Красные линии не холодной войны
О чем говорили лидеры США и КНР перед открытием саммита G20
Накануне открытия саммита “Большой двадцатки” на индонезийском острове Бали больше всего внимания было приковано к первой личной встрече Джо БАЙДЕНА в качестве президента США с лидером Китая СИ Цзиньпином.
Встреча в понедельник длилась на час дольше запланированного, что, по мнению журналистов, работающих на саммите, может быть хорошим знаком - лидеры готовы были выделить время, чтобы обсудить все как следует.
Напряжение вокруг Тайваня, особенно после визита туда спикера палаты представителей США Нэнси ПЕЛОСИ в августе этого года, заставило многих опасаться, что любой неверный шаг со стороны США, Китая или Тайваня может привести к военному конфликту или даже к открытой войне. По мнению журналистов и экспертов, накануне этой встречи складывалось впечатление, что обе стороны настроены на примирение.
Разговор с китайским лидером Байден назвал открытым и честным. Си Цзиньпина он нашел “таким, каким тот всегда был - конкретным и прямолинейным”, но при этом готовым пойти на компромиссы по некоторым вопросам.
Отвечая на вопрос журналистов о возможной холодной войне США и Китая на почве тайваньского вопроса, Байден заявил:
- Я абсолютно уверен, что новой холодной войны не будет… Я не думаю, что со стороны Китая будут какие-либо неизбежные попытки вторжения на Тайвань.
Байден, по его словам, дал понять, что политика США в отношении Тайваня не изменилась и что США хотят, чтобы проблемы решались мирным путем.
- Я убежден, что (Си Цзиньпин. - Ред.) точно понял, о чем я говорил, - добавил Байден.
Оба лидера заявили о недопустимости применения ядерного оружия, а также недопустимости угроз его использования в Украине. Си Цзиньпин заявил, что крайне обеспокоен ситуацией там после нескольких месяцев войны. Ранее Китай призывал к сдержанности, но не стал осуждать вторжение России, которая является важным торговым партнером КНР.
“Президент Байден и председатель Си подчеркнули, что, по их общему мнению, ядерную войну нельзя начинать и невозможно выиграть и что они не приемлют угрозы ядерным оружием в Украине”, - объявил после встречи Белый дом.
Си Цзиньпин признал, что китайско-американские отношения вызывают обеспокоенность, и это не то, чего ожидает от них международное сообщество. Особенно когда “мир оказался на перепутье”.
- Нам нужно наметить правильный курс для китайско-американских отношений, - сказал он Байдену.
США продолжат “решительно конкурировать” с Китаем, однако при этом конкуренция не должна превращаться в конфликт, заявил Байден по итогам переговоров. Он высказал возражения по поводу “принудительных и все более агрессивных действий Китая в отношении Тайваня”, поднял тему российского вторжения в Украину и выразил обеспокоенность “провокационным” поведением Северной Кореи.
Китайские государственные СМИ передали свою версию того, что происходило на встрече лидеров Китая и США. По их словам, Си Цзиньпин предостерег США от пересечения “красной линии” в ситуации с Тайванем. Остров - самоуправляемая демократия, однако Пекин рассматривает его как отколовшуюся провинцию, которая рано или поздно должна воссоединиться с материковым Китаем.
При этом Вашингон считает, то Китай обязан попытаться предотвратить ядерные испытания в Северной Корее, а если испытания все же состоятся, США предпримут “определенные действия” оборонительного характера, которые не будут направлены против Китая, но будут сигналом для КНДР. И в этом вопросе необходимо избежать любого недопонимания.
- Я хочу быть предельно ясным со всеми лидерами, но особенно с Си Цзиньпином, в том, что я имею в виду то, что говорю, и говорю то, что имею в виду, чтобы не было недопонимания. Самая большая проблема, которая вызывает у меня беспокойство, - это неправильное понимание намерений или действий каждой из сторон, - сказал Байден.
Эксперт по международным отношениям ЯН Чонг из Национального университета Сингапура считает, что общий тон встречи президента Джо Байдена с Си Цзиньпином был позитивным.
По его мнению, лидеры признали, что между странами есть точки соприкосновения, в том числе по продовольственной безопасности, климату и стремлению не допустить ядерной войны. Плюсом является и тот факт, что они готовы к диалогу. Однако стоит отнестись к этому с осторожностью, поскольку отношения Китая и США нельзя назвать стабильными.
К примеру, на прошлогоднем климатическом саммите ООН COP26 возникло ощущение некоторого взаимопонимания между странами, однако потом отношения испортились.
Байден и Си Цзиньпин договорились, что темы, которые они обсуждали, продолжат обсуждать их команды, и в ближайшее время для этих целей в начале следующего года Китай посетит госсекретарь США Энтони БЛИНКЕН.
bbc.com
А тем временем
Перспективы мрачные, потери триллионные
В преддверии саммита G20 на Бали в Международном валютном фонде (МВФ) ожидают дальнейшего замедления роста мировой экономики из-за последствий пандемии и войны России в Украине, а также высокой инфляции. Ужесточение мер для борьбы с последней скажется на экономической активности.
Перспективы мировой экономики выглядят более мрачными, чем месяц назад, когда Международный валютный фонд ухудшил прогноз роста мирового ВВП до 2,7% (на 0,2% ниже июльского прогноза), считает экономист исследовательского отдела фонда Трюггви ГУДМУНДССОН.
По мнению эксперта, на это указывает снижение индекса деловой активности в странах G20 в последние месяцы. Согласно графикам, приведенным на сайте МВФ, в октябре падение зафиксировали почти во всех развитых странах, кроме Японии и США (среди стран с развивающейся экономикой - в России, Турции, ЮАР и Китае).
В отчете фонда в преддверии саммита G20 среди основных вызовов для мировой экономики названы:
высокая инфляция во многих странах, которая требует ужесточения денежно-кредитной политики;
слабые темпы роста в Китае на фоне ограничительных мер из-за пандемии и кризиса на рынке недвижимости;
война РФ в Украине и связанные с ней санкции против России, которые привели к перебоям с поставками, ухудшению продовольственной безопасности и энергокризиса.
- Проблемы, с которыми сталкивается мировая экономика, огромны, и ослабление экономических показателей указывает, что впереди нас ждут новые вызовы, - считает Гудмундссон. Экономист полагает, что в ближайшие месяцы страны продолжат ужесточать налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику для снижения инфляции. “Эти действия будут сказываться на экономической активности, особенно в таких секторах, как недвижимость”, - пишет он.
Как пишет Bloomberg, в октябре МВФ допустил, что потери мировой экономики к 2026 году могут составить до $4 трлн. Согласно октябрьскому отчету фонда, глобальная инфляция достигнет пика в 9,5% в 2022 году, а затем замедлится до 4,1% к 2024 году. В следующем году снижение ждет экономику США, Китая и Еврозоны, считают в фонде.
rbc.ru

