744

Тотальное прощание

Бензоколонки становятся в Евросоюзе невыгодным бизнесом, поэтому французский нефтяной гигант TotalEnergies продает АЗС в Европе ради электромобилей и H2

Тотальное прощание

Казалось бы, о таком бизнес-активе можно только мечтать: 1198 бензоколонок и третье место среди лидеров на рынке классических автозаправочных станций (АЗС), и это в Германии! Мало того, здесь 60 млн автомобилей и мотоциклов, в том числе почти 49 млн легковых машин. К тому же ФРГ - ключевая транзитная страна в центре Европы, по немецким автобанам ежедневно с запада на восток и с севера на юг проезжает огромное количество иностранного автотранспорта, прежде всего грузового. И всем нужно заправляться.

Однако французский энергетический гигант TotalEnergies больше не считает свою немецкую сеть автозаправочных станций перспективным делом. Как и свою нидерландскую сеть из 392 АЗС. 16 марта концерн объявил в Париже, что продает почти 1600 бензоколонок в Германии и Нидерландах канадской компании Couche-Tard.

Одновременно он создает с ней совместное предприятие и передает ему в управление 619 своих АЗС в Бельгии и Люксембурге. Правда, во всех четырех странах автозаправки будут и дальше работать под брендом TotalEnergies до тех пор, пока концерн не прекратит снабжать их горючим. Это произойдет не ранее чем через пять лет.

Бренд TotalEnergies сравнительно новый. Ребрендинг концерн провел в 2021 году. До этого французский концерн, который входил и пока по-прежнему входит в пятерку мировых лидеров нефтегазовой отрасли, назывался просто Total. Под этим названием его хорошо знали и в России, главным образом благодаря парт­нерству с российской компанией “Новатэк” и участию в ее заводе по производству сжиженного газа “Ямал СПГ”.

После начала широкомасштабной агрессии России против Украины в феврале 2022 года французский концерн шаг за шагом выходит из российских проектов. Так, не далее как 13 марта этого года TotalEnergies подтвердил продажу своего остановленного ранее завода по производству моторных масел в Калуге.

Но вернемся к ребрендингу в мае 2021 года. Переименование из Total в TotalEnergies было призвано подчеркнуть новую, “зеленую”, климатическую повестку концерна - его стратегическую переориентацию с ископаемых энергоносителей, нефти и газа, на возобновляемые источники энергии. Именно этой сменой приоритетов продиктовано и нынешнее решение по бензоколонкам.

В тех странах, где предприятие не является лидером на рынке АЗС, говорится в заявлении его руководства, решено “сосредоточиться на новых формах мобильности, основанных на электрических и водородных двигателях”. Иными словами, TotalEnergies собирается строить вдоль автобанов зарядные станции для электромобилей, как это делает американская корпорация Tesla, а также поставлять H2 на заправочные станции для автомобилей, работающих на водороде.

Это будут преимущественно тяжелые грузовики. В начале февраля TotalEnergies обнародовал план создания вместе с французским специалистом по промышленным газам Air Liquide сети более чем из 100 H2-заправок вдоль основных транспортных маршрутов в Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии и Люксембурге.

От НПЗ Leuna в Восточной Германии TotalEnergies отказываться не собирается.

Свое решение переключиться на обслуживание электрических и водородных автомобилей (которые по сути дела тоже являются электромобилями) руководство концерна объясняет как намерением Евросоюза запретить с 2035 года продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, так и общим курсом ЕС на достижение климатической нейтральности к 2050 году. TotalEnergies этот курс полностью поддерживает.

Однако он ведет к тому, что по мере роста числа электромобилей уже стало ощущаться сокращение выручки на бензоколонках, особенно в черте городов. В то же время оснащать такие городские АЗС зарядными терминалами малоперспективно, поскольку владельцы электромобилей заряжают их чаще всего у себя дома или на работе, указало руководство TotalEnergies.

Поэтому и было принято решение покинуть как нидерландский, так и немецкий рынок автозаправочных станций, на котором французский концерн занимал “лишь” третье место после двух британских конкурентов - BP, работающего в Германии под брендом Aral, и Shell. Из этих же со­ображений Total еще в 2015 году, когда тема климата и электромобилей не играла столь большой роли, продал сети своих бензоколонок в Италии, Швейцарии и Великобритании - там у французов тоже не было лидерства. Теперь TotalEnergies сосредоточится на бензоколонках во Франции, на своем родном рынке.

Уход из Германии и Нидерландов существенно приблизит концерн к цели к 2030 году из климатических соображений снизить сбыт нефтепродуктов на 30%. Долгое время Total продавал на своих европейских АЗС больше бензина и дизеля, чем производили его нефтеперерабатывающие заводы, так что часть горючего приходилось прикупать на рынке. Впредь эта необходимость отпадет.

В Германии неожиданная новость о заключенной TotalEnergies сделке породила определенную тревогу за дальнейшую судьбу нефтеперерабатывающего завода Leuna в восточногерманской федеральной земле Саксония-Анхальт, принадлежащего французскому концерну. Это один из двух НПЗ на территории бывшей ГДР, которые раньше работали исключительно на российской нефти, поступавшей по нефтепроводу “Дружба”.

После того как Германия к 31 декабря 2022 года полностью прекратила импорт этого энергоносителя из РФ, поставки сырья на НПЗ Leuna идут через порт Гданьск по польской системе трубопроводов и по конечному отрезку “Дружбы”. К тревоге, хватит ли этих поставок для полной загрузки мощностей завода, теперь прибавилась забота, как на предприятии скажется продажа сети немецких бензоколонок.

Однако немецкая экономическая газета Handelsblatt со ссылкой на круги, близкие к руководству концерна, пишет, что о продаже завода и речи нет. Тем более что TotalEnergies обязался еще как минимум пять лет снабжать проданные АЗС горючим, и в Восточной Германии этим будет заниматься именно Leuna.

Под конец зададимся вопросом, почему европейскими активами, от которых решил теперь избавиться французский концерн, заинтересовалась канадская фирма. Руководство TotalEnergies объясняет это тем, что в новых условиях классические бензоколонки меняют свою бизнес-модель. Из места, где раньше всего лишь заливали в бак горючее, они все больше превращаются в сервисные предприятия с минимаркетами, кафе, развлечениями для детей. Все это - совсем не профильный бизнес французского энергетического гиганта, но именно на таких “островках досуга” при АЗС давно уже специализируется компания Couche-Tard. Поэтому в Париже и решили предложить сделку канадцам.

dw.com

Поделиться
Класснуть