1542

Фантастический бардак

Российский военный летчик Анатолий Копыркин - об эвакуации американцев из Кабульского аэропорта

Фантастический бардак

На телеэкранах всего мира шокирующие кадры: идут на взлет транспортные самолеты ВВС США, буквально облепленные афганцами, которые пытаются покинуть страну после победы талибов. Толпа потенциальных беженцев на взлетно-посадочной полосе аэропорта свидетельствует о панике и неразберихе, прежде всего у американских специалистов. Такое мнение в интервью RT высказал заслуженный военный летчик России, полковник в отставке Анатолий КОПЫРКИН. В 1993 году ему было присвоено звание Героя Российской Федерации за вывоз персонала российского посольства из Кабула, который тогда впервые захватили талибы. Забрав под обстрелом экипаж подбитого на взлетной полосе другого нашего Ил-76 и дипломатов, включая иностранных, он сумел взлететь на ободах пробитых колес и посадить перегруженный самолет на узбекском аэродроме Кокайды.

- Анатолий Степанович, как вы оцениваете эвакуацию американцами своих граждан из Кабула?

- Фантастический бардак. Смотрю новостные выпуски телевидения и поражаюсь. Такого беспорядка, чтобы во время выполнения полетов на взлетно-посадочной полосе находились сотни людей, прежде и представить себе не мог. Нет, бегущих в панике к самолету людей я видел. К моему Ил-76 в Анголе однажды сотни две африканцев подбежали. Шли бои, и из провинциального городка пытались вылететь люди, боявшиеся расправы наступавших мятежников. Но, во-первых, я приказал своему экипажу поднять рампу. Вплоть до того, что чуть руки одному из особо настырных беженцев не прихватили. Но он понял, что русские летчики не шутят, и вовремя спрыгнул.

Военный самолет - зона неприкосновенная. Войти на борт разрешается, только если это позволяет командир. Во-вторых, я дал команду кубинцам - их воинское подразделение охраняло аэродром - организовать посадку группами. Не особо церемонясь, они прикладами вытолкали людей за пределы ВПП, а затем к Ил-76 организованно подходили группы по 20-25 человек. Загрузившись, мы спокойно взлетели. В ином случае при захвате самолета толпой лежали бы сейчас в джунглях белые косточки и африканцев, и членов нашего экипажа. Авиация - это порядок, как бы сами летчики об этом ни шутили в курилках.

- Несколько афганцев на высоте выпали из ниши для шасси взлетевшего “Геркулеса” - разбились насмерть. Пентагон для охраны процесса эвакуации посольства своей страны дополнительно послал в Афганистан 3 тыс. спецназовцев, потом появилась информация, что еще тысяча вооруженных солдат прилетела. Почему они не могут организовать спокойную работу воздушного моста?

- У меня простое объяснение: боятся. Банально боятся. Надо применить силу. Иначе бьющуюся в панике толпу не остановить. Но насилие может вызвать ответное насилие. И здесь, видимо, паника пробила американских офицеров. Военное командование США не уверено, что их рэмбо справятся с безоружными афганцами. Возможно, сами горе-солдаты об этом говорят своим горе-командирам.

- Поэтому все в международном аэропорту Кабула и пущено на самотек?

- Да американцы с первого дня своего присутствия в Афганистане боялись местных жителей! Вы знаете, я не только вывозил наше посольство из Кабула в 1992 году. В 2001-м, после изгнания талибов, мой самолет первым прилетел в столицу Афганистана с новым составом российской дипломатической миссии. Потом наш экипаж занимался переброской за Гиндукуш мобильного госпиталя МЧС, не раз вылетал с грузами гуманитарной помощи для афганского населения.

Ночевали мы в городских гостиницах, поначалу, чего скрывать, было тревожно. Но раз за разом к нам, услышав русскую речь, подходили местные жители. Многие ведь учились в Советском Союзе во времена выполнения нашего интернационального долга. Улыбались, пытались приобнять. Лично мне говорили многие: “Вы, шурави (советские. - Ред.), настоящие воины. С вами война была честная. А американцы - трусливые шакалы. К их солдату подходишь, он на тебя сразу ствол своего автомата наводит. От страха перед невооруженным. Как можно уважать человека, который всего боится?”

- Вам не было страшно, когда 29 лет назад взлетали под обстрелом из Кабула? Как это было?

- Некогда было бояться. В минуты опасности работаешь как автомат. Мы изначально находились в готовности к вылету в Афганистан. Первый приказ подготовить экипажи и самолеты для полета в Кабул поступил к нам в полк ВТА, дислоцированный в Новгородской области, в самом начале 1992-го. Приказали всем отобранным летчикам получить загранпаспорта. Считалось, что летим в загран­командировку. Потом долгое затишье. Приказ поступил, как всегда, неожиданно. 27 августа мы должны были перелететь на военный аэродром Кокайды в Узбекистане, дозаправиться, а утром 28 августа взлететь на Кабул. На каждый из трех наших транспортников приказали принять по 12 десантников. Дождались, пока прилетит из России борт с бойцами ВДВ, потом полетели.

- Вам сообщили, какая в Кабуле была обстановка?

- В общих чертах: стреляют. Потом уже посольские рассказали, что две недели сидели на территории дипмиссии в подвале - пальба шла безостановочно. Двое человек у них погибли. Вышли муж с женой в свою квартиру за какими-то вещами, а их накрыло шальным реактивным снарядом.

- Ваши самолеты сразу попали под обстрел?

- Ил-76 командира полка полковника Евгения ЗЕЛЕНОВА сел, быстро загрузился подъехавшими на грузовиках дипломатами и взлетел нормально. Я зашел вторым, уже стали постреливать. Третьим садился борт майора Сергея Мельникова. По нему уже стали бить прицельно. Погрузка у меня уже заканчивалась, а тут подъехали индийцы, их человек десять было. Среди них женщины и дети. Куда деваться? Дал добро на посадку. Наши экипажи тогда еще и дипломатов из Китая, Монголии и Индонезии приняли на борт. Все бы ничего, я уже выруливал на взлет, как вдруг талибы подбили Ил-76 Сергея Мельникова. Принял решение прекратить взлет и забрать его экипаж и пассажиров.

- Вас же тоже могли подбить.

- Конечно, но тогда об этом не думал. Без всяких мыслей о геройстве трезво понимал одно: надо забрать ребят. Мы их приняли не останавливаясь, прямо в движении, через открытую рампу. Двое раненых у них в экипаже были. Посольские с мельниковского самолета с нами не полетели, остались и солдаты-десантники - защищать их. Они сидели потом в бомбоубежище в аэропорту. Талибы, к счастью, туда не прорвались, и всех наших людей потом, следующим утром, авиацией афганского генерала Дустума вывезли в пределы бывшего Союза.

- Вы нормально взлетели?

- Взлетел хорошо, штатно. Только не знал, как садиться буду. Вся резина с пробитых колес на взлетно-посадочной полосе осталась - видел, как куски отлетали. К тому же мой Ил-76 был загружен под завязку. Получилось, сел в Кокайды фактически на ободах колес.

- Анатолий Степанович, последние новости из аэропорта Кабула: несколько человек погибли во время возникшего там хаоса. Эвакуацию возобновили после многочасового перерыва. Ваш прогноз: что будет дальше?

- Людей жалко. Погибли из-за чьей-то глупости и трусости. А прогнозы давать в нынешней ситуации в Афганистане бесполезно. Все в руках талибов теперь. Вчера обещали не мешать вылетам, а завтра могут рассадить по склонам гор боевиков с переносными зенитно-ракетными комплексами. Американцы много оружия оставили афганской правительственной армии, а сейчас оно все в руках победителей.

В Кабуле и без того сложные взлет-посадка: схема с максимальным градиентом снижения. Самолет резко проваливается по спирали на взлетно-посадочную полосу и так же сложно с нее взлетает. Если это еще и под огнем происходит, то летчикам не позавидуешь. По себе знаю.

business-keys.ru

Поделиться
Класснуть

Свежее