867

Последствия турбулентности

Россияне поколения Х больше других потеряли ощущение благосостояния, и они не верят в возврат к прежней жизни в обозримом будущем

Последствия турбулентности

За прошедший год ощущение благосостояния российских потребителей ослабло, говорится в исследовании консалтинговой компании “Яков и партнеры” (бывшая McKinsey), которая провела совместно с исследовательским холдингом “Ромир” социологический опрос о настроениях и изменении привычек россиян в контексте турбулентности 2022-го.

В опросе, который проводился в декабре, приняли участие более 1,5 тыс. респондентов по всей России. Они относятся к разным социально-демографическим группам. Среди участников были представители четырех поколений: Z (зумеры, 18-19 лет), Y (миллениалы, 20-37 лет), X (поколение перестройки 38-58 лет) и беби-бумеры (59-64 года). Они также различались по уровню дохода и региону проживания.

При оценке благосостояния учитывалось нескольких факторов, которые включают долгосрочную стабильность, сбережения, эмоциональное и физическое состояние, досуг, заботу о себе, возможности профессионального роста и т. д., следует из отчета по итогам исследования “Срез потребительских настроений в РФ №1: новая реальность-2022”, опубликованного в минувший вторник.

Больше всего респондентов - 53% - выделили ослабление ощущения благосостояния в части долгосрочной стабильности. Ухудшение ситуации со сбережениями и накоплениями, а также с физическим и эмоциональным здоровьем отметили по 46% участников опроса. Снижение качества досуга и отдыха выбрали 42% респондентов. Большинство опрошенных - 78% - также полагают, что на возврат к прежней жизни может потребоваться от года до нескольких лет, отмечают авторы исследования.

22% участников опроса уверены, что возврат к прежней жизни возможен в течение года; год-два и три-пять лет назвали по 19% рес­пондентов; варианты “более пяти лет” и “в обозримом будущем невозможен” выбрали по 20% отвечавших. Молодежь и покупатели с высоким доходом - от 80 тыс. руб­лей ($1,16 тыс.) в месяц на члена семьи - ожидают некоторого улучшения семейного благосостояния в ближайшие полгода.

Чаще всех негативную оценку высказывали представители поколения Х (38-58 лет) и лица с низким уровнем дохода - до 20 тыс. рублей ($290) в месяц на одного члена семьи. Напротив, молодое поколение проявило наибольшую устойчивость к изменениям. Например, об ослаблении ощущения долгосрочной стабильности говорили 59% респондентов поколения Х и лишь 33% зумеров. Для категории “эмоциональное и физическое состояние” это соотношение составляет 54 и 21%, а для “отношений с близкими и друзьями” - 10 и 5% соответственно.

Кроме того, 59% респондентов заявили, что в ближайшие шесть месяцев уровень дохода станет для них главным фактором беспокойства. Основные причины: рост цен либо инфляция, общая экономическая ситуация в стране и падение дохода семьи. У 39% участников опроса беспокойство в ближайшие полгода будет вызывать их психоэмоциональное состояние, у 38% - здоровье и забота о нем.

Несмотря на прогнозируемые трудности, в качестве основной стратегии их преодоления российские потребители обозначили не только сокращение расходов на крупные покупки, но и намерения помогать своим близким, отмечает младший парт­нер компании “Яков и партнеры” и один из соавторов отчета Денис ДОВГАНИЧ.

Он также обращает внимание на тот факт, что абсолютное большинство респондентов не рассматривают переезд в другую страну (60%) и другой регион России (58%) “как ответную меру преодоления трудностей”.

Три основные стратегии преодоления трудностей сфокусированы на оптимизации трат. 60% участников опроса откажутся от дорогостоящих покупок и услуг, 42% - от отпуска и поездок, еще 40% сократят расходы на одежду и развлечения, 10% респондентов поколения X говорили о намерении найти подработку, чтобы увеличить доходы.

- Мы видим, что покупатель сегодня оказался в нестабильной экономической среде, что привело к активации стратегий экономии, о важности экономно подходить к покупкам говорят все поколения - 41%. Однако покупатель сегодня не готов жертвовать качеством продуктовых товаров: здоровье на первом месте, - подчеркивает исполнительный директор холдинга “Ромир” и еще один соавтор отчета Инна КАРАЕВА.

За последний год респонденты снизили расходы на предметы роскоши (9%), путешествия за границу (9%) и по стране (4%), развлечения (8%), питание вне дома (6%), электронику (3%) и технику (2%). При этом они увеличили расходы на ЖКХ (55%), лекарственные препараты (38%), питание дома (35%), связь и интернет (28%), бытовую химию (28%) и медицинские услуги (22%).

rbc.ru

Поделиться
Класснуть