970

Танец мадьярского павлина

Парламент Венгрии переизбрал Виктора ОРБАНА на пост главы правительства после того, как в начале апреля его партия одержала очередную сокрушительную победу на выборах. Политик отправился на четвертый срок подряд - на посту главы государства он находится дольше всех остальных лидеров Европейского союза.

Танец мадьярского павлина

Все эти годы Орбан держался в стороне от либеральных европейских трендов, проводя достаточно консервативную политику. Вопреки давлению ЕС, политик придерживается независимого курса и в отношении событий в Украине. Он категорически отказывается от поставок вооружений для Киева через территорию своей страны, а сейчас еще и блокирует очередной пакет санкций против России.

Консервативную политику Орбана подвергают жесткой критике в Евросоюзе - премьер-министр Нидерландов Марк РЮТТЕ и вовсе предложил Венгрии покинуть ЕС. Так, в стране приняты законы, нацеленные на борьбу с ЛГБТ-пропагандой (официально он называется “законом о защите детей”), а также лишающие трансгендеров права на юридическое признание смены пола.

Одновременно с парламентскими выборами в Венгрии проводился референдум по очередному закону, касающемуся пропаганды гомосексуальности и трансгендерности. Избирателям предлагалось ответить на четыре вопроса касательно допустимости занятий в школах, посвященных вопросам сексуальной ориентации, “пропаганды терапии по изменению пола” среди несовершеннолетних, их ознакомления с “откровенными материалами СМИ на сексуальную тематику, которые могут повлиять на их развитие”, и с медиаконтентом о смене пола.

Однако референдум провалился из-за недостаточной явки: в нем приняли участие менее половины избирателей. При этом 1,6 миллиона бюллетеней - почти треть от общего числа - были испорчены, как призывала оппозиция.

Тем не менее оснований полагать, что венгерский лидер откажется от намеченного курса и “идеологической войны с ЕС”, нет.

Решительную победу Орбана называют “новой эрой автократии” в Венгрии. В организациях вроде V-Dem Institute и Freedom House полагают, что Венгрия перестала быть демократией. По их мнению, в стране установлен “гиб­ридный режим электорального авторитаризма”. Хотя в Венгрии сохраняются формальные атрибуты демократии, политическая система устроена таким образом, чтобы отвечать интересам лишь правящей партии. Аналогичную точку зрения разделяет и комитет по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам Европарламента. Сам Орбан предпочитает термин “нелиберальная демократия”.

Доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим ТРУХАЧЕВ в свою очередь отметил, что политическое устройство Венгрии корректнее будет считать не автократией, а “управляемой демократией”.

- Венгрия не совсем соответствует демократии Европы XXI века. Скорее это Западная Европа образца конца 60-70-х. Но сказать, что это автократия, авторитарный режим, было бы перебором. Не совсем демократия, но и не авторитарный режим, - сказал политолог.

Трухачев объясняет феномен Орбана тем, что у венгров в большей степени, чем у жителей Западной Европы, есть потребность в яркой фигуре во главе правительства. В западной части материка преобладает спрос на “серых бюрократов”, а эксцент­ричные фигуры вроде бывшего премьера Италии Сильвио БЕРЛУСКОНИ скорее исключение из правил. Венгрия эту стадию, когда премьер-министр - это функция, а не личность, еще не прошла.

- Орбан - это яркий человек, который пришел в политику в буквальном смысле с улицы в 25-летнем возрасте, - объясняет Трухачев. - Он действительно показал себя защитником венгерского государства и венгерской нации и ради этого был готов спорить с кем угодно. Он ведь и не пророссийский, и не прокитайский, и не проамериканский, не пронемецкий, и не какой бы то ни было еще. Он провенгерский - и это людям нравится.

- Мы не украинцы, не русские, мы венгры. На вопрос, на чьей стороне выступает Венгрия, ответ такой: Венгрия выступает на стороне Венгрии, - заявил в конце марта Виктор Орбан в ответ на критику об отказе поставлять оружие Украине.

В последнее десятилетие между Будапештом и Брюсселем возникало все больше и больше противоречий. Сначала Евросоюз смутили положения новой Конституции Венгрии, принятой правительством Орбана в 2011 году, и ряд реформ относительно полномочий президента и конституционного суда.

Противоречия усугубились во время миграционного кризиса 2015 года, когда Венгрия наряду с Польшей и Чехией отказалась принимать беженцев по установленным Евросоюзом квотам. Вопреки решению суда ЕС, Орбан своей позиции не изменил и обвинил Брюссель в насилии над его страной.

Споры с Будапештом возникали и вокруг политики Евросоюза по борьбе с коронавирусом, и вокруг выделения средств на преодоление последствий пандемии.

Неудивительно, что разногласия между венгерскими властями и ЕС никуда не исчезли и с началом боевых действий в Украине. Хотя правительство Орбана поддержало уже пять пакетов санк­ций против России.

Только Венгрия заблокировала принятие нового, шестого пакета антироссийских санкций, среди которых введение запрета на поставки российской нефти в течение следующих шести месяцев. По мнению Орбана, такая мера будет сродни удару “ядерной бомбы” по венгерской экономике, которая сильно зависит от поставок нефти из России.

На протяжении последних лет Орбан старательно балансировал между Востоком и Западом. Его внешнеполитический курс нередко называют танцем павлина: то реверанс вправо, в сторону России, то реверанс влево, в сторону ЕС.

Подобное “заигрывание с Кремлем” не нравилось очень многим в Евросоюзе еще до 24 февраля, а последовавшие за этим события и подход Орбана к ним оттолкнули даже Польшу, до недавнего времени являвшуюся одним из ближайших соратников Венгрии в Европе. Делу не помогло и то, что венгерский лидер назвал президента Украины Владимира ЗЕЛЕНСКОГО своим противником наряду с миллиардером Джорджем СОРОСОМ, “бюрократами” Евросоюза и зарубежными СМИ.

Председатель правящей партии Польши “Право и справедливость” Ярослав КАЧИНЬСКИЙ посоветовал Орбану проверить зрение из-за его нежелания замечать “злодеяния России в Украине”, а президент Польши Анджей ДУДА предупредил, что Венгрии придется заплатить высокую цену за свой подход к происходящему в Украине.

Вместе с тем между Будапештом и Брюсселем продолжает расти напряженность относительно соблюдения демократических свобод. В Евросоюзе решили пойти на более радикальные шаги - и лишить страну финансирования из общего бюджета ЕС. Против Венгрии применят специальный механизм, который замораживает предоставление средств из совместного фонда тем странам - членам объединения, которые не отвечают принципам правового государства и не разделяют демократические ценности.

Как ожидается, Еврокомиссия рекомендует Европейскому совету прекратить субсидирование Венгрии. Такой шаг потребует согласия по меньшей мере 15 из 27 стран - членов ЕС, в которых в общей сложности проживает не менее 65 процентов населения объединения. Такая процедура будет применена впервые в истории Евросоюза. В условиях растущего недовольства и разочарования политическим курсом Орбана эта мера, весьма вероятно, может снискать необходимую поддержку.

На фоне растущей напряженности между Будапештом и Брюсселем все чаще стал звучать термин Huxit, означающий выход Венгрии из ЕС (по аналогии с Brexit). Однако подобный сценарий выглядит весьма нереалистичным, да и сам Орбан его полностью отметает.

- Мы по-прежнему видим будущее Венгрии в составе Европейского союза и хотим принять активное участие в формировании будущего Европейского союза. Мы также останемся страной - членом НАТО, - подчеркивает премьер-министр Венгрии.

Стратегически Орбан вряд ли станет что-то менять, поэтому в следующие четыре года мы, по всей видимости, продолжим наблюдать за танцем павлина в исполнении венгерского премьера.

lenta.ru

А тем временем

Подсчитают и примут решение

На заседании совета по иностранным делам Евросоюза Венгрия снова не позволила ввести эмбарго на российскую нефть.

Будапешт просит европейских инвестиций, чтобы гарантировать строительство новой инфраструктуры, включая нефтепроводы из других стран.

- Европейская комиссия создала проблему, когда предложила отказаться от российской нефти. Поэтому вполне законно ожидать, что Венгрия и венгерский народ предложат свое решение об инвестициях, компенсации потерь или предотвращении роста цен. Это потребует полной модернизации венгерской энергетической структуры, для чего требуется от 15 до 18 миллиардов евро, - заявил венгерский министр иностранных дел и внешней торговли Петер СИЙЯРТО.

Глава МИД Литвы Габриэлюс ЛАНДСБЕРГИС сказал, что Евросоюз давно указал России на недопустимость вторжения в Украину, но дальнейшим шагам препятствует Венгрия:

- Теперь, к сожалению, весь Союз находится в заложниках у одного государства-члена, которое не помогает нам найти консенсус, - добавила она.

Верховный представитель ЕС по внешней политике сообщил, что сейчас с Венгрией ведутся технические переговоры с целью понять, сколько ей нужно денег и сколько времени займет выполнение ее решения. Но верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп БОРРЕЛЬ настаивал, что все понимают общую цель:

- Одно ясно для всех в совете: мы должны избавиться от энергии, поступающей в Европейский союз из России в виде нефти и газа. Мы должны преодолеть эту сильную зависимость, которая делает нас очень уязвимыми, - заявил он.

euronews.com

Поделиться
Класснуть