Неближний фронт
Президент США совершил азиатское турне
23 мая в Токио президент США Джо БАЙДЕН встретился с императором Японии Нарухито. А позже и с премьер-министром этой страны Фумио КИСИДОЙ. Главной темой встречи стала тема строительства региональных альянсов для сдерживания Китая. Помимо укрепления оборонного сотрудничества США создают альянс в рамках Индо-Тихоокеанского экономического соглашения вместо Транстихоокеанского партнерства, из которого вышел предыдущий президент Дональд ТРАМП.
Инициатива Джо Байдена, которую в ходе его визита в Сеул первой поддержала Южная Корея, призвана построить не зависящие от Китая цепочки поставок стратегически важных товаров. Однако открытие азиатского фронта против Пекина выглядит трудноосуществимой задачей в связи с нежеланием большинства государств вступить в торгово-экономическую войну со своим главным партнером - КНР.
Визит в Токио, куда Байден прибыл после завершения трехдневного визита в Сеул, стал заключительной частью его первого азиатского турне на посту главы Белого дома.
Накануне встреч Джо Байдена в Токио члены его команды делали акцент на том, что в нынешней геополитической ситуации контакты с ключевыми союзниками и партнерами становятся для Вашингтона актуальными как никогда. Российская спецоперация в Украине и война санкций с Москвой, сопровождающаяся давлением на Китай и ведущие азиатские государства, на фоне экономических последствий пандемии вынуждают США к более глубокому переосмыслению национальной безопасности и экономических союзов.
По мнению администрации США, нехватка компьютерных чипов, автомобилей и многих других товаров может быть устранена как за счет увеличения производства внутри страны, так и с помощью надежных союзников в Индо-Тихоокеанском регионе.
В Белом доме исходят из того, что список этих союзников должен быть максимально широким и включать не только Японию и Южную Корею, но и Индию, а также государства Юго-Восточной Азии, с лидерами которых в начале мая Джо Байден провел в Вашингтоне саммит США - АСЕАН. Как заявила сопровождающая президента в поездке министр торговли Джина РАЙМОНДО, азиатские партнеры демонстрируют “большой спрос” на новую наступательную экономическую стратегию США.
Индо-Тихоокеанское экономическое соглашение, о котором Джо Байден впервые сообщил в октябре прошлого года, представляет собой рамочную платформу делового сотрудничества, призванную более тесно связать страны региона с помощью общих стандартов в таких областях, как устойчивость цепочек поставок товаров, чистая энергетика, инфраструктура и цифровая торговля. Используя инструмент IPEF (Indo-Pacific Economic Framework “Индо-Тихоокеанская экономическая структура”), США рассчитывают создать новый механизм торгово-экономической экспансии, утраченный после того, как предыдущий президент Дональд Трамп вышел из многонационального торгового соглашения с длинным названием “Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве”, сочтя, что оно не отвечает американским интересам. В итоге бенефициаром этого решения оказался Китай, еще больше укрепивший свои позиции в регионе и ставший для многих его государств ведущим деловым партнером.
На встрече с премьер-министром Японии Байден отметил важность предстоящего начинания.
- Позже нами будет запущена Индо-Тихоокеанская экономическая структура, целью которой является усиление взаимодействия государств в регионе, что принесет конкретные выгоды людям в Индо-Тихоокеанском регионе, - подчеркнул президент США.
Между тем предлагаемая государствам региона “экономическая дружба” против Китая вызывает сдержанную реакцию во многих странах, учитывая, что США предпочитают игру в одни ворота и не готовы пойти на шаги, расширяющие будущим партнерам по IPEF доступ к американским рынкам.
Примечательно, что на церемонии запуска IPEF, в которой примут участие японский премьер Фумио Кисида и премьер-министр Индии Нарендра МОДИ, будут представлены не все страны АСЕАН.
- Это не прохладная, а прагматичная реакция, учитывая, что дивиденды от IPEF, в число которых могло бы войти снижение Вашингтоном торговых тарифов для азиатских партнеров, пока не просматриваются, - признался представитель Министерства финансов Японии.
Между тем образцово-показательным примером связей азиатских союзников с США, готовых безоговорочно играть в игру Вашингтона и не задавать неудобных вопросов, стал завершившийся 22 мая трехдневный визит Джо Байдена в Сеул. Новый президент Южной Кореи ЮН Сок Ёль, вступивший в должность 10 мая этого года, полон решимости дать новый старт отношениям с Вашингтоном, достигшим низшей точки при предыдущем президенте США Дональде Трампе.
Напомним, что в последние годы связи союзников осложнились из-за продолжительного спора об условиях оплаты американского военного присутствия в Южной Корее и неготовности Вашингтона предоставить Сеулу больше самостоятельности в контактах с Северной Кореей.
Однако визит Джо Байдена в Сеул показал, что новой стратегии разблокирования отношений с Пхеньяном у него нет.
Отвечая на вопрос журналистов, что бы он хотел передать лидеру КНДР КИМ Чен Ыну, который, как ожидается, может провести ракетное или ядерное испытание в ближайшие дни, Джо Байден был предельно краток: “Привет. Точка”.
При этом он подтвердил готовность обеспечить безопасность Южной Кореи с помощью “расширенных средств сдерживания”, которые могут включать размещение на территории союзника “всех типов оборонительных средств, включая ядерные, обычные и системы ПРО”.
На этом фоне по итогам состоявшейся 21 мая американо-южнокорейской встречи в верхах на совместной пресс-конференции с Джо Байденом Юн Сок Ёль заявил об активной поддержке Индо-Тихоокеанского экономического соглашения. Он сообщил о готовности Сеула “ответственно и инициативно выполнять ту роль”, которую президент Байден ждет от Южной Кореи, назвав его инициативу IPEF важным шагом к построению порядка в регионе, основанному “на правилах”, и пообещал, что этот порядок Южная Корея будет строить вместе с США.
Азиатскими передовиками IPEF станут такие гиганты южнокорейского бизнеса, как Hyundai Motor Group, которая планирует инвестировать в США $5,5 млрд до 2025 года в таких сферах, как робототехника, искусственный интеллект, создание беспилотных автомобилей, и Samsung, объявивший о намерении построить производство в Техасе стоимостью $17 млрд.
kommersant.ru
А тем временем
Если партия сказала “нет”...
Китайским партийным кадрам запретят владеть зарубежной недвижимостью, долями в иностранных компаниях, открывать счета в банках на территории других государств, если это не продиктовано образовательными целями или не связано с работой.

По некоторым данным, близкие родственники влиятельных представителей КПК уже начали распродавать свои владения за рубежом. Предпринимаемые руководством Китая шаги, с одной стороны, призваны понизить уязвимость своей элиты перед США и их союзниками. В Поднебесной осознают, что в случае обострения отношений с Вашингтоном американцы будут использовать в отношении Китая самые разные рычаги воздействия.
С другой стороны, как отмечают некоторые обозреватели, председатель Китая СИ Цзиньпин стремится упрочить позиции в преддверии намеченного на конец года XX съезда КПК, на котором пройдут выборы партийного лидера. В своем окружении глава КНР, по всей видимости, собирается оставить только самых преданных соратников, которые способны следить за своей “финансовой гигиеной”, умеют сохранять дисциплину в семье, быть чистоплотными с моральной и этической точек зрения.
Напомним, в 2014 году в Китае развернули борьбу с чиновниками, чьи семьи проживали за границей. Как показало расследование, осевшие на территории иностранных государств родственники госслужащих помогали им выводить за рубеж финансовые активы, в том числе нажитые незаконным путем. В результате некоторые китайцы были вынуждены вернуть своих домочадцев на родину, другие лишились постов или были понижены в должности.
rg.ru

