Чистый источник
Свое 100-летие Турецкая Республика будет праздновать запуском современной АЭС
За атомной электростанцией “Аккую” сейчас наблюдает весь мир. Это не просто стройка века Турции, это крупнейший проект в истории ее отношений с Россией - он оценивается в 22 миллиарда долларов США, проектная мощность - 35 миллиардов киловатт-часов электричества в год, срок эксплуатации - почти 80 лет. Уникальностей в проекте еще много. Но самое важное - это то, как долго и упорно шла страна к строительству АЭС. В этом плане многое интересно и для Казахстана.
История вопроса
Аккую в переводе с турецкого означает “чистый родник”. Это название местности, где сейчас строится АЭС. Площадка расположена в бухте на южном побережье Средиземного моря, в провинции Мерсин.
Совсем не туристическое место, но очень живописное, на скалистом рельефе растут целые леса хвойных и других пород деревьев. В регионе развиты рыболовная, нефтяная, цементная, пищевая и текстильная промышленность. Большое значение для экономического развития провинции имеет и то, что в Мерсине располагается крупнейший порт страны, являющийся важным звеном в торговых отношениях Турции со множеством стран.
Естественно, растет и потребность в электроэнергии. Страна пока не имеет собственных углеводородных ресурсов, из-за чего ей приходится импортировать свыше 90 процентов газа и нефти от собственных потребностей и закупать 72 процента потребляемой энергии. Что делает Турцию зависимой от соседних стран.
Атомной энергетикой в Турции стали всерьез интересоваться еще в начале 70-х годов прошлого века. Именно уже тогда специалисты определили место под строительство будущей АЭС в Аккую. Надзорные органы Турции в 1976 году даже выдали СССР лицензию на строительство станции, но из-за проблем с финансами и экологами первый проект был заморожен.
На фоне растущей экономики страны в начале 2000-х правительство вернулось к идее строительства АЭС. Объявлялся тендер, велись переговоры со многими странами. Даже называлась примерная сумма проекта - 44 миллиарда долларов США. В конечном итоге было решено строить в партнерстве с Россией, которая предложила хорошие условия, в том числе и по сумме - в два раза меньше заявленной другими странами. В 2010 году было подписано межправительственное соглашение. И с тех пор госкорпорация “Росатом” реализует проект АЭС “Аккую”.
Стройплощадка станции
Теперь об уникальностях. “Аккую” - первый в истории мировой атомной энергетики объект, который создается по модели “строй - владей - эксплуатируй” (по-английски - BOO: Build-Own-Operate). Было учреждено под этот проект отдельное АО “Аккую Нуклеар”. Компания взяла на себя обязательства по проектированию, строительству, эксплуатации и обслуживанию АЭС, включая все сопряженные с этим расходы и риски. В том числе вывод из эксплуатации отслуживших или аварийных объектов, особый порядок обращения с облученным ядерным топливом и безопасную утилизацию всех прочих отходов - в строгом соответствии с международными правилами и стандартами. Да и срок эксплуатации здесь 60 плюс 20 лет, и еще 20 лет на остановку и утилизацию самой станции. То есть российская сторона берет на себя все эти обязательства на 100-летний срок.
Стройплощадка раскинулась на 1020 гектарах земли. Помимо основного объекта, где ведутся работы по возведению четырех энергоблоков с реакторами, разворачивают необходимую инфраструктуру, вплоть до системы водоотведения, и уже даже построили полноценный порт, назвав его Восточный. Теперь там могут принимать суда с большим водоизмещением для доставки сюда крупногабаритных грузов. Кстати, на АЭС будут использовать водо-водяной энергетический реактор ВВЭР-1200 поколения 3+ мощностью 1200 МВт, он считается самым безопасным в мире.
- Техническими особенностями этого реактора являются его меры безопасности, - рассказал журналистам директор строящейся АЭС Сергей БУЦКИХ. - В особенности здесь исключены возможные ошибки, которые были на “Фукусиме”. Я заявляю о безопасности наших энергоблоков не просто так. Здесь мы применяем ловушку расплава для самой критической ситуации, чтобы избежать утечки радиации. Но и эта ловушка, по нашим расчетам и с учетом технологии реактора, никогда не должна срабатывать. Есть также сильная устойчивость к внешним воздействиям. Максимальная устойчивость к землетрясениям рассчитана на 9 баллов. До этого все существующие станции в мире проектировались до 7 баллов по шкале Рихтера.
- Турецкая сторона предъявляет нам высочайшие требования, - продолжает собеседник. - Хотя этот район считается самым безопасным в Турции с точки зрения сейсмики. Более того, даже при землетрясении станция после ревизии может продолжить работу. Риски внешних взрывов и пожаров тоже предусмотрены, в том числе и террористические атаки. Для этого имеется внешняя защита, которая выдержит и падение самолетов на энергоблоки станции. Произведены расчеты и применены технологии и против воздействия ураганов, смерчей, цунами и наводнения.
- Эта АЭС отличается от всех построенных нами в советское время и сейчас многими особенностями в конструкциях и схемах. Здесь применяются оптимальные технологии. Что позволяет производить монтаж основного оборудования прямо на месте, и занимает это всего около одного месяца, - отметил Буцких.
Реакторы ВВЭР-1200 уже опробованы и успешно работают в мире. Четыре из них - на российских АЭС, один недавно запустили в Белоруссии и еще один сейчас монтируют на электростанции в Бангладеш. Аналогичный реактор планируют поставить и в Египте, где “Росатом” в скором времени начнет строительство АЭС.
Аккую на сегодня считается самой крупной стройплощадкой атомной электростанции в мире, где одновременно работают свыше 13 тысяч человек. Причем 80 процентов персонала - граждане Турции, 20 процентов - инженеры из России. На строительстве задействовано более 400 турецких компаний, выполняющих практически все подрядные работы. Почти все стройматериалы также местного производства. Только оборудование и техника российских производителей и других иностранных компаний.
Жёсткие требования
Турция по своему политическому составу очень разношерстная, множество политических партий и общественных организаций постоянно ведут конкурентную борьбу, используя для этого все возможные инструменты. И тема АЭС не стала исключением. Оппоненты нынешней правящей партии Турции и самого президента Реджепа ЭРДОГАНА активно используют эту тему против власти. Не говоря уже о вполне объяснимой радиофобии населения и наличии множества других страхов, связанных со строительством атомной электростанции. А по иронии судьбы именно провинция Мерсин считается в стране одной из самых оппозиционных. Недавно выборы руководителя региона выиграл представитель оппозиционной партии.
Но, несмотря на такие политические сложности, граждане Турции стали осознавать необходимость строительства АЭС. Каждый житель страны сейчас сталкивается с банальным веерным отключением электроэнергии, особенно в зимнее время.
Поскольку речь идет об атомных технологиях, власти страны и сами предъявляют “Росатому” самые жесткие требования в части экологической безопасности. Оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) провели еще в 2013 году независимые экологические организации. Общественные слушания проводили несколько лет. Документ по итогам ОВОС в итоге составил 5,5 тысячи страниц текста с расчетами и требованиями. К примеру, каждое дерево на будущей стройплощадке, которое аккуратно было вырыто с корнями, заактировано и занесено в официальные документы для того, чтобы потом застройщик восстановил это растение.
Жесткие требования имеются и по другим направлениям. Несмотря на то что компетенцией и знаниями по эксплуатации АЭС владеют только россияне и в принципе контракт предусматривает, что станция будет работать под руководством “Росатома”, там же будут работать и перенимать опыт турецкие специалисты. Их сейчас обучают в российских вузах. Образование уже получили 186 граждан страны, которые являются сотрудниками АО “Аккую Нуклеар”. Они сейчас участвуют в строительстве АЭС и получают практические знания.
Параллельно с контролирующими органами и спецслужбами Турции постоянный надзор за проектом ведут и специалисты МАГАТЭ, которые провели уже больше 10 инспекций, дав положительные заключения. Всего же при вводе в эксплуатацию станции компания должна будет получить еще 120 лицензий и разрешений. В общем, уникальность проекта заключается еще и в беспрецедентном контроле.
Эффект от АЭС
Инвестиции в атомную - новую - отрасль Турции оцениваются более чем в 22 миллиарда долларов США. За весь период работы станции ВВП страны, согласно расчетам, увеличится на 50 миллиардов долларов. Не говоря о том, что энергосеть республики получит дополнительно 4800 МВт мощности. Более того, будет проложена новая энергосеть из шести основных и одной дополнительной линии общей протяженностью 1300 километров. Еще, как предусмотрено межправительственным соглашением двух стран, энергосеть Турции гарантирует покупку у АО “Аккую Нуклеар” фиксированного количества - 70 процентов по блоку 1 и блоку 2 и 30 процентов по блоку 3 и блоку 4 - электроэнергии, которую АЭС произведет в течение 15 лет с даты начала коммерческой эксплуатации каждого блока. Установлена и средневзвешенная цена - 12,35 цента США за 1 кВт·ч (без НДС). Оставшиеся мощности компания будет продавать на энергорынке.
Еще 5,9 миллиарда долларов составляет локализация проекта, то есть это прямые инвестиции в строительную и смежные отрасли экономики. На сегодня на 2,5 миллиарда из этих денег уже есть прямые контракты.
Можно и дальше перечислять эффекты, которые будет иметь государство и его граждане, с фактами и цифрами. Но все они несравнимы с одним простым фактом: один грамм урана дает энергии столько же, сколько могут дать сжигаемые тысячи тонн угля с выбросом в окружающую среду огромного количества вредных веществ. Многие развитые страны прекрасно понимают, что более эффективной и экологичной генерации энергии ни одна технология сейчас не даст. Поэтому тот же Китай намерен в ближайшей перспективе заменить свои угольные станции на атомные реакторы.
Важно понимать, что атомная отрасль по своей сути является такой же, как космическая, и не все сильные государства имеют такую возможность - развивать собственный мирный атом. Для этого нужен и научный, и технический, и финансовый потенциал. Поэтому не исключают возможность строительства еще нескольких АЭС. Многое зависит от того, как Турция отпразднует 100-летие республики.
Аскар ДЖАЛДИНОВ, Нур-Султан, Казахстан - Мерсин, Турция