2247

Не по сценарию

Результат президентских выборов в Беларуси впервые может быть непредсказуемым

Не по сценарию

После 26 лет правления Александра ЛУКАШЕНКО люди в Белоруссии готовы голосовать даже за малоизвестных и не искушенных в политике кандидатов, лишь бы в стране сменилась власть. Лукашенко отвечает силой - арестами и обысками. И все это происходит на фоне пандемии, экономического кризиса и в условиях, когда и Москва, и Запад слишком заняты своими проблемами.

В Беларуси десятки человек уже подверглись задержаниям и арестам, хотя избирательная кампания только началась.

За участие в пикетах по выдвижению кандидатов в президенты за полтора месяца осуждены 97 человек - в сумме на 1246 суток административного ареста; 105 человек получили штрафы на общую сумму около 90 тысяч белорусских рублей (примерно 40 тысяч долларов), сообщает лишенный регистрации, но действующий в стране правозащитный центр “Весна”.

Наказанию подверглись блогеры, фермеры, рабочие, пенсионеры - все эти люди критиковали на пикетах действующую власть и заявляли: “Кто угодно, только не Лукашенко”.

Многолюдные очереди, выстроившиеся к столикам, где собирали подписи за альтернативных кандидатов в президенты, в Беларуси назвали “подписной революцией”. Очереди выстраивались не только в столице, но и в малых городах, которые всегда считались оплотом действующего президента.

“Небывалая гражданская активность. Параллели - это только начало 1990-х, когда рушился Советский Союз и у людей появилась возможность вообще что-то сказать, - говорит Анатолий ЛЕБЕДЬКО, оппозиционный политик и руководитель центра “Европейский диалог”. - Сказывается огромная психологическая усталость от Лукашенко. Люди за 26 лет наелись хамства, безапелляционного “государство - это я”, безразличия. Если раньше в повестке дня людей были требования желудка - социальная сфера, зарплаты, то сейчас люди говорят: мы хотим выбирать президента и депутатов. Такого не было в предыдущие избирательные кампании”.

На настроения людей, отмечает Лебедько, очень повлияли высказывания Лукашенко во время эпидемии коронавируса. Белорусский президент нелицеприятно высказался о некоторых жертвах: обвинил пожилого актера театра из Витебска в том, что тот сам решил ходить на работу; отставного офицера-подводника - в излишнем весе.

“Та риторика, которой он сопровождал коронавирус, привела к тому, что даже нейтральные люди сказали: это ужас, это невозможно! Коронавирус и сейчас продолжает воздействовать на людей, он отобрал у Лукашенко очень много голосов. И пока эпидемия продолжается, она играет против Лукашенко”, - замечает политик.

Экономическая ситуация в стране не позволяет, как в минувшие кампании, “подкинуть на зарплаты” и социальные выплаты. Обе­щанные Лукашенко среднемесячные сначала 1000 долларов, потом 500 долларов зарплаты так и остались обещаниями.

В президентской кампании 2010 года участвовали известные белорусские оппозиционеры. Сейчас вместо них - претенденты, которых называют “лица второго плана” и “подрастающие политики”.

Лидеры ряда оппозиционных структур намеревались выставить в противовес Лукашенко единого кандидата, но, по мнению аналитика Александра КЛАСКОВСКОГО, перессорились в процессе объявленных ими праймериз.

“Амбиции и дефицит доверия зачеркнули хорошую идею праймериз, - говорит Класковский. - И оппозиция маргинализована. Режим много лет работал на ее ослаб­ление”.

“Но во время этой кампании, которая, казалось бы, уже у Лукашенко в кармане - все схвачено, в избирательных комиссиях свои люди, - вдруг появились новые лица, - говорит эксперт Александр Класковский. - И это люди, за которыми не тянется шлейф поражений, а напротив, скажем, Виктор БАБАРИКО - это успешный менеджер, Валерий ЦЕПКАЛО - выходец из истеблишмента или же видеоблогер Сергей ТИХАНОВСКИЙ. Вот эти люди оказались в фокусе общественного внимания. Так что для правящего режима вызов пришел оттуда, откуда они не ждали”.

“Страну они не получат!” - заявил Александр Лукашенко, раздавая тройке альтернативных лидеров все более нелестные характеристики.

Валерия Цепкало, который некогда работал в президентской администрации, был дипломатом, создавал белорусский парк высоких технологий - так называется режим налоговых и других льгот для IT-компаний с регистрацией в Беларуси, - Лукашенко сравнил с “хряком, неспособным произвести жизнеспособное потомство”. Обе­щал обнародовать собранный на Цепкало компромат.

Популярный, особенно в провинции, видеоблогер Сергей Тихановский оказался за решеткой. Белорусские правозащитники назвали Тихановского политзаключенным, а группу по сбору подписей за выдвижение кандидатом в президенты зарегистрировала в ЦИК его жена Светлана ТИХАНОВСКАЯ. У нее и ее пожилых родственников уже проходили обыски, ей поступали анонимные угрозы - некий “доброжелатель” посоветовал Тихановской подумать о детях, которых могут забрать в приют, когда она окажется за решеткой.

Банкира Виктора Бабарико Лукашенко публично обвинил в доходах, нажитых “мошенническим способом”. В Белгазпромбанк, который Бабарико возглавлял 20 лет и оставил, решив баллотироваться на пост президента, пришли с обыс­ком. Руководство банка обвинили в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. Под арестом сейчас полтора десятка связанных с банком топ-менеджеров.

Департамент финансовых расследований госконтроля Беларуси утверждал, что Бабарико не является фигурантом уголовного дела, возбужденного против Белгазпром­банка. Но утром 18 июня штаб претендента на пост президента сообщил, что с Виктором Бабарико и его сыном Эдуардом пропала связь, когда они понесли в ЦИК собранные за выдвижение подписи. Во второй половине дня стало известно, что в доме Виктора Бабарико проводится обыск.

К вечеру 18 июня госконтроль сообщил, что Бабарико задержан. Накануне стало известно, что счет Виктора Бабарико, на котором находится сформированный избирательный фонд, заблокирован - арестованы расходные операции по счету.

“Мы никогда ранее не видели, чтобы Лукашенко снисходил до заочной, но полемики со своими оппонентами. Сейчас он проводит совещания и скатывается к тому, что обсуждает своих оппонентов: что они сказали, как они на него отреагировали. Такого никогда не было. Лукашенко не демонстрировал публично, что Александр Лукашенко - царь - должен снизойти к каким-то букашкам. Сейчас он с ними оппонирует, и это только подчеркивает его скукожившийся рейтинг, то, что он слабо контролирует ситуацию”, - говорит политик Анатолий Лебедько.

После топ-менеджеров Белгазпромбанка белорусские власти назначили в банк собственную администрацию.

Российские “Газпром” и Газпромбанк - им принадлежит 99% акций Белгазпромбанка - заявили о незаконности таких действий. В заявлении “Газпрома” подчеркивается, что действия белорусских властей нарушают Договор о Евразийском экономическом союзе, непосредственно затрагивают права и законные интересы российских акционеров Белгазпромбанка, интересы клиентов и вкладчиков.

Если “Газпром” разгневается, то вполне может остановить подачу газа в Беларусь, полагают эксперты в Минске. И формальный повод для таких действий есть: “Газпром” утверждает, что Минск задолжал 165 млн долларов за уже поставленный газ.

“Другой вопрос, нужно ли Москве “валить” Лукашенко на выборах? Перед каждыми выборами в оппозиции раздаются голоса: “Вот, на этот раз уже Москве надоел этот Лукашенко, и она с ним разберется жестко”. Но всякий раз Москва демонстрировала свою поддержку действующему лидеру. Потому что сбрасывать Лукашенко, при том что у него тяжелый характер и с Москвой он часто ссорится, это значит создавать неопределенную ситуацию. Новый лидер может оказаться более проевропейским, более удобным для Запада”, - отмечает аналитик Александр Класковский.

“Я не вижу ни одного претендента, который бы стремился ухудшить отношения с Москвой. Я думаю, что Москва это понимает, - говорит Станислав ШУШКЕВИЧ, соавтор Беловежских соглашений и первый руководитель независимой Беларуси. - Москве, в общем-то, до лампочки заниматься нынешними предвыборными белорусскими делами. У Москвы других дел хватает”.

Запад, по мнению Шушкевича, занят своими неотложными делами, осложненными пандемией коронавируса, а в оценке Лукашенко “наивен”.

“Как позиция Запада, так и мнение Кремля впервые за все предыдущие годы перестали интересовать белорусов, которые наконец решились помечтать о том, чтобы самим навести порядок в доме”, - уверен писатель Виктор МАРТИНОВИЧ.

“Для меня, к сожалению, исход этих выборов предсказуем: Лукашенко останется у власти”, - говорит Станислав Шушкевич.

Нынешняя избирательная кампания - это “принуждение к любви” со стороны Лукашенко, считает аналитик Сергей ЧАЛЫЙ.

“Метафора домашнего насилия очень хорошо описывает ситуацию: “Развод хочешь? А на тебе!” Это стратегия принуждения к любви. Но никакой любви так не вернешь. И это избыточное, ненужное насилие, у него нет никакого рацио­нального объяснения. Выгод от него никаких. Это поведение отчаяния”, - заявил Чалый белорусскому порталу TUT.BY.

“Я думаю, что даже если Лукашенко выстоит 9 августа, это не точка. Страна уже - и до 9 августа, и после - не будет такой, какой она была. И Лукашенко - это уже хромая утка, это человек, который в ближайшей перспективе уйдет”, - уверен руководитель центра “Европейский диалог” Анатолий Лебедько.

“Выборы мы проведем, вы не волнуйтесь”, - заявил 16 июня президент Лукашенко.

“Что, у нас первые выборы? Главное, чтобы мы страну не потеряли. Чтобы мы не отдали страну разгильдяям и тем, которые обещают с вертолета деньги разбрасывать”, - добавил Александр Лукашенко.

Он вновь пообещал удвоить зарплаты - “в будущей пятилетке”.

Русская служба Би-би-си

Поделиться
Класснуть