1878

Трагедия рейса MH17: развязка близка

Судебный процесс по делу о катастрофе пассажирского самолета "Малайзийских авиалиний", летевшего летом 2014 года рейсом MH17 над Донбассом и сбитого зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) "Бук", подходит к завершению. В четверг, 17 ноября, в 13.30 (в 18.30 по времени Астаны) суд в Гааге (Нидерланды) должен объявить заочный приговор в отношении предполагаемых виновников преступления, включая известного российского полевого командира Игоря ГИРКИНА.

Трагедия рейса MH17: развязка близка
На месте крушения Boeing 777 малайзийской авиакомпании
Четверо дождались приговора

Приговор вынесут по итогам процесса, который продолжался с марта 2020 года, в отношении четверых обвиняемых, трое из них - россияне. Это бывший министр обороны самопровозглашенной ДНР Игорь ГИРКИН (Стрелков), генерал-майор Сергей ДУБИНСКИЙ (по прозвищу Хмурый), полковник Олег ПУЛАТОВ (Гюрза) и гражданин Украины Леонид ХАРЧЕНКО (Крот). Гиркин на момент катастрофы "боинга" занимал самый главный военный пост в структурах сепаратистов, поддерживаемых из России. Дубинский был тогда его заместителем, Пулатов был замом Дубинского, а Харченко подчинялся Пулатову.

Согласно выводам следствия, Гиркин и трое других подсудимых способствовали прибытию орудия преступления из России (ЗРК "Бук") и координировали действия расчета ЗРК, сыграв таким образом "ключевую роль в убийстве 298 человек". Обвинение требует пожизненного срока заключения для обвиняемых. Законы Нидерландов позволяют привлечь к ответственности названных подозреваемых, хотя сами они могли и не нажимать на кнопку пуска ракеты, а также судить обвиняемых заочно.

Небольшой шанс привлечь лично одного из обвиняемых к суду, а именно Гиркина-Стрелкова, возник лишь недавно, после того как он сам сообщил о том, что отправился в Украину для формирования добровольческого батальона, который будет воевать против ВСУ. В Украине, по данным СМИ, собрано более $100 тыс. для выплаты вознаграждения за поимку Гиркина. Единственным из обвиняемых, кто на процессе в Гааге как-то сотрудничал с судом, был Олег Пулатов - его интересы в суде представляют нидерландские адвокаты.

История катастрофы самолета

Катастрофа Boeing 777 малайзийской авиакомпании произошла 17 июля 2014 года в 16.20 по местному времени. Пассажирский лайнер, совершавший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, как установило следствие, поразила ракета. Никто из 298 человек, бывших на борту самолета, не выжил. До сегодняшнего дня никто не взял на себя ответственность за катастрофу Boeing777.

Никто из 298 человек на борту самолета не выжил.

После трагедии пять стран - Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина - создали совместную международную следственную группу (JIT). Эксперты JIT пришли к выводу, что гражданский самолет в небе над Донбассом 17 июля 2014 года сбила ракета серии 9М38, выпущенная зенитно-ракетным комплексом "Бук", который находился на территории, подконтрольной пророссийским силам. Следователи уверены, что "Бук" попал на украинскую территорию из 53-й бригады ПВО РФ, базировавшейся под Курском, и вскоре после трагедии был транспортирован обратно через границу на территорию РФ.

В суде за время процесса были продемонстрированы остатки лайнера и поразившей его ракеты с уникальным серийным номером, данные спутников и радаров, а также фото- и видеосъемки того, как предполагаемое орудие преступления - ЗРК "Бук" - транспортировали к месту выстрела и обратно. Кроме того, обвинение представило суду свидетельские показания и перехваты телефонных переговоров между подозреваемыми в причастности к катастрофе MH17.

Обвинение уверено в виновности обвиняемых и потребовало назначения им наказания в виде пожизненного заключения. Россия свою причастность к крушению "боинга" отрицает. Кремль и российские государственные СМИ за последние восемь лет выдвинули несколько альтернативных версий произошедшего, позже, впрочем, признав некоторые из них "ошибочными". Суд в Гааге рассмотрел и отверг российские версии катастрофы.

Это не международный трибунал

Хотя судебный процесс рассматривает суд Гааги, его не следует путать с Международным судом ООН. Россия в Совете Безопасности ООН наложила вето на инициативу создания международного трибунала по делу о крушении MH17. В итоге власти Нидерландов проводят уголовный процесс в рамках национального законодательства. Такой выбор был сделан потому, что 193 из 298 пассажиров сбитого самолета были гражданами этой страны, а также потому, что международное следствие велось под руководством нидерландских полиции и прокуратуры.

Следователи реконструировали носовую часть разбившегося самолета.

Окружной суд Гааги проводит заседания не в местном Дворце правосудия, а в более вместительном юридическом комплексе, расположенном у аэропорта Схипхол под Амстердамом, откуда больше восьми лет назад и вылетел малайзийский "боинг". Слушания являются открытыми, возможность следить за процессом была у любого желающего: заседания, включая оглашение приговора, транслируются в интернете.

Суды проходят не только в Гааге

Судебный процесс в Схипхоле - самый крупный, но не единственный по делу о крушении "боинга" "Малайзийских авиалиний". В марте 2022 года Нидерланды и Австралия подали совместный иск против РФ в Международную организацию гражданской авиации из-за катастрофы MH17. В 2020 году Нидерланды подали иск против РФ в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Помимо жалобы Нидерландов в ЕСПЧ рассматриваются еще два иска: "Айлей и другие против России" и "Энглин и другие против России".

Представители Международной следственной группы (JIT).

Коллективные иски поданы от имени 380 родственников жертв крушения MH17. Истцы из Германии, Австралии, Нидерландов, США и других стран обвиняют Россию в нарушении права жертв на жизнь, а также в том, что российские власти сделали недостаточно для того, чтобы расследовать обстоятельства трагедии. То, что Россия в марте 2022 года покинула Совет Европы и больше не находится в зоне юрисдикции ЕСПЧ, не имеет значения для рассматриваемых в связи с катастрофой MH17 жалоб.

В ЕСПЧ также рассматривается иск против Украины, поданный четырьмя семьями родственников погибших в результате катастрофы малайзийского "боинга". Истцы обвиняют Киев в том, что власти страны не сделали все необходимое для защиты пассажиров, например не закрыли полностью воздушное пространство над территорией конфликта.

В день трагедии со стороны украинских властей действовало ограничение на полеты в воздушном пространстве ниже 8000 метров. Как выяснилось позднее, Россия в одностороннем порядке подняла ограничения до 16 километров лишь за несколько часов до того, как в небе был сбит малайзийский "боинг". Эта высота соответствует дальности полета ракет ЗРК "Бук".

dw.com

Поделиться
Класснуть