Нечем отгонять волков
Ведущие британские музыканты и композиторы призывают изменить в свою пользу закон о плате за интернет-стриминг их песен
Инициаторами опубликованного в апреле открытого письма премьер-министру Борису ДЖОНСОНУ выступили группа Rolling Stones во главе с ее лидером Мики ДЖАГЕРРОМ и сэр Том ДЖОНС. К настоящему времени под ним уже 234 подписи, среди подписантов - Пол МАККАРТНИ, Ван МОРРИСОН и звезды нового поколения, такие как рэпер Кано, рок-группа Wolf Alice и поп-певица Джесси ВЕР.
По их мнению, закон отстал от технологического прогресса. Они указывают, что стриминговые сервисы и фирмы звукозаписи зарабатывают миллиарды фунтов, тогда как композиторы и главные исполнители получают за каждое платное скачивание меньше одного американского цента, а студийные музыканты вообще ничего.
Далее авторы письма утверждают, что для восстановления справедливости в британском законе “Об авторских правах, дизайнах и патентах” 1988 года требуется изменить всего два слова.
Раньше авторы и исполнители получали основной доход от исполнения их песен на радио.
Выплаты радиостанций делились поровну между фирмами звукозаписи и создателями произведений. Определенная часть из второй половины поступала студийным музыкантам и бэк-вокалистам. Это называлось системой соразмерного вознаграждения.
В ситуации со стриминговыми сервисами львиную долю дохода получают фирмы звукозаписи, главным исполнителям достается лишь 13%, а студийным музыкантам ничего.
Подписавшие письмо требуют изменить закон так, чтобы распространить систему соразмерного вознаграждения и на интернет.
- Невозможно отрицать, что это в некотором роде революционный подход, - говорит музыкант Том ГРЕЙ, создатель хэштега #BrokenRecord, выражающий недовольство многих его коллег нынешней бизнес-моделью.
“Мы считаем, что стриминг все больше замещает собой радио, ныне играющее второстепенную роль. Творческие люди должны получить те же права, что имеют на радио”, - написал он в Твиттере.
Открытое письмо появилось во время, когда комитет палаты общин готовит доклад о ситуации со стримингом музыки и пытается разобраться в том, как распределяются доходы, создаваемые такими интернет-гигантами, как Spotify, Apple Music и Amazon Music Unlimited.
Номинант британской музыкальной премии Mercury Надин ШАХ вызвала сенсацию, заявив комитету, что была вынуждена отказаться от собственного жилья и вернуться к родителям, потому что “моих доходов от стриминга не хватает даже на то, чтобы отгонять от дверей волков”.
Боссы трех крупнейших фирм звукозаписи не согласны с тем, что их бизнес несправедливый и эксплуататорский, и с тем, что музыканты якобы боятся говорить о своих проблемах, опасаясь плохих последствий.
Ожидается, что парламентский комитет обнародует свои выводы в конце июня.
Ранее Всемирная организация интеллектуальной собственности опубликовала доклад, отметив в нем явный дисбаланс между доходами стриминговых сервисов и скудным финансовым вознаграждением авторов и исполнителей песен.
“Чрезвычайно низкие доходы от стриминга или их полное отсутствие подрывают благополучие многих артистов и являются неприемлемыми. Это системная проблема, требующая системного решения”, - говорится в документе.
Организация предлагает государствам-членам, в том числе Соединенному Королевству, изучить возможность перехода к отработанной системе соразмерного вознаграждения.
bbc.com

