1185

Изыди, инфекция!

Церковь убедила армян не бояться эпидемии. Они идут в храм и верят, что молитва победит коронавирус

Изыди, инфекция!

Власти Армении продлили на месяц режим ЧП, объявленный в середине марта из-за коронавируса. Карантинные меры в республике одни из самых жестких на пост­советском пространстве. Однако армяне не спешат соблюдать их - в минувшую католическую Пасху, 12 апреля, от массовых нарушений самоизоляции не спасло даже закрытие храмов. Но армянское безрассудство объясняется не только особенностями менталитета. С самого начала пандемии граждан убеждали, что вируса бояться не стоит. И шло это послание сразу из двух влиятельных институтов - церкви и государства, которые использовали тему коронавируса в своих интересах.

Ресурсы Армении для борьбы с глобальной пандемией скудны: тестов мало, резерв системы здравоохранения невелик. Первый зараженный официально появился 1 марта, к 30 марта число больных достигло уже 482 человек, а к середине апреля превысило тысячу.

Еще в марте всех въезжающих в страну проверяли на наличие симп­томов, ставили на учет, призывали к самоизоляции, потом звонили из медучреждений и держали пусть и дистанционно, но на контроле. Однако число заболевших неуклонно росло, так что с 16 марта Армения живет в режиме даже не ЧС, а ЧП - с максимальными ограничениями на передвижение людей, а с 25 марта и вовсе остановлены любые поездки по территории страны.

Но церковь как будто не замечала происходящего - 15 марта СМИ сообщали, что только в одной из ереванских церквей прошло сразу несколько свадеб.

Несмотря на призывы премьер-министра Армении Никола ПАШИНЯНА и министра здравоохранения Арсена ТОРОСЯНА, еще буквально за день до введения режима ЧП в храмах проводились многолюдные службы и обряды. Граждане тоже не отстают от клириков в стремлении игнорировать опасность. В минувшее воскресенье армяне отпраздновали Пасху, и, даже несмотря на закрытие церквей, люди не изменили своим привычкам: на дорогах образовались пробки, а в продуктовых магазинах - очереди.

Примечательно, что главным очагом распространения инфекции в Армении стал город Эчмиадзин - духовная столица страны, где располагается основная резиденция католикоса (первоиерарх) всех армян Гарегина II. В этом же городе 8 марта прошла церемония помолвки, на которой недавно вернувшаяся из Италии женщина, скрывавшая свои симптомы, заразила гостей.

Церковь не только демонстративно игнорировала призывы правительства, но и намекнула, что светские власти духовным не указ. Руководитель пресс-канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина иерей Ваграм МЕЛИКЯН выступил в Facebook с заявлением, где хоть формально и согласился с тем, что время теперь опасное, но дал понять, что полностью закрываться церковь не намерена.

Вместо этого иерей сообщил, что “для осуществления превентивных мер во время воскресной литургии в церквях” пастырям даны указания. То есть дал понять, что воскресные литургии в церквях будут проводиться. В свою очередь архиерей Арцахской (Карабахской) епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ) архиепископ Паргев МАРТИРОСЯН прямо заявил, что только католикос может принять решение об отмене массовых мероприятий в церквях.

Параллельно в Facebook - соцсети, формирующей всю общественно-политическую повестку Армении, - представители низших чинов ААЦ и ее зарубежные представители массово принялись изобличать неких “врагов армянской церкви” и обвинять их во всяких кознях. Например, весьма гневной речью разразился глава епархии в Германии Серовбе ИСАХАНЯН. Епископ, в частности, проехался по “недружественным церкви” атеистам и агностикам и заявил, что благодаря коронавирусу некоторые “гуляющие в мордокниге безбожники” нашли предлог поливать грязью церковь.

Отсылка, скорее всего, касается главы Минздрава Арсена Торосяна, известного также в качестве бывшего координатора армянского атеистического Facebook-сообщества. “Безбожник” молчать не стал и через несколько часов отчитал церковников. “По правде говоря, я не в курсе, какие решения приняли действующие в нашей стране религиозные организации по части продолжения или прекращения своих церемоний, однако хочу напомнить, что как минимум в Южной Корее и в нашем соседнем Иране новая коронавирусная инфекция получила свое взрывное развитие именно из-за религиозных обрядов”, - написал он.

Ситуация грозила выйти из-под контроля, поэтому Пашинян и его команда решили действовать жестко: на следующий день после заявления эчмиадзинского пресс-секретаря Меликяна, 16 марта, парламент Армении с подачи правительства ввел чрезвычайное положение на всей территории страны. Расчет прост: в период действия ЧП любое собрание, в том числе и религиозное, может быть разогнано.

После этого церковь поумерила пыл, но не сдалась. Убедившись, что под сводами храмов с вирусом бороться уже не получится, церковь решила перейти в онлайн, хотя ранее использование информационных технологий в религиозных обрядах считалось уделом сектантов. Даже пасхальную литургию ААЦ провели за закрытыми дверьми, зато с доступом в телеэфир и трансляцией священного действа через интернет. Однако прихожанам объявили, что все желающие причаститься смогут сделать это поодиночке в течение нескольких дней после воскресной литургии.

Перепалки власти и церкви - следствие конфликта отнюдь не религиозного свойства. С приходом Пашиняна на пост премьера руководство изменило свое отношение к духовенству и заинтересовалось источниками его несметных богатств. В стране проходили акции с требованием отставки католикоса, религию выгоняли из школ, атеисты стали занимать важные должности, например, мэром самого Эчмиадзина назначили неверующую женщину, что до глубины души возмутило консервативное патриархальное духовенство.

Так что коронавирус стал для церкви хорошим поводом для “реванша” в глазах своей паствы. Она не только напрямую перечила властям, пока те пытались обуздать эпидемию. Пока врачи, вирусологи, эпидемиологи и прочие специалисты во всем мире ломают голову над загадкой нового коронавируса, в Армении усилиями верующих средство тут же нашлось. Людей заставляли поверить, что вирус - не что-то сильно опасное, что от него можно избавиться в два щелчка.

Объявление режима ЧП на прак­тике помешало проводить массовые религиозные мероприятия, но пропаганда церкви только усилилась. Церковники не упускают возможности напомнить о себе и своей важности в сложную минуту. Их десятки и сотни, каждый с большой или маленькой аудиторией, и все в один голос твердят: спасти вас может только бог.

Впрочем, поначалу власть показывала не больше осознанности в вопросе борьбы с вирусом, чем верующие.

Руководству страны пандемия коронавируса смешала все карты в войне старого истеблишмента с новым. Самым актуальным вопросом политической повестки на январь-февраль стал кризис с Конституционным судом - его возглавляет ставленник прежних властей Армении бывший министр юстиции Грайр ТОВМАСЯН. Он один из создателей действующей Конституции. Потенциально текущий состав суда может ставить не то что палки, а бревна в колеса Пашиняну.

Например, согласно действующему закону “О референдуме” на избирательном участке должна быть копия решения Конституционного суда о том, что референдум соответствует Конституции. Но этой бумажки там быть не может, потому что Пашинян решил пойти в обход КС и провести референдум без его согласия.

Руководство страны делало все, чтобы реализовать этот маневр максимально быстро. Референдум назначили на 5 апреля. И даже в марте, когда пандемия пришла в Армению, власть поначалу питала надежды, что беда пройдет мимо. Она старалась максимально снизить градус общественного восприятия опасности вирусной угрозы, тем самым невольно потакая распространению религиозных представлений о болезни. Еще в начале марта, когда в Италии и Иране уже разразилась эпидемия, премьер Пашинян лично колесил по всей стране, сам организовывал массовые мероприятия и собирал людей на митинги.

Еще на заседании правительства 26 февраля армянский премьер беседовал с министром здравоохранения Арсеном Торосяном и получил утвердительный ответ на вопрос: “То есть человек может заболеть коронавирусом, но попить кофе, чаю, водки, а потом встать и пойти по своим делам?” Торосян же утверждал, что коронавирус “не считается очень опасным вирусом, а потому нужды в специальных мероприятиях нет”. Однако вскоре после этого эпидемия наконец дала о себе знать и в Армении, после чего власти изменили позицию на 180 градусов. И обрушились на церковь.

Вся эта история застала армянского обывателя врас­плох: сначала церковь и власти, каждый по-своему, изображали коронавирус как надуманную угрозу. Но потом правительству пришлось изменить позицию и срочно принимать меры. Святые отцы хоть и поумерили свой пыл, но по-прежнему выражают недовольство и мириться с ситуацией не собираются.

Lenta.ru

А тем временем

Больниц не хватит

На вчерашний день в РФ зафиксировано более 21 тыс. случаев заболевания. Всего в стране от коронавируса умерли более 170 человек.

В московском оперштабе прогнозируют, что в ближайшие две-три недели возможен дефицит коек в госпиталях, перепрофилированных для работы с зараженными коронавирусом пациентами. В связи с этим деп­здрав Москвы принял решение перепрофилировать для лечения больных COVID-19 еще 24 стацио­нара, экстренную помощь будут оказывать в 12 учреждениях.

В России остались два региона, где еще не было зафиксировано ни одного случая заражения коронавирусом, - Республика Алтай и Чукотка. На Чукотке режим самоизоляции для всех граждан продлен до конца апреля, на Алтае он был введен до конца месяца еще раньше.

РБК

Поделиться
Класснуть