1215

Победа без боя

США оказались в стороне от сирийско-турецкого кризиса. Теперь Путин владеет этим безобразием

Победа без боя
Когда президент США Дональд ТРАМП назвал соглашение по Северной Сирии, которое его администрация заключила с турками, “великим днем цивилизации”, Анкара быстро остудила эйфорию Белого дома холодным душем, отказавшись в этой сделке даже от прекращения огня, пишут обозреватели CNN Фредерик ПЛЕЙТГЕН и Мария ИЛЬЮШИНА.

Руководящая роль Путина

Всего лишь несколько часов спустя в Северной Сирии начались авиаудары и открылся артиллерийский огонь, а “сирийские демократические силы”, в которых доминировали курды, обвинили Анкару и ее представителей в серьезных нарушениях режима прекращения огня.

Как в Вашингтоне, так и на Ближнем Востоке осознали, что перемирие не стало реальной сделкой. Срок его действия истекает во вторник, 22 октября, в тот же день, когда президент России Владимир ПУТИН и его турецкий коллега Реджеп Тайип ЭРДОГАН встретятся в Сочи, чтобы обсудить будущее Сирии. Становится ясно, что именно сегодня мир узнает о реальной сделке по поводу будущего этого взрывоопас­ного региона.

Теперь становится ясно, что будущее в значительной степени будет определяться президентом России. После того как Трамп бросил курдов, главных союзников Америки в борьбе против ИГИЛ, которые стали фактически “зеленым светом” на пути вторжения Турции в Северную Сирию, Белый дом исключил себя из сирийского “уравнения”. Хорошо это или плохо, но теперь Путину принадлежит военный и политический беспорядок, разворачивающийся там.

Но в отличие от суетливых попыток администрации Трампа на последних минутах попытаться положить конец кровопролитию, которое она помогла развязать, Путин, по крайней мере, казался человеком, имеющим конкретный план.

Россия немедленно начала переговоры с курдами и главным союзником Москвы, правительством Башара АСАДА, быстро разрешив сирийским вооруженным силам захватить курдские районы, где Дамаск не присутствовал годами, чтобы предотвратить наступление, возглавляемое Турцией. Москва также быстро развернула свои вооруженные силы в качестве буфера, чтобы держать турок и их силы отдельно от курдов и сирийских правительственных войск.

Этот шаг стал поводом бить себя в грудь путинским военным.

“Когда появляется российский флаг, боевые действия прекращаются: ни турки, ни курды не хотят причинять нам вред, поэтому боевые действия прекращаются благодаря нашей работе”, - говорит офицер российской армии Сафар САФАРОВ.

Как сообщает агентство ТАСС, подразделение военной полиции страны начало патрулировать Манбидж.

Рискованная игра России

С новой ролью России в качестве бесспорной ведущей страны также приходят серьезные риски. Ситуация в Северо-Восточной Сирии более чем нестабильна. Турки дали понять, что не допустят курдского военного присутствия вблизи своей границы. Но сухопутные силы Анкары состоят в основном из групп сирийских повстанцев, многие из которых являются бескомпромиссными исламистами, которые, как опасаются курды, могут начать кампанию этнической чистки против меньшинств в этом полиэтническом регионе.

Вдобавок ко всему сирийские правительственные силы и повстанцы, объединенные с Анкарой, также имеют основания перемалывать друг друга после всех взаимных злодеяний, совершенных во время разрушительной восьмилетней гражданской войны.

Москва, похоже, понимает опас­ную ситуацию, в которую она попадает в связи со своей новой руководящей ролью.

“В течение многих лет мы пытались привлечь внимание к взрывоопасной политике США и коалиции, направленной на развал Сирии и создание квазигосударственных формирований на восточном берегу Евфрата, подталкивая курдов к сепаратизму и конфронтации с арабскими трайбами”, - заявил в среду министр иностранных дел России Сергей ЛАВРОВ, выступая перед главами служб безопас­ности.

Кремль серьезно обеспокоен тем, что россияне, сражавшиеся на стороне ИГИЛ и других повстанческих группировок, могут вернуться на свою родину и вызвать там нестабильность. С того момента, как Турция начала наступление в Северной Сирии, Кремль выразил крайние сомнения в способности Турции держать под контролем тысячи заключенных ИГИЛ и их родственников, которых охраняли курды.

“В северной части Сирии есть районы, где сконцентрированы боевики ИГИЛ, и до недавнего времени их охраняли курдские военные. Турецкая армия вошла в эти районы, а курды ушли... Теперь (сторонники ИГИЛ) могут просто сбежать, и я не уверен, что турецкая армия может (и как быстро) взять это под контроль”, - заявил Путин на прошлой неделе на форуме Содружества Независимых Государств в Ашхабаде.

Россия столкнулась с длительным мятежом в Чечне в 1990-х годах и пережила там кровавую войну в течение нескольких лет. Поэтому Владимир Путин не хочет допустить возвращения бывших российских членов ИГИЛ в кавказский регион, что может привести к возврату нестабильности. На том же форуме в Туркменистане Путин заявил другим лидерам региона о необходимости подготовиться к сложившейся ситуации.

“Мы говорим о сотнях боевиков там, тысячах, когда речь идет о странах СНГ. Это реальная угроза для нас. Как и куда они направятся?” - задал нериторический вопрос российский лидер.

“Мы должны понимать это и мобилизовать ресурсы наших спецслужб для пресечения этой новой угрозы”, - добавил Путин.

Все сирийские дороги ведут в Москву

Но, несмотря на все опаснос­ти, с которыми сталкивается путинский гамбит с высокими ставками, российский лидер, по-видимому, все еще в состоянии предотвратить взрыв ситуации и сделать даже больше, чем он уже сделал.

Россия имеет огромный послужной список в сирийском конфликте. Как известно, правозащитные организации обвиняли Москву в совершении военных преступлений в своей кампании по поддержке президента Сирии Башара Асада. США заявляли, что Москва систематически бомбила гражданскую инфраструктуру, особенно больницы, и помогала Асаду прикрывать предполагаемое использование химического оружия сирийскими военными. Россия яростно отрицает все эти обвинения.

И несмотря на то, что многие официальные лица США и Европы сокрушаются от того, что это отрицание может оказаться ложью, практически все страны и стороны, вовлеченные в сирийский кризис, похоже, согласны с тем, что Москва в этом кризисе надежнее Вашингтона.

Союзник НАТО Турция сотрудничает с русскими годами, несмотря на то, что они поддерживают противоборствующие группировки в сирийской гражданской войне. Даже заклятые враги, Израиль и Иран, похоже, согласны с тем, что путь к обеспечению их интересов проходит через Москву.

И когда Сирийские демократические силы, в которых доминируют курды, которые были поддержаны США и потеряли почти 11 000 бойцов в войне против ИГИЛ, обнаружили, что они были брошены Трампом и оставлены на произвол судьбы перед лицом вторжения под эгидой Эрдогана, они тоже пошли прямо к русским, потому что… угадайте…. Потому что Москва работает с СДС (Сирийские демократические силы) и много лет ведет с ними переговоры.

Таким образом, в процессе разрешения запутанной ситуации на северо-востоке Сирии никогда не будет Белого дома Трампа. Если сделка состоится, то она будет достигнута во вторник (то есть сегодня. - “Время”) в Сочи в ходе встречи Путина и Эрдогана - на их условиях.

По материалам CNN

Поделиться
Класснуть