1168

“Северные потоки” прохудились

Ремонт российских газопроводов может занять несколько лет

“Северные потоки” прохудились

Оба маршрута поставок газа в Европу по дну Балтийского моря выведены из строя. Сначала произошла серьезная авария на “Северном потоке-2”, который так и не был введен в эксплуатацию. Давление в одной из двух ниток газопровода близ датского острова Борнхольм резко упало. Причина утечки пока выясняется, но представитель оператора проекта Nord Stream 2 AG уже заявил, что “в каком-то месте” на протяжении газопровода, “вероятно, появилась дыра”. Вечером в понедельник, 26 сентября, стало известно о падении давления и в обеих нитках газопровода “Северный поток-1”, причина пока неизвестна.

В одной из ниток проложенного по дну Балтийского моря газопровода “Северный поток-2” упало давление газа, сообщил оператор проекта Nord Stream 2 AG днем 26 сентября. Предположительно, инцидент произошел близ датского острова Борнхольм (трубопровод проложен юго-восточнее острова за пределами территориальных вод в исключительной экономической зоне Дании), где участок трубы на глубине около 100 метров укладывало российское судно “Фортуна”.

Морское управление Дании в понедельник сообщило об утечке газа недалеко от острова, что “может быть опасно для судоходства”. Ведомство рекомендовало обходить район ЧП за пять миль, эту информацию подтвердили и в Nord Stream 2 AG. Хотя газопровод не был введен в эксплуатацию, обе его нитки были заполнены газом и находились под давлением, и технически система готова была начать работу в любой момент.

По словам представителя Nord Stream 2 AG Ульриха ЛИССЕКА, которого цитирует DPA, “в каком-то месте” на протяжении газопровода, “вероятно, появилась дыра”. В нормальных условиях давление внутри ниток газопровода “составляет 105 бар”, сейчас же на германском отрезке оно составляет “лишь 7 бар”. Установку причин падения давления, по его словам, “осложняют санкционный режим и отсутствие персонала на местах”.

Вечером 26 сентября уже оператор действующего газопровода “Северный поток” - Nord Stream - сообщил о падении давления в обеих нитках. Причина выясняется. Сейчас газопровод не прокачивает газ из-за неисправности оборудования на компрессорной станции “Портовая”, но до начала сентября он являлся основным маршрутом поставок российского газа в Европу. Одновременное повреждение обоих газопроводов расширяет число возможных версий о причинах аварии.

Власти Германии заявили, что работают с датскими властями и местными правоохранительными органами, чтобы выяснить причины падения давления в “Северном потоке-2”. Дополнительных комментариев о сроках предотвращения аварии и ее причинах в Nord Stream 2 AG и “Газпроме” не предоставили.

Неясно, кто будет устранять последствия аварии, так как Nord Stream 2 AG находится под санк­циями США, а также проходит процедуру банкротства, которая, впрочем, пока приостановлена до января 2023 года.

Контроль в Nord Stream принадлежит “Газпрому”, а миноритариями выступают европейские компании Wintershall Dea, E.ON, Gasunie и Engie. В “Газпроме” не стали отвечать на вопрос, готова ли компания заниматься ликвидацией последствий аварий и восстановлением газопроводов.

Напомним, создание “Северного потока-2” уже несколько лет вызывает сопротивление со стороны США и некоторых стран ЕС. Трубопровод должен был удвоить существующую подводную инфраструктуру от месторождений “Газпрома” в Германию, параллельно “Северному потоку” транспортируя еще 55 млрд кубометров газа в год. Газопровод был готов начать поставки в декабре 2021 года, но попал под санкции США. Правительство Германии проводило сертификацию проекта, но полностью остановило ее после вторжения России в Украину. В мае “Газпром” заявил, что намерен использовать сухопутную часть инфраструктуры газопровода для поставок газа в регионы северо-запада РФ.

Заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей КОНДРАТЬЕВ отмечает, что сейчас сложно сказать, что именно произошло, но скорость падения давления - с 300 до 7 бар, вероятно, свидетельствует, что речь идет не о простой утечке (из-за некачественно сваренного шва), а, например, о взрыве.

По словам господина Кондратьева, проект “Северный поток-2” уникален и пока нет примеров аварий на подводных газопроводах диаметром 1420 миллиметров (это справедливо и для “Северного потока”). Подобные аварии происходят нечасто.

Например, напоминает он, в октябре 2013 года в Южно-Китайском море был поврежден газопровод Yacheng (28 дюймов / 710 миллиметров), связывающий материковый Китай и Гонконг, тогда на ремонт потребовалось более четырех лет.

- Условия в Балтийском море (особенно в зимний период) непростые и могут создать трудности для проведения ремонтных работ, - полагает он.

По его мнению, ремонтные работы займут продолжительное время, в том числе из-за необходимости контрактации необходимых судов, поиска механизмов их оплаты и прочего.

- Это происшествие может иметь последствия и для газового рынка. Россия и “Газпром” предлагали запустить “Северный поток-2” вместо “Северного потока”, теперь эта опция будет как минимум ограничена одной веткой, - считает господин Кондратьев. - Кроме того, если авария произошла вблизи района прохождения газопровода из Норвегии в Польшу Baltic Pipe, потребуется дополнительное обследование и этого газопровода.

kommersant.ru

Поделиться
Класснуть