1531

Вилами по песку

Российские власти оперируют данными статистики, которые эксперты считают неадекватными и недостоверными

Вилами по песку
Добыча “прочих полезных ископаемых”, то есть щебня и песка, резко улучшила статистические показатели промышленного роста в России.

Чудеса российской статистики создают иллюзию промышленного роста в условиях общей стагнации экономики. Так, анализ последнего отчета Росстата показывает, что в РФ необъяснимым образом выросла добыча щебня и песка сразу на 21%. Кроме того, Росстат стал включать в промышленную статистику те виды работ, которые там ранее не фигурировали.

Президент РФ Владимир ПУТИН на последнем совещании с членами правительства объявил, что промышленный рост за семь месяцев составил 2,6%. А общий экономический рост за первое полугодие ВВП - 0,7%. “Темпы безусловно положительные, однако динамика в целом нас удовлетворить не может”, - сказал министрам Владимир Путин.

Между тем эксперты считают, что официальные данные статистики о небывалом росте в промышленности в июле малообъяснимы. И вызывают, мягко говоря, большие сомнения.

Несколько примеров необъяснимых данных в свежих сводках Росстата обнаружил бывший замминистра финансов РФ и первый зампред ЦБ Сергей АЛЕКСАШЕНКО.

Он, в частности, обратил внимание на появление в данных о промышленном росте новых показателей, которые раньше Росстат не публиковал ввиду их относительной незначительности. В отчете о социально-экономическом положении за январь - июль 2019 года Росстат добавил к списку индексов добывающих производств новый показатель - “предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых”, который сразу вырос за семь месяцев на 14%. Для сравнения: темпы добычи угля за этот период - около 1%, а прирост добычи нефти и газа - 3,4%. Таким образом, проявление нового показателя обеспечило в итоге более привлекательную статистику промышленного роста.

Второй необъяснимый факт в данных Росстата - это взрывной рост добычи “прочих полезных ископаемых” (+21%), при том что стоимость отгруженных этих же “прочих полезных ископаемых” упала более чем на 10%.

Действительно, на одной и той же странице своего отчета ведомство, возглавляемое Павлом МАЛКОВЫМ, сообщает, что за семь месяцев 2019 года объем отгруженных “прочих полезных ископаемых” в действующих ценах снизился на 10,4%, а индекс их производства был положительным (+1,4%). И обеспечила этот парадоксальный эффект одна только статистика июля, в которой добыча “прочих полезных ископаемых” (то есть щебня и песка) подскочила сразу на 21%.

Алексашенко далеко не единственный экономист, которого шокируют данные Росстата. “Если верить Росстату, что с каждым разом все сложнее, то российская экономика переключилась с добычи углеводородов на какие-то новые виды сырья. Добыча нефти, газа и угля (на них в индексе приходится более 80%) в июле была в легком минусе, а индекс добывающих отраслей вырос на 3%. Такое возможно только в том случае, если добыча всего прочего выросла более чем на 15%. Где у нас такой бум, непонятно”, - комментировал главный аналитик “Локо-Инвест” Кирилл ТРЕМАСОВ, который ранее отвечал за прогнозы и статистику в Минэконом­развития.

Не видят бурного роста в промышленности и эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), которые регулярно рассчитывают так называемые индексы интенсивности промышленного производства. Эти индексы представляют собой темпы прироста среднесуточных объемов выпуска за каждый месяц с исключением сезонных составляющих и несущественных колебаний случайного характера.

“Спад интенсивности промышленного производства в целом в июле 2019 года относительно декабря предыдущего года составил 0,6%, причем в добыче полезных ископаемых - 0,7%, в обрабатывающих производствах - 0,2%, а в обеспечении электрической энергией, газом и паром - 2,3%”, - сообщают эксперты Центра развития.

По их данным, с начала 2019 года характерны колебания индекса около нулевой отметки с тенденцией к медленному спаду. В течение января - марта наблюдалось снижение, которое сменилась слабым ростом в апреле-июне, а в июле вновь обозначилось уменьшение индекса интенсивности промышленного производства на 0,3%.

Среди позитивных моментов в динамике промышленного производства с начала 2019 года эксперты Центра развития отмечают существенный рост интенсивности выпуска сжиженного газа (на 42,8%), производства лекарственных средств и материалов (на 24,8%), производства железнодорожных локомотивов и подвижного состава (на 14,6%).

Непрерывное снижение интенсивности в течение пяти и более месяцев наблюдалось в добыче сырой нефти и попутного газа (спад 8 месяцев), добыче камня, песка и глины (спад 7 месяцев), обеспечении электрической энергией, газом и паром (спад 6 месяцев), добыче руд цветных металлов (5 месяцев) и в производстве табачных изделий (5 месяцев).

Таким образом, расхождения в официальной статистике с мнением профессиональных экономистов становятся все более заметными. Не исключено, что Россия возвращается сегодня в период недостоверной и искаженной экономической статистики, которую мы наблюдали в СССР.

Между тем, по словам главы Министерства экономического развития (МЭР) России Максим ОРЕШКИНА, с точки зрения бюджета и платежного баланса Россия не будет испытывать серьезного давления при падении цен на нефть до $40 за баррель.

Оптимальная для российской экономики цена на нефть - $60 за баррель, заявил министр в интервью ТАСС. “Мы с саудитами поменялись местами на нефтяном рынке: им нужно $70 за баррель, а нас устроит и $40. Хотя, конечно, лучше $60 - это оптимальная цена”, - сказал глава Минэкономразвития.

По словам Орешкина, $60 за баррель - это уровень, при котором можно спокойно инвестировать в новые проекты и заниматься их развитием. Но даже при падении цен до $40 за баррель Россия не будет испытывать серьезного давления на внутреннюю экономику и финансовый рынок с точки зрения платежного баланса и бюджета, добавил он.

Отметим, согласно консервативному сценарию макроэкономического прогноза МЭР, с которым ознакомился РБК, Россия с 2020 года останется без сверхдоходов от нефти, а курс доллара превысит 70 руб. в 2024-м. В этом варианте средняя цена на нефть совпадает с заложенной в бюджете для отсечения сверхдоходов ($42,5 за баррель в 2020 году и $45,9 - в 2024-м).

Согласно бюджетному правилу дополнительными считаются доходы от продажи нефти дороже $40 за баррель в ценах 2017 года (этот уровень ежегодно индексируют на 2%). На сверхдоходы Минфин закупает валюту для резервных фондов.

“Независимая газета”, РБК

Кстати

Страна снова находится там, откуда Путин начинал...

“Исследование двух экспертов по Восточной Европе показывает, что спустя два десятилетия правления Владимира ПУТИНА показатели развития российской экономики в международном сравнении снова находятся на том же уровне, где они были в 1998 году”, - пишет немецкое издание Business Insider Deutschland.

“Насколько действительно плохо обстоят дела с российской экономикой, изучили опытные журналисты-эксперты по России Бен АРИС и Иван ТКАЧЕВ для восточноевропейского журнала bne IntelliNews. (...) “Если рассматривать долю России в мировом ВВП, то страна снова находится там, откуда Путин начинал в 1990-е годы, - пишут журналисты. - Роль России в мировой экономике была наибольшей в 2008 году; но теперь России грозит остаться позади, в то время как остальной мир развивается быстрее нее”.

“О 1990-х годах большинство россиян вспоминают неохотно, - указывает издание. - Годы после распада Советского Союза были полны тревоги и хаоса. В то время как некоторые использовали приход капитализма в коммунистический бастион для бесстыдного обогащения, для большинства оставались лишь крохи”.

“Ситуация изменилась вместе с вступлением Владимира Путина в 1999 году в должность премьер-министра и в 2000 году - в должность президента России. “Путину невероятно повезло, - пишут авторы. - С 2000 года цены на нефть стали подниматься после своего 10-долларового минимума (за баррель): в следующем десятилетии они выросли до более чем 150 долларов США”, - говорится в статье.

2000 год. Первый президент РФ Борис Ельцин передает бразды правления Владимиру ПУТИНУ.

“Доходы от нефти во многом облегчили восстановление России. (...) Нужно отдать Путину должное в том, что он не растратил деньги, а использовал их для становления новой страны. При нем российская экономика заметно выросла и оставила позади себя все другие бывшие советские републики (...). 2000-е годы казались многим россиянам “золотым десятилетием”.

“2010-е годы, определенно, не являются для России “золотым десятилетием”. Слишком сильно ударили по отечественной экономике финансовый кризис и падение цен на нефть. Слишком большой ущерб нанесли и внешнеполитические решения Путина, в частности украинский конфликт вместе с западными санкциями. Расплата пришла незамедлительно. В 2009 году, по данным Всемирного банка, российский ВВП упал на 8%, в 2015 году - на 2%. Высоких показателей роста, как в начале 2000-х годов, Россия больше никогда не добивалась. Также и в этом году, по прогнозу МВФ, рост российской экономики составит только 1,2% “, - подчеркивает Баумер.

inopressa.ru

Поделиться
Класснуть

Свежее