1777

Форс-мажорная лазейка

     В Министерстве юстиции России предложили прощать чиновников за коррупцию при “обстоятельствах непреодолимой силы”

     Российский Минюст прорабатывает поправки в законодательство о противодействии коррупции, чтобы декриминализи-
ровать случаи, когда правонарушение происходит из-за “обстоятельств непреодолимой силы”. Уведомление об этом в минувший понедельник опубликовано на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В уведомлении говорится, что действующее законодательство не предусматривает освобождения от ответственности, если соблюсти запрет или избежать конфликта интересов невозможно в силу “объективных причин”.
Как пишет газета “Ведомости”, примеры “обстоятельств непреодолимой силы” Минюст пообещал привести после общественного обсуждения опубликованного уведомления. В разработке поправок принимают участие МВД, Следственный комитет, Генеральная прокуратура и Министерство труда и социальной защиты.
Согласно разъяснению Минэко­номразвития от 2016 года по поводу закона о госзакупках обстоятельствами непреодолимой силы являются стихийные бедствия (наводнения, пожары, землетрясения), диверсии, военные действия, изменения законодательства и другие непредвиденные чрезвычайные ситуации, возникшие после заключения контракта и повлиявшие на его исполнение. Гражданский кодекс относит к таким обстоятельствам землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуху, ураган, цунами, сель, военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки.
По мнению замгендиректора “Трансперенси интернешнл - Россия” Ильи ШУМАНОВА, документ выглядит как лазейка, позволяющая чиновникам еще успешнее избегать наказания за коррупцию. Шуманов отметил, что смягчение антикоррупционного законодательства наблюдается уже несколько лет. Так, в прошлом году были инициированы поправки, позволяющие не увольнять чиновника за коррупционное правонарушение, а лишь выносить ему выговор.
Федеральная служба охраны (ФСО) в начале этого года подготовила поправку к закону о госзакупках, позволяющую проводить торги на закрытых электронных площадках. По мнению экспертов, таким образом в ФСО намерены сделать процедуру закупок еще менее прозрачной, хотя это несет в себе немалые коррупционные риски.
В декабре прошлого года Следственный комитет (СК) РФ сообщил, что с 2011 года ущерб от коррупционных преступлений составил 123 млрд. руб. ($1,87 млрд.). Как рассказал председатель Следственного комитета РФ Александр БАСТРЫКИН, коррупционная тенденция энергично развивается, и в этой сфере появляются преступные организации и сообщества.
В качестве примера Бастрыкин привел уголовное дело в отношении экс-главы Республики Коми Вячеслава ГАЙЗЕРА, который был признан участником группировки, стремившейся к захвату “высокорентабельных предприятий региона или к установлению контроля над ними с целью незаконного обогащения”.
В частности, в 2010 году преступным сообществом была организована незаконная приватизация ГУП “Птицефабрика “Зеленецкая”, акции которой стали якобы принадлежать подконтрольному злоумышленникам юрлицу. Кроме того, членам ОПС инкриминируется хищение денежных средств республиканского ОАО “Фонд поддержки инвестиционных проектов”, а также получение взяток за назначение на руководящие должности и общее покровительство предпринимателям. В итоге причиненный ОПС ущерб в СК РФ оценили в 3,5 млрд. руб. ($1,1 млрд., по курсу 2010 года - 30,3 руб. за 1 доллар).
Бастрыкин также назвал сферы, где чаще всего встречаются коррупционные преступления: правоприменительная деятельность - более 55 тыс. преступлений, наука и образование - 27 тыс., социальное обеспечение и здравоохранение - 19 тыс., финансовая деятельность - около 11 тыс.
NEWSru.com

КСТАТИ

В рейтинге коррупции - всё ниже и ниже...

     Россия заняла 138-е место из 180 по индексу восприятия коррупции Transparency International, поделив эту строчку с Ираном, Ливией и Мексикой. В 2017 году Россия была на 135-й позиции вместе с Парагваем и Киргизией.

Россия в 2018 году набрала 28 баллов из 100 возможных в индексе восприятия коррупции, ежегодно составляемом международной антикоррупционной организацией Transparency International. Такое же количество баллов набрали Гвинея, Иран, Ливия, Мексика и Папуа - Новая Гвинея.
Все эти страны делят с Россией 138-е место из 180 в рейтинге коррумпированных стран, составленных Transparency. В 2015 году Россия занимала 119-е место в рейтинге организации, в 2016 году - 131-е, в 2017-м - 135-е.
Первое место по итогам 2018 года занимает Дания (88 баллов), второе - Новая Зеландия (87), третье место делят Финляндия, Сингапур, Швеция и Швейцария (по 85), седьмое у Норвегии (84), далее следуют Нидерланды (82), Канада и Люксембург (по 81 баллу). В тройке аутсайдеров - Южный Судан и Сирия (по 13 баллов), а также Сомали (10 баллов).
По итогам 2018 года свои позиции в рейтинге укрепили Эстония, Кот-д’Ивуар, Сенегал и Гайана, при этом показатели Австралии, Чили, Мальты, Турции и Мексики ухудшились.
Напомним, в сентябре 2018 года Transparency включила Россию в список стран, которые принимают недостаточно мер для борьбы с коррупцией. Об этом говорилось в докладе “Экспорт коррупции”, посвященном борьбе с коррупцией при проведении международных коммерческих сделок.
Помимо России эксперты внесли Японию, Южную Корею, Испанию, Мексику, Бельгию, Ирландию, Польшу, Турцию, Данию, Чехию, Люксембург, Словакию, Финляндию, Колумбию, Словению, Болгарию, Эстонию, Индию, Китай и Сингапур в список стран, которые не принимают необходимых мер для предотвращения “экс­порта коррупции”.
Отметим, в августе Trans­parency назвала каждого пятого депутата российской Госдумы лоббистом интересов российских силовых структур. Согласно анализу организации из 86 депутатов, продвигающих интересы силовиков, 24 избирались в ниж­нюю палату парламента более двух раз, еще 29 - дважды (в 2011 и 2016 годах), остальные заняли депутатские кресла впервые. 26 депутатов продвигают интересы Минобороны, еще 20 - ФСБ, восемь депутатов - прокуратуры и Следственного комитета, семь - МВД России.
РБК

Поделиться
Класснуть