Время принимать решения
Мир оказался под тотальным контролем соцсетей
При Бараке ОБАМЕ крупнейшие паблики расцвели и захватили глобальный рынок, при Дональде ТРАМПЕ в них рассмотрели монополистов, уничтожающих все вокруг. Facebook, WhatsApp и YouTube влияют на умы людей по всему миру, но призвать их к ответу получается далеко не у всех стран. Как соцсети оказались способны заставить замолчать даже президента США и что нужно сделать, чтобы защитить от их влияния миллиарды людей?
В феврале 2008 года участник группы The Black Eyed Peas WILL.I.AM вместе с актрисой Скарлетт ЙОХАНССОН, участницей группы Pussycat Dolls Николь ШЕРЗИНГЕР и еще десятком знаменитостей выпустил на YouTube клип Yes We Can. Песня полностью состояла из фраз кандидата в президенты США Барака Обамы. Известные актеры, музыканты и спортсмены с улыбкой повторяли за политиком вдохновенные фразы о будущем Америки.
Клип произвел эффект разорвавшейся бомбы: за полгода он собрал 20 миллионов просмотров - просто космические цифры для того времени.
Так началась эпоха политики в интернете.
Обама дотянулся до каждого своего избирателя и к тому же очень сэкономил на предвыборной кампании. По подсчетам специалистов, общее время просмотра предвыборных роликов в поддержку Обамы на YouTube составило 14,5 миллиона часов. Аналогичный эффект от телерекламы обошелся бы в 47 миллионов долларов.
В 2012 году главным соперником Обамы на выборах был республиканец Митт РОМНИ. Но его отношения с интернетом складывались совсем по-другому. Неудачные высказывания быстро превращались в мемы, плодились фейки, но его штаб не знал, как с этим бороться. В отличие от Обамы, который понял: с соцсетями не надо сражаться, их надо правильно использовать.
Соцсети помогли Обаме стать президентом. Он в ответ помог им вырасти, окрепнуть и захватить контроль над миллиардами людей.
В 2007 году Facebook стоил 15 миллиардов долларов, а в 2015 году - 225 миллиардов. Капитализация Google к 2015 году выросла до 478 миллиардов долларов. В этом же году результаты 25 процентов выборов в мире были определены Google: избиратели верили тому, что находили и читали о кандидатах в поиске. В 2017 году власти 30 из 65 стран использовали соцсети для манипуляций общественным мнением. В 18 из них залогом победы стала дезинформация: на место прямого общения с избирателями пришли купленные комментарии, боты, фейковые новости и откровенная пропаганда.
В списке стран, чьи выборы правозащитники посчитали нечестными, значились и США. Все из-за президентских выборов 2016 года, когда к власти пришел республиканец Дональд Трамп. И если Обама и его кампания Yes We Can символизировали все лучшее в интернете, то при Трампе в полной мере раскрылась темная сторона сети.
Главным соперником Трампа стала Хиллари КЛИНТОН - кандидатка от Демократической партии, которую горячо поддерживали многие молодые прогрессивные американцы. И в штабе Трампа нашли слабое место соперницы: Facebook заполонили самые дикие выдумки о здоровье Клинтон. Посты сопровождались фотошопами с ее синюшным лицом и черными мешками под глазами. Заголовки для убедительности писались заглавными буквами и максимально кликбейтно: “Вот что происходит НА САМОМ ДЕЛЕ” или “ПРАВДА РАСКРЫТА. СМИ не хотят признавать, что…”.
Одни пользователи лайкали такие посты и не читали дальше заголовка, другие пытались спорить в комментариях. Верили пользователи в фейки или нет - неважно.
Для Facebook любое взаимодействие с постом означало одно: публикация популярна, а значит, ее надо нести дальше в ленты пользователей. Остановить повальное распространение фейков оказалось не под силу даже самим соцсетям.
В 2018 году весь мир узнал о существовании британской компании Cambridge Analytica. Она собирала данные миллионов пользователей Facebook с помощью нехитрого психологического теста под названием “Это ваша цифровая жизнь” (This is your Digital Life). Тест выглядел как обычная викторина. Ответы пользователей позволяли составить их точный цифровой портрет, а затем точечно таргетировать на разных людей именно ту рекламу, которая произведет на них максимально сильное впечатление. Услугами компании пользовались в основном в политических целях.
Несмотря на то что Cambridge Analytica существовала с 2013 года, вопросы к ней появились только после победы Трампа на выборах. Не сильно разобравшись в технологиях манипуляций, в триумфе республиканца обвинили лично главу Facebook Марка ЦУКЕРБЕРГА.
Лично Трамп считает, что победил не благодаря Facebook, а скорее вопреки. Он был уверен, что соцсеть Цукерберга намеренно скрывала из лент пользователей публикации его сторонников. А демократов, наоборот, всячески продвигала.
В итоге соцсеть столкнулась сразу с несколькими глобальными проблемами. Кейс Cambridge Analytica показал, что соцсеть слабо модерирует рекламные объявления и продвигать в ней можно что угодно. Посты пользователей вообще не проходили премодерацию и проверялись людьми только тогда, когда на запись массово жаловались. И в том и в другом случае было понятно: Facebook халатно относится к контенту на площадке, а автоматическими алгоритмами никто не управляет.
Цукербергу пришлось лично извиняться за скандал с Cambridge Analytica, но прямую вину Facebook он так и не признал. А топ-менеджеры Facebook уточняли, что пользователи сами соглашались на сбор данных при запуске викторины.
И это было действительно так, но с оговоркой: соцсеть не препятствовала тому, чтобы эта викторина работала на площадке и собирала любую информацию о реальных людях.
В 2020 году Трамп снова выдвинул свою кандидатуру на пост президента США, и в этот раз площадки подготовились куда лучше: вся политическая реклама уже была запрещена, а посты Трампа автоматически помечались как фейковые. В январе 2021 года Трамп уступил в президентской гонке Джо БАЙДЕНУ, но так просто сдаваться не хотел. Во всех соцсетях он трубил о том, что выборы прошли с нарушениями, а голоса надо пересчитать. Его высказывания посчитали призывом к беспорядкам и заморозили его профили в YouTube, Instagram и Facebook. Twitter удалил его аккаунт навсегда.
В итоге 2021 год начался с того, что крупнейшие IT-корпорации мира заставили замолчать действующего президента США. Более того, пообещали никогда не возвращать Трампу право голоса, даже если он снова возглавит страну. Никакого наказания за это соцсети не понесли.
Синхронная атака всех соцсетей на Трампа легко объяснима. Четыре года его президентства были тяжелыми для IT-гигантов. При республиканце было начато масштабное расследование против Facebook и Google, он подписал указ о государственном регулировании соцсетей и обязал площадки нести ответственность за публикуемый контент.
Расследование началось в 2019 году. Антимонопольный подкомитет конгресса США 16 месяцев изучал деятельность Amazon, Apple, Facebook и Google и пришел к выводу, что компании действительно обладают монопольной властью в ключевых сегментах бизнеса.
Летом 2020 года главы четырех IT-гигантов выступили на слушаниях. Цукерберг выразил готовность сотрудничать, но дал понять, что не считает себя монополистом.
В итоге IT-гигантов обвинили в нарушении закона о конкуренции. Amazon, Apple, Facebook и Google при Трампе неожиданно стали врагами инноваций, пользователей и демократии. Впервые в своей истории они оказались под угрозой регулирования. Некоторые компании и вовсе предложили разделить.
Крупнейшие в мире IT-корпорации отказались считать себя вредными для демократии монополистами. В своих речах и глава Facebook Марк Цукерберг, и глава Google Сундар ПИЧАИ неоднократно повторяли, что демократия и свобода слова для них священны и незыблемы.
На самом деле эти ценности важны для корпораций, лишь когда им это выгодно. Там, где свобода слова особо не ценится, а рынок большой и привлекательный, компании готовы пренебречь принципами. Так, например, произошло с Китаем.
Власти Поднебесной еще в конце 90-х поняли, что свободный интернет опасен для государственного строя. В 2003 году запустился “Золотой щит”, или “Великий китайский файрвол”, - система, призванная фильтровать и цензурировать весь неподобающий контент. Официально ее создали для борьбы с экстремизмом, терроризмом и подрывом социальной стабильности, но на самом деле она быстро разрослась в сторону подавления любого инакомыслия.
Google ушла из Китая в 2010 году, так и не договорившись с местными властями о правилах работы. Facebook годами безуспешно пыталась открыть представительство в Китае. Ни та ни другая компания не оставили попытки попасть в страну с миллиардом платежеспособных пользователей, но чтобы проникнуть на китайский рынок, нужно строго следовать его правилам.
В 2020 году Facebook заработала более 29 миллиардов долларов. 98 процентов прибыли пришлось на рекламу. При этом больше половины этой суммы соцсеть получила не в США, а в других странах. Больше всего пользователей Facebook - 251 миллион человек - живет в Индии. США с 240 миллионами зарегистрированных аккаунтов занимают второе место, а Бразилия с 139 миллионами - третье. Пятерку замыкают Индонезия и Мексика.
Правительства многих стран мира переходят в наступление на IT-гигантов. Им наконец стало ясно: у Facebook и Google нет цели и желания заботиться о своих пользователях. Лежащие в основе соцсетей алгоритмы не могут ни обезопасить миллиарды пользователей, ни спасти их от ментальной и психологической деградации. В отличие от соцсетей государства начинают понимать: человечество нуждается не в контроле, а в защите. Но чтобы ее обеспечить, IT-гигантам надо разобраться, кто управляет их алгоритмами. А еще перестать видеть в пользователях лишь неиссякаемый источник заработка и начать видеть в них людей.
lenta.ru
(Печатается в сокращении)

