Тюркский вектор
Создание инвестиционного фонда в 1 миллиард долларов США, восстановление Транскаспийского международного транспортного маршрута, упрощение таможенных процедур и цифровизация транзита - это всего лишь несколько пунктов принятой в прошлом году Стамбульской декларации Организации тюркских государств (ОТГ). Сам же документ состоит из 121 пункта, по которым пять стран - Казахстан, Кыргызстан, Турция, Азербайджан и Узбекистан - приняли единогласное решение.
Этой осенью в Узбекистане пройдет очередной саммит глав тюркских государств, где должны окончательно утвердить инвестфонд и принять другие решения с учетом последних геополитических событий на Евразийском континенте, в том числе и конфликта Украины и России.
Напомним, Организация тюркских государств ранее имела другое название - Тюркский совет, который был создан еще в 2009 году в азербайджанском Нахичеване на встрече президентов Турции, Казахстана, Кыргызстана и Азербайджана. И вот в прошлом году в Стамбуле лидеры государств дали совету другое название, придав новое значение тюркской интеграции. Ведь за минувшие годы полноправным членом организации стал Узбекистан, ранее избегавший сотрудничества из-за разногласий с Турцией. Да и сферы этого союза расширились по всем направлениям. Помимо сотрудничества в области культуры, истории и искусства в рамках организации ТЮРКСОЙ тюркская интеграция теперь включает в себя все вопросы экономики, образования, здравоохранения, науки, политики и всего остального. Исключением пока остается военное сотрудничество. Оно складывается на двустороннем уровне между странами организации.
На днях в турецком городе Бурса прошли мероприятия в рамках ТЮРКСОЙ. Этот город был ранее определен культурной столицей тюркского мира. Здесь на внеочередном заседании постоянного совета избрали нового генерального секретаря - им стал кыргызский писатель Султан РАЕВ вместо казахстанца Дуйсена КАСЕИНОВА, бессменно занимавшего этот пост целых 14 лет. В тюркоязычных странах наш бывший министр культуры по-прежнему пользуется большим авторитетом. К слову, чтобы было понятно, статус Организации тюркских государств для наших стран имеет такое же значение, как ООН, а ТЮРКСОЙ в ней наподобие ЮНИСЕФ.
На фоне этих событий нам удалось поговорить с генеральным секретарем ОТГ, казахстанским дипломатом Багдадом АМРЕЕВЫМ (на снимке).
Наш разговор мы начали с вопроса о том, как сейчас будет решаться статус двух стран-наблюдателей - Венгрии и Туркменистана. Раньше Туркменистан не желал получить членство, держался нейтралитета, а Венгрия, наоборот, давно просится в Организацию. По мнению Амреева, оба государства имеют полное право стать членами ОТГ, так как главным критерием для вступления является официальный статус тюркского языка и общие исторические корни. Видимо, это будет один из обсуждаемых вопросов на предстоящем саммите глав государств в Ташкенте.
Интерес к Организации тюркских государств в мире растет, большинство стран с любопытством наблюдает за тем, как тюркский мир продвигает свои интересы. На сегодня уже 15 стран официально запросили статус наблюдателя в ОТГ, в том числе Россия. Но ее участие в организации в качестве наблюдателя еще рассматривается.
Впрочем, для Организации помимо политических вопросов на повестке дня стоит развитие экономики. И в первую очередь развитие новых транзитных маршрутов. В свете санкционных войн недавнее объявление о перезапуске Транскаспийского международного транспортного маршрута, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы, в мире было воспринято с неоднозначным интересом.
- Нужно понимать, что Транскаспийский маршрут был успешно опробован ранее, - рассказывает Багдад Амреев, - особенно в период пандемии COVID-19. Условия, в которых пришлось существовать странам, позволили максимально быстро решать сопутствующие вопросы по транспортировке грузов, в том числе медицинских и продуктов питания. И с учетом этого положительного опыта в итоговой декларации VIII саммита Организации, прошедшего в ноябре 2021 года в Стамбуле, главы государств поручили соответствующим государственным органам наших стран-членов продолжать создавать благоприятные условия для превращения транскаспийского международного коридора Восток - Запад в более эффективный, устойчивый и беспрерывный маршрут в регионе. В этих целях главы государств призвали к упрощению таможенных и транспортных процедур, в том числе путем внедрения цифровых систем.
Задачи по цифровизации транспортных и транзитных процедур были отражены в стратегическом документе “Видение Тюркского мира - 2040”, принятом президентами наших стран в ходе Стамбульского саммита, продолжает Амреев.
- В ближайшей перспективе наше основное внимание будет акцентировано на облегчении транспортных и транзитных процедур в государствах - членах ОТГ, в том числе посредством применения современных цифровых инструментов. Это в первую очередь eTIR, ePermit и eCMR. В ноябре прошлого года мы совместно с Международным союзом автоперевозчиков (МСАТ) запустили пилотный проект “Цифровой ТИР” между Узбекистаном и Казахстаном. В марте текущего года нам удалось расширить данный проект с включением в него Кыргызстана. Кроме того, Организация впервые в мире вышла на реализацию в тестовом режиме проекта ePermit между Узбекистаном и Турцией, а на следующем этапе имеется договоренность по реализации данного проекта с Казахстаном.
Сейчас ведется работа по внедрению в наших странах инструмента eCMR совместно с Европейской экономической комиссией ООН. Другая наша задача заключается в совершенствовании правовых основ транспортного сотрудничества. В частности, в рамках Организации прорабатываем проект межправительственного соглашения о комбинированных перевозках, которое направлено на создание благоприятных условий при транспортных операциях через Каспийское море, - подчеркнул генеральный секретарь ОТГ.
В дальнейшем планируется поддержание эффективной координации усилий между непосредственными транспортными операторами - это морские и сухие порты, логистические центры. Для этого создан механизм “Порты-побратимы”, в котором также участвуют и казахстанские морские порты Актау и Курык.
Следующим важным шагом интеграции тюркских государств станет общий инвестиционный фонд. Идея такого финансового института принадлежит президентам Казахстана и Азербайджана. От идеи до реализации этого проекта ушло несколько лет. Определялись сначала с целями и задачами фонда, затем с его структурой, уставным капиталом, и теперь речь идет о физическом местонахождении штаб-квартиры фонда.
- Сначала министры наших стран обсуждали варианты модели фонда: будет ли это фонд прямых инвестиций или институт развития по примеру таких международных организаций, как АБР, ЕБРР или Международная финансовая корпорация. Также определяли валюту и размеры фонда, вопрос управления: совместное государствами-участниками или внешний профессиональный управляющий, применимое право фонда - английское или какое-то другое, в зависимости от места регистрации фонда, а также пул потенциальных проектов, которые планируется профинансировать в будущем, - говорит генсек Организации. - Но сейчас уже есть общее понимание по этим вопросам. Даже больше скажу: уже известен размер уставного капитала - это 500 миллионов долларов плюс еще 500 миллионов в качестве первого объема инвестиционного портфеля. В общем, 1 миллиард долларов на инвестпроекты наших государств уже будет.
Однако на этом капитализация фонда не будет ограничиваться. Как и все международные институты, он будет привлекать дополнительные средства. В любом случае в этом году мы ждем полного заключения по будущей модели фонда и его работы от нашего консультанта - им является известная в мире аудиторско-консалтинговая компания Ernst&Young. Ее рекомендации будут рассмотрены министрами финансов стран нашей организации, и окончательное решение будет предложено президентам государств уже в этом году на саммите в Ташкенте, - отметил собеседник.
По словам Багдада Амреева, фонд будет заниматься инвестициями в инфраструктурные проекты всех стран ОТГ, которые напрямую или косвенно влияют на совместное развитие экономик государств-участников. Но это не означает, что на внутренние проекты стран деньги не пойдут. Всегда найдутся исключения и желания.
Есть еще один важный момент, который предстоит решать президентам стран ОТГ, - место дислокации штаб-квартиры инвестфонда. Если центральный офис самой Организации находится в Стамбуле, ТЮРКСОЙ - в Анкаре, ТЮРКПА (парламентская ассамблея) - в Баку, международная Тюркская академия - в Нур-Султане, то высказывается мнение, что фонд должен быть в столице других стран-участниц. Каждое государство заинтересовано разместить центральный офис фининститута у себя. Однако определили шорт-лист городов - это Бишкек, Стамбул и Нур-Султан.
Кыргызская сторона утверждает, что инвестфонд помог бы не только своими прямыми инвестициями в страну, но и только своим присутствием привлек бы дополнительный интерес других международных финансовых организаций, что, несомненно, позитивно отразилось бы на небольшой экономике Кыргызстана. Стамбул называют по причине того, что это больше мировая столица, где переплетаются интересы и планы многих государств. Казахстанская сторона не менее заинтересована привлечь фонд в Нур-Султан, так как у нас действует площадка международного финансового центра “Астана” со своей инфраструктурой и внедренным английским правом, что является большим преимуществом для привлечения иностранных инвестиций.
В общем, все мы ждем осени, когда в Узбекистане состоится саммит президентов Организации тюркских государств. Наверняка помимо вопросов интеграции в экономике будут обсуждаться и приниматься и политические решения. Конфликт Украины и России напрямую влияет на страны тюркского мира.
Аскар ДЖАЛДИНОВ, Бурса - Стамбул - Нур-Султан