12825

Масштабы одного преступления

Открытие выставки о советских военнопленных в Германии не обошлось без скандала

Масштабы одного преступления

Немцы обязаны сохранять память об “убийственном варварстве” в ХХ веке - развязанной нацистами Второй мировой войне. Таким оказался ключевой посыл выступления президента ФРГ Франка-Вальтера ШТАЙНМАЙЕРА на открытии в Берлине выставки, посвященной советским военнопленным. Речь президента была насыщена не только историческими воспоминаниями, но и воззваниями к современникам - например, о том, что последнее слово не должно оставаться за говорящими на языке высокомерия и вражды. Правда, услышали эти слова не все.

“22 июня 1941 года Борис ПОПОВ встретил молодым мотострелком. Ему было 19. Его часть располагалась в нескольких километрах от Минска. После завтрака утром 22 июня он со своими сослуживцами пошел загорать в сад. Первые выстрелы и взрывы Борис услышал там, лежа в траве”, - рассказывал президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, выступая в Берлине на открытии выставки “Масштабы одного преступления. Советские военнопленные во Второй мировой войне”. “Двое товарищей Бориса Попова погибли сразу же в первых боях. Боевая машина была уничтожена. Командир полка приказал отступать. Солдаты пешим порядком направились в Минск. О том, что там их уже ждут германские войска, они не знали. Так Борис Попов в десяти километрах от Минска в первые же дни войны попал в германский плен”, - продолжал свой рассказ господин Штайнмайер.

Место для выступления было символичным.

Выставка открылась в германо-российском музее истории Второй мировой войны “Берлин-Карлсхорст”. Именно в этом здании в ночь на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Пронзительная речь главы государства пестрела именами, цитатами и топонимами: Ржев, Бабий Яр, Ленинград, Хатынь, Сталинград. При этом Франк-Вальтер Штайнмайер то и дело возвращался к судьбе Бориса Попова. Уроженец Тамбовской области пережил четыре лагеря, после войны поселился в Минске, где стал киноинженером, только в 1957 году был признан участником войны, а в 2020-м скончался в возрасте 98 лет. “Ему повезло. Он пережил войну. Но это история только одного солдата”, - обратил внимание президент ФРГ. Назвав войну убийственным варварством, он заметил: “Эта память остается долгом для нас, немцев, и предупреждением для всего мира”.

Главный гость церемонии открытия выставки долго говорил о примирении. В речи, казалось, нашлось место всем: и жертвам 900 дней блокады Ленинграда, и тем жителям бывшего СССР, кто погиб и пострадал на украинской земле и в странах Балтии, славянским и азиатским народам СССР. Вспомнил господин Штайнмайер и о боли немецких семей, переживших войну и потерявших своих близких. “Война оставила нам в наследство вопрос, который вновь мучает поколение за поколением: как же это могло случиться?” - отметил он.

Правда, даже подобная дипломатичность устраивает не всех.

Накануне открытия выставки в торжественной церемонии отказался участвовать посол Украины в Берлине Андрей МЕЛЬНИК. По его мнению, ФРГ недостаточно внимательно относится к погибшим и пострадавшим от войны украинцам как представителям “одной из крупнейших групп жертв Второй мировой войны”.

Ранее посол призывал провести в память об этих жертвах отдельное торжественное заседание бундестага.

В МИД ФРГ сообщили, что приняли критику и отказ посла от участия в выставке к сведению, хоть и с некоторым удивлением.

- Совершенно не могу понять критику со стороны посла, - отметил директор музея истории Второй мировой войны “Берлин-Карлсхорст” Йорг МОРРЕ. А посол России в ФРГ Сергей НЕЧАЕВ, отвечая на просьбу “РИА Новости” прокомментировать позицию украинского дипломата, заверил: “Мы нашу победу и нашу боль по национальным квартирам не делим”. “Советский народ - многонациональный народ: и воевал, и побеждал, и погибал, как известно, тоже вместе”, - добавил он.

Сегодня, 22 июня, в 80-ю годовщину нападения гитлеровской Германии на СССР, президент возложит венок к советскому военному мемориалу в берлинском районе Панков. Однако пятничное открытие выставки, казалось, занимало его куда больше. Это было не просто официальное мероприятие, а свидетельство активного сотрудничества по ряду специфических вопросов, не прервавшегося даже на фоне тяжелейшего политического кризиса в российско-германских и российско-европейских отношениях. Так, по словам посла ФРГ в РФ Гезы Андреаса фон ГАЙРА, Россия и Германия продолжают совместную работу по оцифровке и публикации архи­вных документов, а также выяснению судеб военнопленных и интернированных.

Годом ранее господин фон Гайр от лица ФРГ передал российской стороне из Федерального архива Германии 20 тысяч цифровых копий архивных документов о советских военнопленных и интернированных, которые до этого были недоступны в РФ. Всего в рамках запущенного в 2016 году межправительственного научно-исследовательского архивного проекта “Советские и немецкие военнопленные и интернированные” планируется передать до полумиллиона копий документов. Благодаря им, как отмечают историки, могут проясниться судьбы сотен тысяч советских и немецких военнопленных времен Второй мировой войны. В общей сложности во время войны в плен попали до 5,7 млн советских солдат и офицеров (хотя даже официальные цифры разнятся). Дальнейшая судьба около двух миллионов из них, помимо самого факта попадания в плен, до сих пор неизвестна.

По мнению историка, профессора РГГУ Ольги ПАВЛЕНКО, такое внимание к теме пленных и интернированных - логичное развитие немецкой политики взаимопонимания и примирения.

- В Австрии и Германии в 1990-х и 2000-х годах были созданы соответствующие фонды по выплатам денежной компенсации узникам нацистских концлагерей и гражданам России, Франции, стран Восточной Европы, угнанным на принудительные работы в Третий рейх. Поскольку в Германии считают, что вопрос примирения по теме узников рейха был успешно решен, сейчас наибольшее внимание уделяется проблеме военного плена, - заявила Павленко.

По ее словам, для немцев подобная работа - это примирение над могилами, чтобы такого трагического опыта, как нацизм, мир больше никогда не знал.

kommersant.ru

А тем временем

Не всем им стыдно

Немецкие пользователи сети оценили видеообращение канц­лера Германии Ангелы МЕРКЕЛЬ, приуроченное к дню начала Великой Отечественной войны.

Меркель в своей речи назвала эту дату поводом для стыда немцев. Германия, по ее словам, признает свою ответственность за преступления нацистского режима, к этому относится и сохранение памяти о случившемся. При этом она отметила, что Берлин по-прежнему нуждается в диалоге с Россией, между странами есть тесная историческая, межобщественная и экономическая связь.

Немецкие пользователи отреагировали на обращение канцлера в комментариях под видео, опубликованным в официальном аккаунте немецкого правительства в Facebook.

“Какое отношение имеют к этому мои внуки в возрасте 19 лет и 21 года? Абсолютно никакого. Перестаньте наконец постоянно напоминать про это данным поколениям”, - написал Hans-Joachim Baldamus.

“В восьмидесятый раз... Я не виновата в том, что произошло за 40 лет до моего рождения”, - выразила недовольство Nad Ja Mullewapp.

Часть пользователей при этом выступили с критикой в адрес Меркель из-за текущего уровня отношений с Россией.

“Канцлер несет значительную ответственность за плохие отношения с Россией. Стыд - нет, память - да. Нигде меня так тепло не принимали, как в России”, - отметил Karl Roland.

“А как насчет походов крестоносцев? Стоит ли нам стыдиться этого? Мне стыдно за нынешнее отношение к России!” - добавил Sven Brenner.

ria.ru

Поделиться
Класснуть

Свежее