1169

В ОДКБ не всё спокойно?

В России оценили предложение Киргизии создать новый механизм в альянсе на случай междоусобиц стран-участниц

В ОДКБ не всё спокойно?
Президент Киргизии Садыр ЖАПАРОВ (слева) и глава Таджикистана Эмомали РАХМОН перед началом заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ в Душанбе.

На прошедшем саммите в Душанбе президент Киргизии призвал проработать сценарии в случае нападения стран-участниц друг на друга. Подобная риторика стала следствием таджикско-киргизского пограничного конфликта. Подходы Бишкека и Душанбе отличаются и в отношении Афганистана. “Газета.ru” рассказывает, могут ли противоречия двух стран - союзниц России навредить военному альянсу.

Научиться реагировать

На саммите ОДКБ в Душанбе, в котором российский президент Владимир ПУТИН принял участие по видеосвязи, Киргизия заставила вспомнить о ее весеннем конфликте с Таджикистаном, который унес более 50 жизней.

По словам президента Киргизии Садыра ЖАПАРОВА, напряженность на границе сохраняется до сих пор. В связи с этим Киргизия предложила разработать в организации механизм действий на случай нападения одной страны - члена ОДКБ на другую.

Комментируя слова Жапарова “Газете.ru”, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по обороне Александр ШЕРИН выразил мнение, что России нужно учиться реагировать на конфликт союзников и третьих стран, например Армении и Азербайджана, а уже потом “на конфликт двух союзников”. При этом депутат не увидел особого смысла в инициативе киргизов.

- Я думаю, что эти противоречия Киргизии и Таджикистана никак не влияют на обороноспособность и безопасность России. Конечно, члены ОДКБ должны быть единой командой и выступать в защиту друг друга. Если есть какие-то трения, то это надо пытаться разрешить. Но вырабатывать механизм действий, если одна страна ОДКБ нападает на другую... Это не соответствует принципам договора, где заложен смысл коллективной безопасности от внешнего агрессора, - сказал депутат.

По мнению Шерина, Киргизия и Таджикистан должны самостоятельно урегулировать их конфликт, а Россия могла бы выступить нейтральным арбитром.

- Но им однозначно надо находить общий язык. Сегодня угрозы от общего агрессора гораздо реальнее, чем когда бы то ни было, - заявил Шерин.

Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав ПРИТЧИН также скептично оценил риторику Жапарова.

- На самом деле предложение Жапарова выглядит несколько абсурдным, потому что предполагается, что страны, находящиеся в союзе, имеют схожие позиции и вместе отвечают на внешние угрозы. Но известно, что Киргизия в этом плане вообще страна с особым подходом. Ведь когда еще были столкновения в Оше 2010 года, ее тогдашний лидер Роза ОТУНБАЕВА тоже предложила подключить ОДКБ к разрешению конфликта. Нынешнее предложение - попытка перенести ответственность за неготовность решать вопросы со своими соседями на другой уровень. Хотя очень сложно представить, какие механизмы ОДКБ помогут решить конфликт Киргизии и Таджикистана, - сказал Притчин.

Среди реальных причин конфликта Притчин выделил нерешенный вопрос с четкой границей, разные подходы местных общин и совместное водопользование, и это лишь часть из них.

- Важно понимать еще, что Таджикистан находится на острие борьбы с угрозами из Афганистана, так как у страны самая большая граница с ним в Центральной Азии. А у Киргизии ее нет. Соответственно, основная поддержка со стороны России в военном плане приходится на Таджикистан, что вызывает опасения в Киргизии - вдруг эта мощь может обернуться против нее в случае конфликта, - пояснил эксперт.

И действительно, по итогам саммита генсек ОДКБ Станислав ЗАСЬ снова подчеркнул, что в контексте угрозы со стороны Афганистана организация будет уделять приоритетное внимание Таджикистану. Так, в октябре вблизи таджикско-афганской границы пройдет серия крупных учений коллективных сил ОДКБ - “Поиск-2021”, “Эшелон-2021”, “Взаимодействие-2021” и “Кобальт-2021”.

Что там по талибам?

Ситуация в Афганистане после прихода к власти террористического движения “Tалибан” (организация, запрещенная в Казах­стане) тоже была темой саммита ОДКБ. Выяснилось, что подходы Киргизии и Таджикистана не совпадают и здесь.

Душанбе занимает крайне жесткую позицию, отвергая всяческие возможные контакты с новым правительством в Кабуле. Президент Таджикистана Эмомали РАХМОН уже несколько раз говорил, что официальный Душанбе не признает афганское правительство, в котором нет места нацменьшинствам, включая афганских таджиков.

Жапаров же, выступая на саммите ОДКБ, хотя и указал на угрозы региону, которые возникли после формирования теократического государства в Афганистане, выступил за диалог с талибами.

Профессор НИУ ВШЭ Андрей КАЗАНЦЕВ объяснил “Газете.ru”, что подобные расхождения связаны с разным уровнем связей двух народов с Афганистаном.

- Таджики - второй по величине и влиятельности этнос в Афганистане после пуштунов. В Афганистане проживает больше таджиков, чем в самом Таджикистане. И традиционно афганские таджики представляют оппозиционную талибам силу, и потому руководство Таджикистана не может не поддерживать свой народ. Кроме того, в Таджикистане есть патриотически настроенные группы, поддерживающие афганских таджиков. Президент Эмомали Рахмон не может все это игнорировать, - говорит эксперт.

Казанцев выделил среди других причин жесткой позиции Душанбе к талибам фактор религиозной миграции из Таджикистана в Афганистан. По его словам, многие экстремисты и террористы уезжали именно ради вступления в “Талибан” или в близкие к нему организации, а потом и вовсе охраняли границу двух стран с афганской стороны.

При этом Казанцев не считает, что Рахмон выходит за условные рамки, которые очертила Россия.

- Да, посольство России в Афганистане пытается наладить контакты с талибами, но мы укрепляем в то же время границу. Позиция Рахмона в допустимом диапазоне. Вот если кто-то из членов ОДКБ признает талибов, а Рахмон откажется это делать, это будет уже другой вопрос, - резюмировал эксперт.

gazeta.ru

Дословно

Касым-Жомарт ТОКАЕВ, президент Казахстана:

- Поддерживаем общую позицию (государств ОДКБ. - Ред.) о неприемлемости размещения афганских беженцев и иностранных военных баз на территориях наших стран.

Вместе с тем, исходя из гуманитарных соображений и важности оказания международной помощи афганскому народу, в городе Алматы на временной основе размещен персонал полевых миссий системы Организации Объединенных Наций в Афганистане.

(Из выступления на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Душанбе. 16 сентября 2021 г.)

Поделиться
Класснуть

Свежее