1208

Долгоиграющая угроза

События в Афганистане ставят под вопрос внутриполитическую стабильность в Центральной Азии

Долгоиграющая угроза

На минувшей неделе президент Таджикистана Эмомали РАХМОН распорядился провести в стране мобилизацию для обеспечения безопасности на границе с Афганистаном. Согласно указу в республике будут поставлены под ружье 20 тысяч военнослужащих. Подобный шаг таджикского лидера носил вынужденный характер. Еще бы, ведь в соседнем Афганистане ситуация накалилась до предела.

Мало того что боевики активизировались по всей Исламской Республике Афганистан, так они уже контролируют значительную часть таджикско-афганской границы. По данным Госкомитета нацбезопасности Таджикистана, боевики движения “Талибан” взяли под свой контроль “более 70% линии более чем 1430-километровой границы с Таджикистаном”.

Успешные военные операции талибов вынудили военнослужащих афганской армии перейти таджикско-афганскую границу. Вот что сообщает госинформ­агентство “Ховар”: “В ходе вооруженных боестолкновений с талибами 1037 военнослужащих правительственных войск Афганистана в целях сохранения жизней личного состава отступили через приграничные участки... на территорию Республики Таджикистан”.

Всё идёт по плану

Многие считают, что активизация талибов связана с решением США вывести свои войска из Афганистана. По состоянию на 6 июля 2021 года Пентагон вывел большую часть своих войск из Афганистана, а сам процесс завершен на 90%. В ходе операции по возвращению американских военнослужащих Министерство обороны США осуществило около тысячи грузовых рейсов и вывезло 17 тыс. единиц оборудования. При этом Минобороны Афганистана получило от Вашингтона семь военных объектов - бывших военных баз США.

Однако с выводом американского и натовского контингента проходил и другой процесс - занятие талибами афганских провинций. По заявлению официального представителя политического офиса талибов в Катаре Сухейля ШАХИНА, талибы взяли под контроль 162 района Афганистана из 398. Насколько это соответствует действительности - вопрос риторический. Однако сам факт перехода афганскими правительственными военными таджикско-афганской границы в поисках убежища свидетельствует о напряженной ситуации в Афганистане.

Самое интересное, что вывод военного контингента США и НАТО из Афганистана проходит в соответствии с соглашением, подписание которого прошло 29 февраля 2020 года не в Кабуле, а в Дохе - столице Катара.

Казалось бы, при чем здесь Катар, если вывод осуществляется из Афганистана? Оказывается, соглашение было достигнуто между представителями США и… талибами. Так, в документе поставили свои подписи спецпредставитель США по Афганистану Залмай ХАЛИЛЗАД, а со стороны радикального движения “Талибан” - мулла Абдул Гани БАРАДАР.

Хорошая мина при плохой игре

Сам факт наличия соглашения, подписанного США с людьми, которые борются против правительства в Кабуле, свидетельствует о снижении роли действующей власти в Афганистане до уровня плинтуса. С другой стороны, прошедшая встреча стала признанием США провала своей миссии в Афганистане.

Таким образом, Вашингтону за 20 лет так и не удалось создать в Афганистане стабильную политическую систему. Максимум, чего добились США, так это назначения через выборы марионеточного правительства и контроль над рядом провинций страны. В целом же в стране отмечается дезорганизация системы управления и, как следствие, территориальная дезинтеграция, в результате чего Афганистан фактически раздроблен между племенами, контролирующими свои территории и все происходящие в них процессы.

Сделанное американским президентом Джо БАЙДЕНОМ заявление, что правительство Афганистана обладает достаточными возможностями для удержания территорий после вывода из страны Вооруженных сил США, является демонстрацией хорошей мины при плохой игре. Очевидно, что после ухода западной коалиции там вновь разгорится конфликт между “Талибаном” и проамериканским правительством в Кабуле.

Ситуация усугубляется тем, что помимо талибов, которые многими признаются как часть афганского общества, в Афганистан начали стягиваться боевики “Исламского государства”, которые целенаправленно занимают провинции, граничащие с Таджикистаном и Узбекистаном. Ясно, что борьба между проправительственными войсками и талибами, а также боевиками ИГИЛ будет только набирать обороты. Не является тайной и результат этой борьбы. Вопрос стоит лишь по времени.

Возможно, Афганистан столк­нется с повторением событий 1996 года, когда в борьбе за власть между различными группировками талибы довольно легко установили свой контроль как в Кабуле, так и на большей части территории страны.

Между тем процесс вывода войск и, как результат, активизации действий талибов привел к появлению на территории Таджикистана вооруженной группировки, пусть даже и правительственных войск. Это также является фактором нестабильности как для республики, так и в целом для Центральной Азии. К слову, по состоянию на 8 июля под контролем талибов наибольшее число районов (28 ед.) оказалось в провинции Бадахшан. Там же находится и захваченный район Вакхан, имеющий с Таджикистаном общую границу протяженностью 910 км.

Очевидно, что на фоне разворачивающейся вооруженной борьбы за власть на территориях республик Центральной Азии окажутся не только афганские правительственные военнослужащие, но и многочисленные беженцы. И не факт, что среди многочисленных беженцев не окажутся люди, в чьи задачи входит дестабилизация ситуации в центральноазиатских республиках.

Уйти, чтобы вернуться

Возможно, уход США из Афганистана был одним из пунктов плана по “организации” роста напряженности в регионе. Значит, запущенный процесс актуализирует вопрос о присутствии американских подразделений в республиках Центральной Азии и расширении влияния Белого дома на политические процессы в странах региона. Под каким предлогом Вашингтон может “войти” в республики - другой вопрос, ведь Белому дому уже удавалось размещать своих солдат и в Кыргызстане.

К тому же известно, что центральноазиатские республики с 1997 года состоят в Совете евроатлантического партнерства. В данном случае символичным выглядит прошедшая 22 апреля встреча госсекретаря США Энтони БЛИНКЕНА с министрами иностранных дел Узбекистана и Казахстана Абдулазизом КАМИЛОВЫМ и Мухтаром ТЛЕУБЕРДИ, на которой американский политик подтвердил поддержку США “суверенитета, территориальной целостности и независимости” республик. А в отношении Узбекистана даже была озвучена надежда на “проведение первого диалога о стратегическом партнерстве в конце 2021 года”. Что касается Таджикистана, то Душанбе и НАТО имеют многолетний опыт сотрудничества в укреплении границ республики и борьбе с трансграничным незаконным оборотом наркотиков. Да и Кыргызстан тоже может поделиться опытом размещения американской военной базы в Манасе.

В связи с этим у республик ЦАР пока еще есть время взвесить все за и против, перегруппироваться и провести мероприятия по сохранению стабильности в регионе. И это можно сделать как путем мобилизации собственных ресурсов (как это начал делать Таджикистан), так и используя механизмы межгосударственных организаций, включая ОДКБ, в задачи которой также входит укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности.

Олег СИДОРОВ

P.S. В понедельник представитель МИД Казахстана сообщил, что пока к нашей стране никто официально не обращался насчет приема и размещения афганских беженцев.

А тем временем

МИД Туркменистана уполномочен заявить

Появившиеся в некоторых СМИ сообщения о стягивании военной техники к туркменско-афганской границе не соответствуют действительности, говорится в заявлении МИД Туркменистана.

“За последние дни со стороны ряда российских средств массовой информации распространяются непроверенные и откровенно необъективные сообщения относительно ситуации на турк­менско-афганской границе... Распространена не соответствующая действительности информация о якобы стягивании военной техники и артиллерии Туркменистана к границе с Афганистаном”, - цитирует ТАСС сообщение туркменского министерства.

- По сообщению Министерства обороны Туркменистана, все находящиеся в его распоряжении военные подразделения, их личный состав и военная техника остаются в местах постоянной дислокации и продолжают выполнение плановой учебной подготовки согласно предусмотренной программе”, - добавили в турк­менском внешнеполитическом ведомстве, призвав избегать дез­информации.

Военно-политическая обстановка в Афганистане ухудшилась на фоне практически завершившегося вывода войск западной коалиции во главе с США.

silkway.news

Поделиться
Класснуть

Свежее