Невидимый союзник России
Не только русские и холод одержали победу над Наполеоном
Как выяснилось в ходе лабораторных исследований, была еще одна причина поражения французского императора в России в 1812 году помимо суровой русской зимы. Обнаруженная специалистами причина была слишком мала, чтобы ее можно было увидеть невооруженным глазом, но слишком серьезна, чтобы проигнорировать, пишет египетское издание Sasapost.
Строители не могут поверить своим глазам - из-под земли виднеются человеческие скелеты. Как обычно, тем зимним утром в Литве они отправились рыть траншеи для прокладки телефонных линий, но, неожиданно обнаружив массовое захоронение, застыли на месте от страха и удивления.
Чтобы найти ответ на вопрос, Вильнюсский университет направил археологов к указанному месту. Тела были уложены в три ряда, и, судя во всему, это были оборонительные траншеи. Как свидетельствуют обнаруженные в захоронении одежда и оружие, скелеты принадлежат солдатам, а не беззащитным гражданским лицам. В одежде некоторых из них были найдены монеты XIX века. Археологи разгадали загадку - перед ними лежали останки великой армии Наполеона, напавшей на Россию. Его войска насчитывали 600 тысяч солдат, из которых выжили лишь 30 тысяч человек. Из них всего тысяча военных позднее смогла вернуться на службу.
Как выяснилось в ходе лабораторных исследований, была еще одна причина поражения Наполеона в России в 1812 году помимо тех, что упоминаются русскими каждый год в годовщину празднования победы над французским императором. Так, известно, что жители Москвы сожгли 75 процентов города, и солдаты Наполеона лишились крова и припасов, после чего наступила суровая русская зима, погубившая оставшиеся наполеоновские войска, которые попросту замерзли насмерть. Однако обнаруженная специалистами причина была слишком мала, чтобы ее можно было увидеть, но слишком серьезна, чтобы ее можно было проигнорировать. Речь идет о тифе.
Человечество впервые узнало о нем в 1759 году. Тогда болезнь прозвали “тюремной лихорадкой”, так как от тифа в тот период умерло 25 процентов заключенных в Англии, известной своими грязными и переполненными тюрьмами. Год спустя болезнь именовали “сыпным тифом”. Название произошло от греческого слова typhos, что значит “дым”, “туман”, так как заболевшие им люди часто бредили. Переносчиками болезни являются вши, блохи и клещи.
Армия Наполеона состояла главным образом из молодых людей. Это были выносливые и сильные солдаты, способные проходить большие расстояния без еды и терпеть суровые холода. Они ожесточенно сражались и могли одержать победу в любой битве, однако у микроорганизмов были на этот счет свои планы.
Как известно из истории, Наполеон к июню 1812 года собрал армию для вторжения в Россию. Через 22 дня он уже стоял на западном берегу реки Неман, ожидая, пока его инженеры завершат строительство плавучего моста, после чего его солдаты пересекли реку и вошли в принадлежавшую России Польшу.
Было довольно жарко, но молодые солдаты хорошо справлялись. Засуха помогла им двигаться дальше. Колонны с провизией и боеприпасами шли впереди армии, и везде, где появлялась армия Наполеона, для них находилась еда и вода. Все это лишь укрепляло боевой дух французских военных, и они достигли Вильнюса всего за четыре дня, не встретив какого-либо сопротивления со стороны русских солдат.
Солдаты шли дальше и дальше, не подозревая, какая трагедия их ожидает. Районы Польши, через которые приходилось идти армии Наполеона, были очень грязными, чего прежде французы никогда не встречали. Местные крестьяне кишели вшами и блохами, а для минимальной гигиены не было колодцев. Французы начали понимать, что находятся на вражеской территории, поэтому теперь повозки с продовольствием шли позади солдат, а не перед ними, как раньше.
Весенние дожди усложняли продвижение. Повозки с провизией должны были проехать по возвышенностям, где земля угрожала обрушиться вниз, что вынуждало их двигаться медленнее. Вскоре французские солдаты оказались без еды и воды, а в их волосах появились вши. Огромная армия не могла собраться воедино: солдаты были разбросаны в разных районах. Они начали грабить дома крестьян и питаться зараженной пищей, включая мясо больных животных. Перебои со снабжением стали причиной гибели более 20 тысяч французских лошадей.
Это были крайне благоприятные условия для возникновения кишечных заболеваний, и больных солдат отправляли назад, в созданные армией полевые госпитали. Внезапно число заболевших возросло, и госпитали не могли справиться с наплывом больных. Страшное зрелище ослабило боевой дух солдат и заставило их командиров еще раз взвесить необходимость вторжения, однако все только начиналось.
Через несколько дней после того, как солдаты пересекли реку Неман, у некоторых из них началась сильная лихорадка и появилась красная сыпь. Шли часы, кожа военных обретала синий оттенок, и они умирали. Французы встретились с тифом лицом к лицу. Болезнь бушевала в Польше и России много лет, но ситуация ухудшилась, когда поляки сожгли свои дома и земли, отступая перед армией Наполеона. Не было ни воды для стирки, никаких санитарных мер, солнце пылало, и это были идеальные условия для распространения вшей и сопутствующих заболеваний.
В ту эпоху никто не знал, что вызывающие тиф бактерии присутствовали в экскрементах вшей. Потребовалось сто лет, чтобы мир понял, что причиной французской трагедии стал тиф, вызванный бактериями из группы риккетсий, известных как Rickettsia prowazekii. Ирония в том, что первым этот факт установил французский врач Шарль НИКОЛЬ. Он сделал это открытие в 1909 году, за что в 1928 году получил Нобелевскую премию по медицине.
Французский солдат в элегантной форме и с аккуратно уложенными волосами теперь был грязным, носил одну и ту же одежду в течение нескольких дней и не имел возможности помыться. Вши нашли убежище в военном обмундировании, и бактерии проникали в каждую царапину на их телах. Достаточно было заболеть одному солдату, чтобы заразить всю армию, ведь они спали большими тесными группами из-за страха, что русские или поляки нападут на них и убьют. Вши прыгали от одного солдата к другому, пока армия Наполеона не потеряла 80 тысяч солдат за две недели.
Армейские доктора поняли, что солдат убивает скрытый враг, и вши опаснее, чем все предполагали, и поэтому изолировали зараженных и тех, кто был с ними в тесном контакте. Благодаря этим мерам численность сил, способных вступить в бой, сократилась вдвое. Примерно через месяц, 28 июля, три командира армии Наполеона настаивали, что необходимо вернуться назад во Францию, так как участие истощенной армии в боях - слишком большой риск. Сначала Наполеон согласился с ними, но спустя два дня передумал, сказав своим генералам, что опасность, с которой они столкнулись, подталкивает их к дальнейшему наступлению на Москву и смерть его солдат не будет иметь смысл, если они повернут назад.
Французский император продолжил наступление и покорил несколько важных городов. В августе он взял Смоленск, а затем Валутино. Последовательные победы заставляли Наполеона двигаться дальше, а русских - отступать. Император разделил солдат на три боевые единицы, действующие на трех фронтах, а сам остался с войсками из 265 тысяч солдат. За считаные дни Наполеон потерял 105 тысяч военных, а еще через две недели в его распоряжении остались всего 103 тысячи солдат.
В сентябре 1812 года к западу от Москвы произошла Бородинская битва, в которой русские войска возглавил Михаил КУТУЗОВ. Наполеон одержал победу, но потерял 13 тысяч солдат, и его войска насчитывали всего 90 тысяч человек. Он ожидал, что жители Москвы сдадутся без сопротивления, и был удивлен, когда они сожгли и покинули город. Из Франции ему на помощь прибыли еще 15 тысяч солдат, однако 10 тысяч умерли от тифа.
Наступила суровая русская зима, и у Наполеона не было другого выбора, кроме как быстро вернуться во Францию. Его солдаты отступили в Смоленск в поисках еды и укрытия, но ничего не нашли. Тогда Наполеон собрал армию и 8 ноября направился назад, к полевым госпиталям, но они уже были переполнены ранеными и больными сыпным тифом, и тогда он начал терять контроль над войсками.
Нарушилась дисциплина, солдаты были истощены, а последним ударом для Наполеона стало то, что провизия, ради которой он вернулся, закончилась. Резервисты съели все припасы, и 13 ноября армии пришлось отправиться в Вильнюс, куда она прибыла 8 декабря, но сражаться могли лишь 20 тысяч солдат - все, что осталось от великой французской армии.
Наполеон услышал об угрозе переворота во Франции, который возглавил генерал Клод ФРАНСУА, и поэтому немедленно уехал, оставив во главе армии в Вильнюсе генерала Иоахима МЮРАТА. Однако позже последний сложил оружие и отдал русским ранее захваченные трофеи в обмен на возможности отступить во Францию. Мюрат пересек реку Неман с 40 тысячами солдат, большинство из которых не имели возможности сражаться.
Во время отступления солдаты, умершие от тифа, были похоронены в оборонительных траншеях, найденных литовскими рабочими в 2001 году. Ученые исследовали зубы, взятые с найденных в траншеях тел, и обнаружили, что многие из них все еще сохранили ДНК бактерий риккетсии, переносчиками которых являются вши. Именно они стали причиной заболевания французских солдат сыпным тифом.
Несколько приемов антибиотика, столь популярного сегодня в наших аптечках, и французы бы вылечились. Это бы спасло армию Наполеона, но, увы, тогда мир не знал лекарств от этой болезни, а если бы знал, то наша история была бы совсем другой.
ИноСМИ.ру

