1092

Промежуточные иногда важнее

Выборы в США: за кого голосуют, кто победит и на что это повлияет

Промежуточные иногда важнее

На предстоящих 8 января выборах американцы выбирают палату представителей, треть сената, законодательные собрания и губернаторов во многих штатах. Их результаты неизбежно сильно повлияют на следующие два года президентства Джо БАЙДЕНА и его политику, включая противодействие российской агрессии в Украине. По-русски эти выборы принято называть промежуточными, хотя их английское название - midterm elections, потому что они проходят буквально в середине срока президента. Президента на них не выбирают, это приводит к более низкой явке избирателей. Но от президента в американской политической системе зависит далеко не все, и избирателям предстоит решить, кто займет другие выборные должности - членов конгресса, сенаторов, губернаторов и членов законодательных собраний штатов. У кого больше шансов в этой борьбе и к чему это может привести в следующие два года?

Республиканцам светит большинство

Все 435 членов палаты представителей переизбираются каждые два года. В последние два года большинство в палате имели демократы. Это типично: при избрании нового президента его партия чаще всего получает контроль над обеими палатами конгресса. Это связано с тем, что на президентских выборах явка бывает гораздо выше, а большинство американских избирателей голосуют за кандидатов от одной и той же партии на все должности.

Но на нынешних выборах шансов сохранить большинство в палате представителей у Демократической партии откровенно мало (агрегатор опросов 538 дает им 15 шансов из 100). На это работает целых три фактора.

Во-первых, есть устойчивая историческая тенденция: на первом сроке президента его партия обычно проигрывает промежуточные выборы. Исключения редки - последний раз такое случалось в 2002 году, когда в американском обществе еще сохранялся эффект “ралли вокруг флага” после терактов 11 сентября годом ранее, и у 43-го президента (2001-2009 гг.) Джорджа БУША-младшего был огромный рейтинг. Джо Байден сегодня ничем подобным похвастаться не может.

Во-вторых, у Республиканской партии есть структурное преимущество. По Конституции в каждом избирательном округе должно проживать примерно равное число избирателей, но при этом в каждом штате должен быть хотя бы один округ (в малонаселенных штатах так и есть - например, штат Аляска представляет всего один конгрессмен). Все остальное остается на усмотрение штатов, и во многих из них это означает, что избирательные округа нарезают те, кто имеет большинство в законодательном собрании штата (иногда с правом вето у губернатора).

Демография избирателей обеих партий изучается досконально: где они живут, их возрастной, гендерный и расовый состав, уровень доходов, уровень образования. Все эти характеристики сложным образом коррелируют между собой, но если нанести их на карту, то получается, что в крупных городах преобладают демократы, в сельской местности доминируют республиканцы, а пригороды - это поле битвы.

Вооруженные этим знанием, политики штатов стремятся устанавливать границы избирательных округов максимально выгодно для своей партии. Эти границы могут проводиться как угодно: в консервативном штате можно, например, разрезать крупный город на несколько округов и присоединить их к большим участкам сельской местности - так, чтобы голоса горожан растворились. В либеральном штате можно, наоборот, присоединить к городскому округу полосу сельской местности, но так, чтобы голоса селян не могли перевешивать городской электорат.

Эта практика (у нее есть особое название - джерримендеринг) приводит к тому, что в большинстве округов у одной из двух партий шансы абсолютны; лишь в малой части округов победить могут как демократы, так и республиканцы. По данным Cook Political Report, демократы гарантированно побеждают в 159 округах, а республиканцы - в 188. Еще в 29 округах вероятность победы демократов оценивается как высокая.

Дальше, чтобы дотянуть до большинства (это 218 мест), демократам нужно взять еще минимум 30 округов. Округов, в которых исход борьбы непредсказуем, по данным того же исследовательского центра, всего 35, причем 10 из них склоняются в сторону республиканцев.

Инфляция, аборты, оружие

Наконец, в-третьих, все это меркнет на фоне еще одной проблемы - инфляции, какой американское общество не знало два поколения. По данным за сентябрь, инфляция в США составила 8,2% за год, такой рост цен в последний раз наблюдался в конце 70-х - начале 80-х годов. Даже далекие от политики люди ощущают рост стоимости жизни каждый день.

У инфляции сложные причины, на нее сильно повлияли сначала нарушение логистических цепочек во время пандемии, а затем рост мировых цен на нефть, на что американская администрация может воздействовать в весьма ограниченной степени. Но факт остается фактом: цены начали расти, когда демократы контролировали Белый дом и обе палаты конгресса и потратили триллионы долларов на свои социальные, инфраструктурные и экологические программы. Республиканцы утверждают, что это подстегнуло инфляцию дополнительно.

Демократы пытались играть на других темах, например на абортах. После того как республиканское большинство в Верховном суде, вопреки мнению многих американцев, постановило, что Конституция никак не гарантирует право на прерывание беременности, консервативные штаты смогли почти или полностью запретить их в своих границах. Также демократы выступают за ограничения на торговлю оружием.

Летом и в начале осени по опросам казалось, что эта ставка на ценностные вопросы может сработать. Однако самые последние опросы показывают, что на первое место для большинства американцев вернулись экономические проблемы, что республиканцам только на руку.

В случае победы республиканцы получат все руководящие посты в палате представителей и будут полностью определять ее повестку.

Четыре самых важных штата

Об исходе борьбы за сенат, где переизбираются 35 сенаторов, можно говорить с гораздо меньшей уверенностью. Агрегатор опросов 538 сейчас прогнозирует, что контроль над палатой может с равной вероятностью как остаться за демократами, так и перейти к республиканцам.

В нынешнем составе палаты у тех и других по 50 мест, и демократы имеют большинство лишь в том смысле, что когда голоса распределяются строго пополам (то есть ни один из демократов не голосует против), то решающий голос получает вице-президент, демократ Камала ХАРРИС.

Самая жесткая борьба разворачивается за четыре штата: Пенсильванию, Джорджию, Неваду и Аризону. Чтобы сохранить хотя бы 50 мест, демократам нужно победить в трех из четырех этих штатов, но это не выглядит невозможным: в Пенсильвании и Аризоне, по опросам, кандидаты от демократов сейчас с небольшим отрывом лидируют.

Самая острая борьба может развернуться за Джорджию, причем ее исход мы можем сразу не узнать: если ни один из кандидатов не наберет больше 50% голосов, то придется проводить второй тур. В этом случае повторится ситуация 2020 года, причем кандидат от демократов Рафаэль УОРНОК баллотировался и на тех выборах тоже. Результаты второго тура тех выборов стали известны за несколько часов до штурма Капитолия 6 января 2021 года.

Конечно, нельзя исключить, что опросы ошибаются, как это было в 2016-м и (в меньшей степени) 2020 годах. Как пишет специализирующийся на анализе электоральных данных корреспондент New York Times Нейт КОН, по-прежнему есть много признаков того, что консервативно настроенные американцы отказываются разговаривать с поллстерами или отвечают им неискренне.

Местные выборщики - задел на будущее

Многие штаты выбирают свои законодательные собрания, губернаторов и госсекретарей. Это важный задел на следующие выборы 2024 года, когда Америка будет выбирать президента.

Выборы президента США, как известно, двухступенчатые: непосредственно за президента голосуют выборщики. Они у каждого штата столько же, сколько у него членов палаты представителей (минимум один, но чем многочисленнее население штата, тем больше) плюс сенаторов (от каждого по два), то есть минимум три. Выборщиков формально назначает губернатор штата исходя из того, за какого кандидата проголосовало большинство избирателей в этом штате. В большинстве штатов (небольшое исключение составляют Мэн и Небраска) кандидату, набравшему большинство даже в один голос на выборах, достаются голоса всех выборщиков от соответствующего штата.

Но порядок назначения выборщиков не прописан в Конституции, он установился позже и в принципе может быть изменен законодателями штатов. На нынешних выборах республиканцы выдвинули на должности законодателей, губернаторов и госсекретарей кандидатов, отрицающих победу Байдена, в расчете, что на следующих выборах те будут действовать в интересах предыдущего, 45-го президента Донадльда Трампа.

Это именно то, что имеют в виду демократы, когда говорят о нарастающем авторитаритаризме в Республиканской партии. Всего, по расчетам Би-би-си, около 35% кандидатов-республиканцев на этих выборах открыто и публично отрицают легитимность президента Байдена.

Поддержка Украины под вопросом

Буквально 4 ноября конгрессвумен из Джорджии Марджори Тэйлор ГРИН, республиканка, трампистка и последовательница культа QAnon, заявила, что от республиканского конгресса Украина ни получит “ни гроша”.

Ее взгляды в Республиканской партии отнюдь не маргинальны: в октябре лидер (пока) меньшинства в палате представителей и ее вероятный будущий спикер Кевин МАККАРТИ заявил, что никаких “чеков без указания суммы” конгресс администрации выписывать больше не будет. Скептически к поддержке Украины относятся такие популярные в партии деятели, как Дональд Трамп, его сыновья или телеведущий Fox News Такер КАРЛСОН.

Вместе с тем не все республиканцы разделяют эту позицию. Лидер республиканской фракции в Сенате Митч МАККОННЕЛЛ поддерживает Украину, в мае он даже ездил в Киев.

В любом случае можно ожидать, что республиканское большинство будет относиться к новым бюджетным ассигнованиям на военную и экономическую помощь Украине более придирчиво.

Если республиканцы получат большинство еще и в сенате, они смогут блокировать назначения должностных лиц в администрацию и особенно федеральных судей - у Митча Макконнелла большой опыт по этой части.

Все перечисленное описывает, как республиканцы могут помешать демократической администрации. Но могут ли они сами принять какие-то законы, отражающие их предпочтения? Ответ на этот вопрос отрицательный, и причин для этого две. Первая называется сенат, вторая - президентское вето.

Палата представителей, безусловно, может проголосовать за любые законы. Но в сенате есть такое явление, как филибастер. Формально это всего-навсего правило регламента о необходимости голосования об окончании прений на пленарном заседании. Но есть одна проблема: это техническое, на первый взгляд, решение о завершении дебатов принимается большинством как минимум в 60 голосов из 100. Маловероятно, что в новом составе сената у республиканцев будет столько голосов. На практике одной угрозы воспользоваться этим правилом достаточно для того, чтобы похоронить законопроект.

Для меньшинства в сенате филибастер - это мощный рычаг давления на большинство, он позволяет блокировать любое законодательство, кроме бюджетного, а также кадровых назначений в исполнительной и судебной власти. Все социальные пакеты Байдена принимались именно под рубрикой бюджетных; то, что под это описание не подходило, из них пришлось изъять.

Если какой-то закон все же проходит через сенат, но не устраивает президента, тот может применить вето. Конгресс теоретически может преодолеть его вето, но для этого необходимо уже две трети голосов в обеих палатах.

Дорогу другим, перспективным?

Дональд Трамп официально еще не объявлял о выдвижении своей кандидатуры на выборах 2024 года, но, по данным американских СМИ, он это сделает 14 ноября. 4 ноября Трамп намекал на это на митинге в Айове. Скорее всего, он будет баллотироваться в 2024 году. Но у Трампа могут появиться конкуренты внутри Республиканской партии - наиболее перспективным среди них сейчас считается губернатор Флориды Рон ДЕСАНТИС. Также называют бывшего вице-президента (при Трампе) Майка ПЕНСА и его же госсекретаря Майка ПОМПЕО. Но если Трамп выдвинет свою кандидатуру, они могут не решиться конкурировать с ним.

Джо Байден тоже несколько раз говорил, что намерен выдвигаться на второй срок. Не все ему верили; многих смущает, что в 2024 году, вскоре после выборов, политику исполнится 82 года. Если результаты нынешних выборов окажутся очень неудачными для демократов и если рейтинг Байдена в последующие месяцы не восстановится, он подвергнется сильному давлению внутри партии, с тем чтобы уступить дорогу более перспективным кандидатам.

bbc.com

Поделиться
Класснуть