Идеальный шторм
Китай и США стягивают военные силы в Южно-Китайское море
Изначально начавшись как спор между азиатскими странами за крохотные острова, кризис в Южно-Китайском море стал одним из главных очагов напряженности в мире. С появлением нового партнерства между США, Великобританией и Австралией (AUKUS), предполагающего строительство ядерных подводных лодок для последней, ситуация в регионе продолжила накаляться. В Китае и вовсе заявили, что создание такого альянса может стать шагом на пути к новой холодной войне.
Территориальный спор, а вернее даже споры, вокруг Южно-Китайского моря длится уже несколько десятилетий. Основные участники - Бруней, Вьетнам, Китай, Малайзия, Тайвань и Филиппины. Основной предмет разногласий - две группы крохотных островков, рифов и скал: архипелаг Спратли на юге и Парасельские острова на севере. На первый взгляд это может показаться довольно странным. Взять архипелаг Спратли, на который претендуют все шесть стран: суммарная площадь входящих в его состав островов и рифов всего пять квадратных километров.
Все дело в так называемой исключительной экономической зоне: согласно Конвенции ООН по морскому праву, ею считается морская зона шириной 200 морских миль вокруг участка суши, принадлежащего той или иной стране. В этой зоне государство может заниматься разведкой и добычей ресурсов и другими видами экономической деятельности.
Иными словами, кто владеет маленьким островком, тот владеет и всеми ресурсами в радиусе 200 морских миль от него. А в случае с тем же Спратли ресурсы нешуточные: в одном лишь районе архипелага Рид-Бэнк насчитывается порядка 50 триллионов кубометров природного газа и свыше пяти миллиардов баррелей нефти.
Помимо полезных ископаемых Южно-Китайское море также богато рыбой, а через его акваторию проходит огромное количество торговых путей.
Каждая из шести стран имеет свои претензии на те или иные острова, зачастую пересекающиеся. Но самые большие аппетиты у Китая: он претендует на более чем 80 процентов всей акватории моря. При этом юридически острова ни за кем не закреплены.
Территориальный спор в Южно-Китайском море мог так и остаться локальной, сугубо внутрирегиональной историей, если бы на него не наложилось соперничество между Китаем и Соединенными Штатами, а контроль Пекина над морем не воспринимался бы Вашингтоном как вызов своим национальным интересам. На протяжении последних трех администраций американское руководство всячески пыталось сдержать активность Китая в регионе - как военным, так и дипломатическим путем. Китайцы действия американцев тоже не оставляли без ответа.
Директор института исследований Китая при Малайском университете НЖОУ Чоу-Бинг, в свою очередь, подмечает, что для Китая не менее важен политический и идеологический аспект противостояния в Южно-Китайском море. “Пекин не хочет выглядеть слабым, отстаивая то, что он считает своими законными притязаниями в Южно-Китайском море”, - пояснил эксперт.
В Соединенных Штатах убеждены: американское военное присутствие способствует миру и стабильности в Южно-Китайском море и обеспечивает безопасность союзников в регионе, отмечает Александр ХУАНГ, профессор института стратегических исследований Тамканского университета (Тайвань). Более того, в Вашингтоне видят в экспансии Пекина угрозу для своих позиций не только в регионе, но и во всем мире. “Им нужно показать своему политическому аппарату и собственным гражданам, что Соединенные Штаты по-прежнему являются страной номер один в мире”, - рассказал эксперт.
Еще один важный компонент американского присутствия в регионе - принцип свободы навигации, который традиционно отстаивают Соединенные Штаты. С этой целью американские военные корабли регулярно заходят в воды Южно-Китайского, Черного и Баренцева морей, где, с точки зрения США, их проход разрешен международным правом.
- Основная идея заключается в том, что для обеспечения американских экономических и политических интересов регион не может находиться под исключительным контролем или доминированием другой державы, - сказал доцент военно-морского колледжа США Айзек КАРДОН.
Постановление Международного арбитражного суда в Гааге в 2016 году не замедлило милитаризацию региона. Китай продолжает застраивать острова военной инфраструктурой и проводит испытания ракет - “убийц эсминцев”, демонстративно уничтожая “вражеские суда” во время учений в Южно-Китайском море.
Параллельно возрастает и военная активность США. По оценкам китайских экспертов, в 2020 году она достигла беспрецедентных масштабов: Соединенные Штаты свыше тысячи раз отправляли самолеты-разведчики для наблюдения за действиями Китая в регионе.
Все это закономерно приводит к военным инцидентам. Корабли КНР иногда проходят в опасной близости от Военно-морских сил США, вынуждая последних совершать экстренные маневры для предотвращения столкновения. Пекину то и дело приходится поднимать в небо истребители для перехвата воздушных судов США, а как-то раз китайские военные даже ослепили американских летчиков с помощью лазерных лучей.
Полномасштабному военному конфликту препятствуют и географические особенности самого моря, отметил Хуанг. Оно достаточно большое (в полтора раза больше Средиземного) и на 98 процентов состоит из воды, остальное - маленькие островки и скалы. Вести продолжительные боевые действия в таких условиях достаточно сложно.
Куда более реалистичным, по мнению Кардона, выглядит сценарий конфликта между Китаем и другим региональным государством, например Вьетнамом, тем более подобное уже имело место в истории обеих стран. При этом столкновение вряд ли будет масштабным и повлечет за собой вмешательство США.
Попытки дипломатически урегулировать территориальный спор предпринимались не раз. Впервые идея разработать кодекс поведения в Южно-Китайском море возникла еще в 1990-х, после захвата Китаем рифа Мисчиф. Однако разногласия как между Китаем и странами Юго-Восточной Азии, так и внутри самой АСЕАН привели к тому, что за четверть века сторонам почти не удалось продвинуться в этом вопросе. В 2002 году они договорились принять вместо кодекса декларацию, но документ не был юридически обязывающим и, по сути, озвучивал лишь намерения сторон, а не предлагал какие-то конкретные механизмы для разрешения споров. Китай и АСЕАН условились финализировать текст кодекса к 2022-му, но чем ближе дедлайн, тем менее реалистичным это выглядит.
С возникновением AUKUS, по сути, направленного против Китая, в СМИ появились заголовки, чуть ли не предвещающие войну в Южно-Китайском море. Так или иначе, специалисты сходятся в одном: и без AUKUS существовали предпосылки для дальнейшего ухудшения ситуации в
Южно-Китайском море. При этом процесс деградации будет замедленным, без каких-то ярко выраженных скачков и перепадов - в возникновении кризисных ситуаций не заинтересован сам Китай, ему гораздо выгоднее просто поэтапно устанавливать фактический контроль над морем.
Айзек Кардон рисует такой сценарий: Китай будет постепенно наращивать свою активность в регионе, соседние страны будут становиться все более и более обеспокоенными по этому поводу, а США - все глубже и глубже закапываться в противостояние Китаю.
Все это в свою очередь может неизбежно привести к тому, что, несмотря на заверения США, странам Юго-Восточной Азии все же придется выбирать, на чьей они стороне, - а это достаточно непростой выбор. С одной стороны, растущее влияние Китая в регионе не может не вызывать обеспокоенность, а его территориальные притязания мешают этим странам добывать ресурсы, которые они считают своими по праву.
С другой стороны, Китай - один из главных торговых партнеров стран региона и разрывать с ним отношения равносильно выстрелу в ногу.
Противостояние между Китаем и США, вероятнее всего, продлится еще не одно десятилетие, а вместе с ним продолжит обостряться и обстановка в Южно-
Китайском море. Сейчас это, пожалуй, главный очаг напряженности во всем Индо-Тихоокеанском регионе, затрагивающий даже те страны, которые не вовлечены в него напрямую, вроде России, Японии и Индии. Военный конфликт, пусть и лимитированный, совершенно не в их интересах.
Однако и в Пекине, и в Вашингтоне хорошо осознают риски и потери, сопряженные с ведением боевых действий. Единственный путь избежать их - это, отбросив накопившуюся враждебность и подозрительность, сесть за стол переговоров и выработать механизмы, которые позволили бы избежать военных инцидентов в Южно-
Китайском море и их перерастания в полноценный конфликт между двумя ядерными державами.
lenta.ru
Хотите - верьте
Ну и столкновение!
Атомная подводная лодка ВМС США USS Connecticut (класс Seawolf) столкнулась в Южно-Китайском море с не отмеченной на карте подводной горой.
Расследование произошедшего 2 октября инцидента завершилось на прошлой неделе. Выводы будут рассмотрены командующим седьмым флотом ВМС США вице-адмиралом Карлом ТОМАСОМ. Он должен определить, будут ли приняты какие-либо дополнительные меры в связи со случившимся. “В ходе расследования было установлено, что подлодка ВМС США USS Connecticut столкнулась с не отмеченной на карте подводной горой в международных водах в Индо-Тихоокеанском регионе, - отметила официальный представитель седьмого флота Хейли СИМС. - Командующий седьмым флотом США определит целесообразность последующих действий, включая привлечение к ответственности”.
Во время столкновения субмарина повредила балластные цистерны, удар пришелся по носовой части подлодки. Ядерная силовая установка и ее элементы не были повреждены. В результате инцидента USS Connecticut была вынуждена отправиться в порт острова Гуам (США), где сейчас и находится.
По данным китайских аналитиков, место аварии находилось к востоку от Парасельских островов (островов Сиша). Субмарина, полагают аналитики, могла отрабатывать условный перехват китайских подводных лодок на пути следования авианосной ударной группы ВМС США.
ТАСС

