки в субботу в аэропорту Хартума также был поврежден самолет Гуманитарной службы воздушных перевозок ООН.
На момент подписания этого номера было неясно, какие города и регионы находятся под контролем той или иной стороны конфликта. “Силы быстрой поддержки” заявляют, что контролируют ключевые объекты в столице, а глава Вооруженных сил говорит, что это ложь.
По словам сотрудницы службы мониторинга Би-би-си в Найроби Беверли ОЧИЕНГ, обе стороны делают взаимоисключающие заявления о территориях, которые они взяли под контроль, и составить представление о реальном положении дел практически невозможно.
bbc.com
Комментарий в тему
Фрэнк ГАРДНЕР, корреспондент Би-би-си по вопросам безопасности: Здесь сошлись интересы многих крупных держав
- Судан - одна из беднейших стран мира, но его природные ресурсы, а также стратегическое расположение на берегу Красного моря привлекают к нему внимание арабских стран и таких мировых держав, как Соединенные Штаты.
Одновременно Россия стремится создать военно-морскую базу на его побережье и ведет об этом переговоры с суданскими военными.
Вашингтон же старается этого не допустить, а кроме того, он не хотел бы, чтобы Судан вернулся к тем временам, когда на его территории находили убежище такие террористические группировки, как, например, “Аль-Каида” Усамы бен ЛАДЕНА. Недавно под давлением США Судан установил дипломатические отношения с Израилем.
Соседний Египет находится в близких отношениях с Хартумом, причем обе страны относятся к еще одному соседу, Эфиопии, с подозрением, граничащим с враждебностью.
После изгнания военного правителя Судана генерала Омара аль-Башира в 2019 году с Хартумом наладили связи Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Последняя убедила его направить ей в помощь войска в Йемен, в котором Эр-Рияд поддерживает одну из сторон в катастрофической гражданской войне.
ОАЭ же считают Судан одним из звеньев региональной цепи по борьбе с исламским экстремизмом, который они рассматривают как угрозу своему существованию.
Таким образом, учитывая, что в Судане сошлись интересы многих крупных держав, надежд на скорое прекращение конфликта практически нет.