Шанс “красного канцлера”
Фавориты воскресных выборов в Германии - социал-демократы. Их возможная победа прервет 16-летнее правление ХДС/ХСС
26 сентября, в Германии пройдут выборы в федеральный парламент - бундестаг. По последним опросам институтов общественного мнения Forsa и Insa, в лидерах - Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которая претендует на 25% голосов. Блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) идет вторым с показателем 22%. Тройку замыкает “Союз 90/Зеленые” (чаще просто “Зеленые”), чей уровень поддержки колеблется в районе 15-17%.
Реванш социал-демократов
Все три партии претендуют на то, чтобы их кандидат в канцлеры занял кресло Меркель. Получившая большинство на парламентских выборах партия сможет сформировать кабинет (самостоятельно или в коалиции) и представить нового канцлера, который сменит Ангелу Меркель, пробывшую на этой должности четыре срока.
Большинство симпатий на стороне кандидата в канцлеры от СДПГ вице-канцлера и министра финансов Олафа ШОЛЬЦА. Данные Insa свидетельствуют, что его поддерживают 31% опрошенных, в то время как два других кандидата, председатель ХДС и премьер-министр Северного Рейна - Вестфалии Армин ЛАШЕТ и сопредседатель “Зеленых” Анналена БЕРБОК, имеют лишь по 12% поддержки.
Результаты опросов не могут в полной мере предсказать итог выборов, поскольку многие немцы еще не определились со своими предпочтениями. Кроме того, голосование по почте началось еще 16 августа и, по оценкам Deutsche Post, может охватить до 60% избирателей (всего правом голоса в ФРГ обладают 60,4 млн человек). Это в два раза выше числа немцев, избравших этот вид волеизъявления на парламентских выборах 2017 года. Голоса, присланные по почте, будут подсчитаны вместе с теми, которые будут отданы на участках 26 сентября. Предварительные результаты будут обнародованы после 18.00 по местному времени (22.00 по времени Нур-Султана).
Смех, обыски и пробелы
По данным Politico, немцы, которые голосовали за блок ХДС/ХСС в 2017 году, переходят на сторону СДПГ и других партий. Основой электоральной базы Меркель были пожилые люди в возрасте от 60 лет, преимущественно женщины. Мобилизовать их получалось прежде всего за счет личностного ресурса Меркель. По данным института Forsa, для 45% традиционных избирателей ХДС, решивших отдать свой голос за другую политическую силу на предстоящих выборах, решающим фактором стало негативное отношение к Лашету.
Крайне низкий уровень популярности главы ХДС внутри страны стал результатом его многочисленных проколов, в том числе публичных вроде смеха во время речи президента ФРГ Франка-Вальтера ШТАЙНМАЙЕРА о жертвах разрушительных наводнений на западе страны в середине июля, а также ссоры с немецким офисом Greenpeace. Защитники природы обвинили Лашета во лжи после того, как он заявил, что его позиция об отказе от угля к 2038 году основана на рекомендациях этой организации. В результате рейтинги ХДС обрушились с 30% до критических 20%, что стало историческим минимумом за все годы существования партии. Немного улучшить показатель христианским демократам удалось лишь к середине сентября. Это произошло после того, как Меркель вступилась за своего “преемника”, заявив о том, что Лашет в роли канцлера сможет продолжить ее курс, и подключилась к его кампании. Их очередное совместное выступление прошло 21 сентября в городе Штральзунде на севере Германии, еще одно запланировано на субботу в родном городе председателя ХДС Ахене, сообщает Spiegel.
Шольц выглядит фаворитом гонки, однако на исход выборов могут повлиять прошедшие 9 сентября обыски в возглавляемом им Министерстве финансов и его вызов для дачи показаний по делу о возможном мошенничестве и отмывании денег внутри министерства. Расследование было начато еще в 2020 году и касается Группы финансовой разведки, входящей в структуру Федеральной таможенной службы, подконтрольной Минфину. Причиной следственных действий стала совершенная в 2018 году транзакция в Африку в размере €1 млн, связанная, по предположению следователей, с торговлей оружием, наркотрафиком или финансированием терроризма.
Третий претендент на кресло канцлера Бербок потеряла почти все шансы на победу еще весной из-за допущенных ошибок в составлении собственной биографии, вовремя не задекларированного дохода и плагиата при написании книги. При этом партия “Зеленые” с большой долей вероятности сможет войти в правящую коалицию в качестве младшего партнера вне зависимости от того, кто получит большинство голосов на выборах, и Бербок достанется один из министерских постов в новом правительстве.
“Светофорная” коалиция
Ожидается, что в общей сложности в бундестаг пройдут шесть партий. Скорее всего, в дополнение к тройке лидеров это будут Свободно-демократическая партия Германии (СвДП), “Альтернатива для Германии” (АдГ) и “Левые”. Также неплохие позиции у партии “Свободные избиратели” из Баварии, однако шансы, что она сможет преодолеть барьер в 5% голосов, невелики.
Поскольку ни одна из ведущих политических сил не пользуется поддержкой более четверти избирателей, перед формированием правительства неизбежен коалиционный процесс (последние восемь лет в Германии правила “большая коалиция” ХДС/ХСС и СДПГ). При этом сами переговоры о создании коалиции, по мнению экспертов, будут крайне трудными и могут занять не один месяц. В коалиционных переговорах не будет участвовать лишь правопопулистская АдГ, поскольку ни одна политическая сила в стране не готова с ней сотрудничать.
В случае победы социал-демократов теоретически возможны следующие варианты коалиции: так называемый светофор (по фирменным цветам партий) из СДПГ, СвДП и “Зеленых”, “красно-красно-зеленая” коалиция с “Левыми”, новая “большая коалиция” с ХДС/ХСС в качестве младшего партнера, “коалиция Германии” с ХДС/ХСС и СвДП и “коалиция Кении” с ХДС/ХСС и “Зелеными”.
Сам Шольц называл своим приоритетом создание “светофорной” коалиции, которая обеспечила бы более 340 мест в бундестаге. Однако лидер свободных демократов Кристиан ЛИНДЕР заявил, что ему “не хватает воображения” для союза с СДПГ и “Зелеными”. Примечательно, что еще полгода назад он не исключал подобной возможности, когда ставил перед СвДП задачу войти в правительственную коалицию.
Коалиция СДПГ с “Левыми” также является возможной, но ее созданию препятствует принципиальная позиция партии по членству Германии в НАТО и ЕС, сотрудничество с которыми “Левые” хотят пересмотреть. И Меркель, и Лашет неоднократно предупреждали немцев об опасности подобного союза, а также требовали от Шольца подтвердить, что тот не будет сотрудничать с “Левыми”. Тем не менее вице-канцлер полностью не исключил подобного варианта.
“Большая коалиция” имеет шансы лишь в том случае, если СДПГ и ХДС/ХСС удастся набрать не менее 48% голосов. Но такой вариант объединения может столкнуться с сопротивлением внутри СДПГ - сопредседатели партии Заския ЭСКЕН и Норберт ВАЛЬТЕР-БОРЬЯНС выступали против продолжения работы с ХДС/ХСС. В самом блоке также неоднократно говорили о неготовности выступить в качестве “младшего” партнера. Те же риски несут в себе и “коалиция Германии” и “коалиция Кении”.
Если ХДС/ХСС удастся одержать победу, то приоритетной коалицией станет “Ямайка” - вместе с “Зелеными” и СвДП. Такой вариант также несет в себе риски. Прежде всего “Зеленые” в большей степени склонны к сотрудничеству с СДПГ, их традиционному партнеру в нескольких федеральных землях. Свободные демократы, выступающие за такой союз, уже подводили ХДС/ХСС ранее. Так, они первыми вышли из переговоров о создании “Ямайки” в 2017 году, и ХДС/ХСС были вынуждены заключить новое соглашение с СДПГ. Также для ХДС/ХСС остаются возможными “большая коалиция”, “коалиция Германии” и “Кения”, которые могут встретить сопротивление СДПГ.
rbc.ru
К сведению
Почему они цветные
- В Германии у каждой политической силы есть свой “партийный” цвет, по которому принято описывать возможные варианты правящей коалиции.
- Так, блок ХДС/ХСС называют “черным”, СДПГ и “Левых” - “красными”, свободных демократов (СвДП) - “желтыми”, а “Зеленые” остаются в своем цвете.
- Исключением является право-популистская “Альтернатива для Германии”, которую, несмотря на символику в голубых тонах, не принято называть по цвету. В коалиционных переговорах она, впрочем, никогда и не участвовала.
Только факты
Четыре года назад
столько голосов получили партии:
ХДС/ХСС - 32,9%, СДПГ - 22%, “Зеленые” - 8,9%, СвДП - 10,7%, “Левые” - 9,2%, “Альтернатива для Германии” - 12%. Другие партии в совокупности набрали 5,2%.