1921

Шатдаун ещё аукнется!

     США уже целый месяц живут без правительства, но последствия такой ситуации могут быть крайне неприятными для всей мировой экономики

Вчера исполнился месяц самому долгому в истории США шатдауну - приостановке работы федерального правительства. Децентрализация государственного устройства и мощный частный сектор позволяют Штатам жить и без правительства. Но последствия шатдауна для Америки и для мировой экономики могут быть крайне неприятными. При этом Дональд ТРАМП (на снимке) как раз прошел половину своего первого президентского срока и твердо намерен баллотироваться на второй. 

Формально приостановлены работа и финансирование не всего федерального правительства США. Речь идет примерно о четверти операций, которые финансируются централизованно. Тем не менее почти 800 тысяч федеральных госслужащих с 22 декабря не получают зарплату. 420 тысяч из них продолжают работать, а 380 тысяч были отправлены в принудительный неоплачиваемый отпуск. И конца этому пока не видно.
В России трудно представить себе ситуацию, при которой рядовые граждане по доброй воле пытаются помочь деньгами чиновникам. Тем не менее в США это сейчас именно так. В Интернете создано более 1500 краудфандинговых сайтов, где американцы собирают деньги для помощи оставшимся без зарплаты госслужащим. Министерство сельского хозяйства, налоговая служба и управление гражданской авиации при этом потребовали от 50 тысяч своих сотрудников выйти на работу, хотя они не будут получать зарплату, пока шатдаун не прекратится.
Причина приостановки работы правительства главной мировой державы и крупнейшей экономики мира кажется для нас не менее фантасмагорической, чем сбор денег обычными гражданами на зарплаты чиновникам. Напомним, президент США Дональд Трамп настаивает, чтобы конгресс США выделил $5,7 млрд. из федерального бюджета в 2019 году на строительство стены с Мексикой, чтобы таким образом остановить поток нелегальных мигрантов из соседней страны. Демократическое большинство в конгрессе отказывается выделять эти деньги, напоминая Трампу о его предвыборном обе­щании. Тогда будущий президент США обещал, что за строительство стены с Мексикой заплатит... сама Мексика.
Как можно заставить Мексику платить за строительство стены, которая ей категорически невыгодна, Трамп не объяснял ни в ходе предвыборной кампании, ни сейчас.
В итоге финансирование на 2019 год федеральных программ и ведомств заблокировано - президент и конгресс не могут договориться. С момента шатдауна Трамп дважды выступал с обращениями к нации. В ходе последнего (пока) такого обращения президент предложил конгрессу компромисс. Во-первых, по поводу почти 700 тысяч человек, которые нелегально приехали в Америку в детском возрасте со своими семьями. Пока по американским законам, согласно специальной миграционной программе, их нельзя депортировать и у них есть разрешение на работу. Но Трамп с момента прихода в Белый дом упорно пытается отменить эту программу. Теперь же он заявил, что не против продлить ее действие еще на три года - к тому времени выросшие дети нелегальных мигрантов смогут получить рабочие визы.
Второй компромисс - продлить на три года статус лиц, находящихся в США в рамках программы временной защиты от депортации. От этой программы зависит судьба более 300 тысяч беженцев из государств, где идут военные действия, или пострадавших от стихийных бедствий. До сих пор Трамп хотел депортировать всех этих людей.
Демократы отвергли любые предложения Трампа еще до его выступления, а после стали говорить о бесчувственности американского президента, даже не упомянувшего о страдающих без зарплаты федеральных чиновниках. Понятно, что все это исключительно политическая риторика.
Трамп и конгресс просто пытаются максимально “прогнуть” друг друга, прежде чем договорятся.
Проблема в том, что пока оценить масштаб последствий шатдауна для американской экономики толком невозможно. Во-первых, потому, что такой долгой приостановки работы федерального правительства США не было еще никогда. До этого рекордный шатдаун - на рубеже 1995-1996 годов - длился три недели. Во-вторых, одним из последствий шатдауна стало как раз временное отсутствие доступа к достоверной экономической статистике.
Сама американская экономика в 2018 году росла на уровне мировой и даже выше. По итогам года ее рост может составить около 4%. Но теперь ей прогнозируют существенное замедление. Если учесть, что рост китайской экономики в 2018 году оказался самым скромным за последние 28 лет, две крупнейшие экономические державы планеты могут существенно повлиять на весь мир. Как-никак, США и Китай - это почти 40% всей мировой экономики.
Еще одной угрозой для американской экономики от шатдауна может стать серьезный спад потребления - 70% американского ВВП формируется именно потребительским спросом. А чиновники (тут как раз все похоже на Россию) являются одним из самых “потребляющих” сословий.
Для России шатдаун вроде бы даже выгоден: пока президент и конгресс спорят, как разблокировать работу правительства, им явно не до обсуждения новых антироссийских санкций.
Но при этом понятно, что ни американская экономика, ни американская военно-политическая машина от шатдауна не останавливаются.
И к тому же шатдаун рано или поздно закончится, а попытки ввести новые санкции против России с большой долей вероятности возоб­новятся.
Нельзя сказать, делает ли самый долгий шатдаун Америку существенно слабее. Американская экономика в общем и целом может обходиться без правительства. Но вот то, что это еще один штрих в картине масштабной непредсказуемости американской политики при Трампе, можно говорить совершенно точно. Когда ведущая военная и экономическая держава находится в условиях перманентных внутриполитических потрясений и разборок на пустом месте (стена на границе с Мексикой - точно не главная проблема ни для самих США, ни тем более для судеб мира), это не добавляет стабильности всей мировой экономике и политике.
Газета.Ru

КСТАТИ

Как китайскому правительству сохранить лицо...

Команда США, ведущая переговоры с КНР о прекращении длящейся с прошлого года торговой войны, в качестве одного из условий поставила создание специального механизма, который позволит Вашингтону оценивать и контролировать, проводит ли Пекин те реформы торговой политики, которые обещал. Если же США обнаружат нарушение Пекином его обещаний, тарифы на китайские товары будут возобновлены. По сути, это равносильно требованию дать Вашингтону постоянный и действенный рычаг влияния на торговую политику Китая.

Старший вице-президент Американо-Китайского совета по бизнесу Эрин ЭННИС сообщил Reuters, что система оценки должна быть построена на “четких проверяемых критериях”. “Уменьшение или упразднение тарифов должно быть привязано к выполнению Пекином условий, - сообщил он. - Если Китай продемонстрирует выполнение условий соглашения при помощи такого процесса, это укрепит доверие между сторонами”.
Вашингтон, напомним, требует от Пекина сделать рынок более открытым для импортных товаров, отменить требования по локализации иностранных предприятий, прекратить воровство интеллектуальной собственности, отменить субсидии своим компаниям и многое другое. С середины прошлого года стороны ввели друг против друга торговые тарифы на десятки миллиардов долларов, что негативно повлияло на экономику обеих стран. 1 декабря 2018 года США и КНР договорились на 90 дней приостановить торговую войну и попытаться за это время найти компромисс.
Источники Reuters утверждают, что за требованием о создании механизма верификации стоит один из ближайших сподвижников президента США Дональда ТРАМПА и многолетний критик китайской торговой политики, торговый представитель США Роберт ЛАЙТХАЙЗЕР. Его предложения были ожидаемо негативно восприняты Пекином, “но не привели к разрыву переговоров”.
“Это выглядит как унижение, - добавил источник. - Но, возможно, стороны найдут способ, как позволить китайскому правительству сохранить лицо”.
С характеристикой предложения согласен и профессор Восточно-Китайского педагогического университета Чжан СИНЬ. “Такая регулярная оценка практически равносильна мягкой форме внешнего управления, - отметил он. - Я сомневаюсь, что Пекин на это согласится. И я не помню прецедента установления подобных отношений между крупными державами”.
Действительно, ранее подобные меры контроля за проведением разного рода внутренних изменений применялись только в отношении государств, которые, с точки зрения США, серьезно дестабилизируют международную обстановку. В частности, Ирана и КНДР, от которых требуют дать США доступ к регулярной верификации процесса их ядерного разоружения.
7-8 января прошел последний на сегодняшний день раунд торговых переговоров США и КНР, в ходе которых Пекин предложил в течение шести лет радикально нарастить закупку американских товаров на сумму $1 трлн., чтобы закрыть беспокоящий США торговый дефицит. В 2018 году он, несмотря на введенные тарифы, достиг беспрецедентных $323 млрд. ($351 млрд., по данным китайской статистики). Предложение китайской стороны, по данным Bloomberg, было Вашингтоном отклонено: американские переговорщики настаивают на выравнивании торгового баланса в течение всего двух лет.
“КоммерсантЪ”

Поделиться
Класснуть