Господство беспилотной “орды”
Пентагон успешно испытал “летающий авианосец” с дронами на борту
В США опробовали технологию будущего - в небо поднялся транспортный самолет C-130A с экспериментальными беспилотниками X-61A Gremlin на борту. Рои дронов, по мнению американцев, обеспечат господство в воздухе над любым противником. Аналогичные разработки есть и в России. О плюсах и минусах такой тактики в понедельник, 22 ноября, опубликовало материал РИА “Новости”.
Беспилотники, как показывают последние конфликты, стремительно вытесняют пилотируемую авиацию: ведут разведку, указывают на цели, наносят удары и выполняют роль узлов связи. Преимущества очевидны: дешевле и жизни летчика ничего не угрожает.
Но у большинства современных военных дронов малый радиус действия, это авиация тактического звена (исключение - американские RQ-4 Global Hawk с дальностью около тысячи километров). Поэтому пункт управления дронами, как правило, находится недалеко от зоны боевых действий. Достаточно его уничтожить, и аппараты рухнут.
Пентагон пытается решить эту проблему с 2014 года. В том числе с помощью проекта Gremlins - недорогие БПЛА среднего размера с полуавтономной системой управления. Главное требование - дроны должны базироваться на пилотируемом самолете и возвращаться на носитель после выполнения боевой задачи. С 2018 года технологию испытывали на базе экспериментальных X-61A с переменным успехом.
В ноябре 2019 года проверяли аэродинамику “гремлинов” под крылом самолета. В январе 2020-го дрон впервые отделился от носителя и отправился в свободный полет.
По замыслу разработчиков, после выполнения боевой задачи беспилотник стыкуется с док-станцией, которую на тросе тащит С-130А, и транспортник втягивает его в грузовой отсек. Однако все девять попыток вернуться на базу были неудачными: мешала чрезмерная тряска. Ликвидировать ее удалось лишь сейчас.
Тактико-технические характеристики X-61A “Гремлин” известны. Это беспилотник самолетного типа с толстым фюзеляжем, узким прямым крылом и турбореактивным двигателем. Длина - 4,2 метра, размах крыльев - около 3,5 метра. Взлетная масса - 680 килограммов, из которых 66 - полезная нагрузка.
Дальность - 560 километров. Малый боевой радиус нивелируется возможностью базирования на дальнемагистральном самолете, это ноу-хау проекта.
- В случае успеха ВВС США получат совершенно новые боевые возможности, - рассказал журналистам менеджер программы “Гремлин” Тим КИТЕР. - Мы сможем запускать дроны в воздух на границе зоны действия ПВО противника. Самолет-носитель остается вне зоны поражения, а рой запущенных с него дронов собирает информацию, идентифицирует цели и выполняет другие функции в опасной для летчиков зоне.
По словам Китера, следующий этап - тестовый запуск сразу четырех дронов. Самолет должен потом собрать их за полчаса.
Независимо от результатов наблюдатели уже заговорили о тактике войн будущего - применении недорогих беспилотников целыми роями. Расчет Пентагона, по мнению экспертов, прост. В случае вооруженного противостояния с равным или близким по силе противником американцы задействуют прежде всего авиацию. В авангарде пойдут БПЛА, которые не только укажут на цели, прикроют от радиоэлектронного противодействия, но и смогут заправлять пилотируемые самолеты топливом.
Такие технологии развивают не только в США. В частности, российская компания “Кронштадт” работает над системой применения роя дронов на основе искусственного интеллекта.
- Основной упор - на автономизацию бортов, повышение их интеллекта, информационной осведомленности беспилотников, - объясняет генеральный директор предприятия Сергей БОГАТИКОВ. - Это наделяет их способностью самостоятельно принимать правильные решения, при минимальном участии человека.
Как ожидается, перспективное соединение будет самостоятельно распределять функции - ударные, разведывательные. В перспективе беспилотная “орда” сможет автономно искать и поражать заданные цели, передавая информацию о них союзным силам.
Не исключено, что умные рои и “летающие авианосцы” станут обязательными в операциях с участием наземных, воздушных и морских войск.
- Самолет военно-транспортной авиации способен взять на борт достаточно много небольших БПЛА и выполнять при них функции крылатого штаба, - говорит главный редактор российского журнала “Арсенал Отечества” Виктор МУРАХОВСКИЙ. - Дроны смогут возвращаться на носитель (например, для дозаправки. - Ред.) и вновь отправляться на задание. К примеру, “гремлины” допустимо задействовать в качестве барражирующих боеприпасов. Если же они не обнаружат достойную цель - вернутся обратно.
Впрочем, по его словам, у технологии есть и недостатки. Главный - уязвимость самолета-носителя.
- Чтобы потопить авианосец, нужно прорвать противовоздушные и противоракетные рубежи его эскорта. Для уничтожения самолета-транспортника достаточно одной зенитной ракеты, - уточняет Мураховский. - А российские ЗРС С-400 поражают цели на удалении до 400 километров.
Таким способом, считает эксперт, можно воевать лишь с противником без развитой системы ПВО, например с террористами. Однако в том же Афганистане американские беспилотники мало повлияли на ситуацию в целом.
ria.ru
Кстати
Необъяснимый гиперпуск
Военные Пентагона были “застигнуты врасплох” в июле, когда Китай провел тестовые пуски гиперзвукового летательного аппарата, так как он применил неизвестные США технологии, сообщила в понедельник, 22 ноября, газета Financial Times со ссылкой на источники.
Во время испытаний китайский летательный аппарат сумел развить скорость, по меньшей мере в пять раз превышающую скорость звука, и в это же время произвести запуск. Как пишет Financial Times, ранее ни одной стране не удавалось этого сделать. Эксперты управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) не смогли объяснить, как именно Китаю удалось этого добиться.
Также в США не знают, какой именно снаряд запустил летательный аппарат, но отмечают, что у него не было очевидной цели и позже он просто упал в воду (испытания проходили над водами Южно-Китайского моря). Некоторые эксперты Пентагона полагают, что это могла быть ракета класса “воздух - воздух”. Существует мнение, что конечной целью новой технологии может быть уничтожение систем противоракетной обороны, чтобы они не смогли перехватить гиперзвуковое оружие, пишет Financial Times.
По словам экспертов, эти данные доказывают, что Китай продвинулся значительно дальше США и России в области таких разработок.
Как сообщает газета, летательный аппарат, который произвел пуск, был запущен с помощью ракеты “системы орбитальной бомбардировки”. Она может пролететь над Южным полюсом вне досягаемости систем ПРО США, которые сосредоточены на возможных угрозах со стороны Северного полюса. Это дает Китаю больше возможностей поражать цели в США.
rbc.ru

