985

Не кризис, а рекорды

Нефтегиганты Запада купаются в деньгах, Россия пытается повлиять на мировые котировки черного золота, а страны ОПЕК+ пока выжидают

Не кризис, а рекорды
Буровая платформа компании BP в Северном море.

Пятерка крупнейших западных нефтяных компаний заработала рекордную годовую прибыль: ковид отступил, а война России в Украине и восстановление экономики Китая играют на руку нефтяным гигантам. Между тем начиная с марта РФ планирует сократить добычу нефти на 500 тысяч баррелей в сутки, или примерно на 5 процентов от общего объема текущего производства. Потенциально это может подорвать смысл санкций, введенных западными странами, которые рассчитывали предотвратить резкий скачок цен в то время, как их экономики борются с высокой инфляцией.

Сегодня в это сложно поверить: еще два-три года назад финансовые аналитики по всему миру всерьез обсуждали “закат нефтяной эры”, а сам энергоноситель дешевел день ото дня на фоне ограничения авиасообщения и прочих антиковидных мер. Про “энергетическую безопасность” и нехватку топлива речь и близко тогда не шла.

Но российское вторжение в Украину, связанные с ним санкции против российской нефти и пост­пандемийное восстановление экономики в большинстве стран мира привели к повышенному интересу государств и частного бизнеса к бесперебойным поставкам черного золота. В первую половину прошлого года цена на баррель в основном держалась выше отметки $100, достигнув в марте пика в $139 за баррель сорта Brent. Во втором полугодии цена колебалась в диапазоне $70-95, что все еще существенно выше коридора $40-50, который считается тем минимумом, при котором западные нефтяные компании получают прибыль от ­нефтедобычи.

Поэтому вполне ожидаемой стала в феврале новость о том, что пять крупнейших нефтяных компаний Запада - ExxonMobil, Shell, Chevron, BP и Total - по итогам года заработали рекордную прибыль в размере $196 млрд. Еще более впечатляют детали. Так, прибыль ExxonMobil за 2022 год не только стала рекордом для этой американской компании, но и вообще превысила результаты любой европейской или американской нефтяной фирмы за всю историю. Прибыль BP в $28 млрд стала наибольшей за все 114 лет существования этой фирмы, а доходы британо-нидерландской Shell по сравнению с предыдущим годом просто удвоились.

Впрочем, объявления о рекорд­ной прибыли нефтяных гигантов вызвали на Западе противоречивые реакции. Во-первых, планы отказаться от ископаемых источников энергии в Евросоюзе никто не отменял и общественным консенсусом является развитие “зеленой энергетики”, а не инвестиции в нефть и газ.

А во-вторых, все эти победные реляции звучат на фоне резко повысившихся расходов на отопление и электричество у домохозяйств. Недовольства добавляют высокие цены на бензин и дизельное топливо. И хотя власти большинства европейских стран в прошлом году осуществили различные меры поддержки населения, вроде ограничений стоимости газа или отмены налога на топливо, практически везде развернулась дискуссия о введении специального налога на сверхприбыль, которую получили нефтяные гиганты благодаря ситуации на мировых рынках.

В Великобритании и Евросоюзе такой спецналог уже введен, но и в политических, и в профсоюзных кругах многие считают его слишком низким. Так, Shell, Total и BP сообщили, что новый сбор обойдется каждой из компаний примерно в $2 млрд, то есть в 5-8% их прибыли. ExxonMobil вообще отказывается признавать правомочность спецналога, мотивируя это тем, что руководство Евросоюза превысило свои полномочия, так как введение налогов является прерогативой национальных властей.

О том, что с марта Россия сократит добычу нефти, вице-премьер РФ Александр НОВАК объявил 10 февраля - через несколько дней после вступления в силу потолка цен на российскую нефть (не выше $60 за баррель), согласованного странами G7, Евросоюза, а также Австралией. Кроме того, ранее ЕС ввел эмбарго на морские поставки нефти из России, а с 5 февраля вступил в силу запрет Евросоюза на покупку российского дизельного топлива и других нефтепродуктов.

Разовое сокращение добычи Россией вряд ли сильно повлияет на мировые котировки нефти в долгосрочной перспективе, но дальнейшее снижение добычи может привести к росту цен, говорят эксперты, особенно с учетом ожидаемого повышения спроса на нефть после снятия коронавирусных ограничений в Китае.

- Россия может попытаться сделать нефть оружием, как в прошлом году она пыталась сделать оружием природный газ, - сказал DW эксперт по энергетической политике брюссельского аналитического центра Bruegel Симоне ТАЛЬЯПЬЕТРА.

В прошлом году западные санк­ции за вторжение в Украину не оказали заметного влияния на добычу нефти в России, являющуюся основным источником доходов для государства. Более того, в 2022 году средний объем добычи в РФ даже вырос на 1,5% по сравнению с 2021 годом - до 10,7 млн баррелей в день. Россия успешно перенаправляла нефть, от которой отказывался Запад, в другие страны, прежде всего в Индию и Китай.

Однако из-за ценовых ограничений Москве трудно поддерживать поставки на нынешнем уровне. Эти ограничения не только вынуждают российских производителей продавать свою нефть с большими скидками, но и приводят к повышенным расходам на страхование и фрахтование из-за нехватки танкеров.

- Сокращая объемы производства, Россия надеется превратить рынок нефти в рынок продавца, а не покупателя, - отмечает в беседе с DW ведущий сырьевой аналитик шведского банка SEB Бьярне ШИЛДРОП.

Россия назвала сокращение добычи добровольным шагом, но многие наблюдатели считают, что Москва была вынуждена пойти на это из-за санкций.

Дефицит бюджета РФ в январе вырос до 1,8 трлн рублей ($25,018 млрд), что стало самым крупным дефицитом за последние годы. Одна из главных причин - западные нефтяные санк­ции. По данным Министерства финансов России, доходы от продажи нефти и газа сократились в сравнении с январем прошлого года почти вдвое - на 46%.

В связи с этим Россия заинтересована в значительном росте цен на нефть. Это не только увеличило бы доходы Москвы, компенсируя сокращение экспорта, но и обернулось бы проблемами для экономик Запада, борющихся с инфляцией.

Отметим, России будет еще сложнее извлечь выгоду от превращения нефти в рычаг давления, поскольку черное золото более взаимозаменяемо и доступно во всем мире. Это значительно облегчает странам поиск альтернативных поставок.

Кроме того, существует альянс стран - производителей нефти ОПЕК+, в который входит и РФ. Организация решила пока не замещать объемы, выпадающие в результате одностороннего решения Москвы, в результате чего цены на нефть марки Brent превысили $85 за баррель.

Но позиция ОПЕК+ может измениться, если Россия прибегнет к дальнейшему сокращению добычи, потому что это может привести к росту цен на нефть до уровня, когда они начнут угрожать спросу.

- Тогда, вероятно, последует ответная реакция ОПЕК по компенсации объемов, и в таком случае это просто обернется убытками для России, - резюмирует Бьярне Шилдроп.

dw.com

Поделиться
Класснуть