2202

Так не договаривались

Новая власть Армении взялась за старых друзей России. В Москве недовольны...

В Армении арестовали экс-президента Роберта КОЧАРЯНА (на верхнем снимке), его обвиняют в свержении конституционного строя. Аналогичное обвинение предъявлено нынешнему генеральному секретарю Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), гражданину Армении Юрию ХАЧАТУРОВУ - он отпущен под залог. Эти обвинения - самые резонансные события в Армении после апрельской смены власти. Они вызвали бурную реакцию не только в самой республике, но и за ее пределами. Но пока происходящим очень недовольны в России. Какие претензии имеет новая власть Армении к старым друзьям России и чем это может закончиться для премьер-министра Никола ПАШИНЯНА и его команды?

Взяли за старое “свержение”

Специальная следственная служба (ССС) Армении занимается уголовными делами, по которым проходят представители власти и силовики. 26 июля сюда пришел особый гость - второй президент Армении, ныне топ-менеджер российской АФК “Система” Роберт Кочарян. Роберт Кочарян был вызван в ССС как свидетель по делу о беспорядках десятилетней давности, когда в марте 2008 года в результате столкновений полиции с демонстрантами в Ереване погибли десять человек и сотни пострадали. Тогда президентом был именно Кочарян. 9 апреля он передал власть следующему президенту Сержу САРГСЯНУ.
Однако через несколько часов пресс-служба ССС распространила пресс-релиз с сообщением, что Роберту Кочаряну предъявлены обвинения в свержении конституционного строя Армении.
Такого поворота мало кто ожидал. Впрочем, еще в июне армянские СМИ писали о том, что бывший командующий внутренними войсками Армении генерал-майор Григор ГРИГОРЯН дал против Кочаряна показания, сообщив, что десять лет назад он лично приказал открыть огонь по протестующим и что есть запись этого разговора.
Но это все же Роберт Кочарян... Такое жесткое решение было для всех неожиданностью. Еще более удивительным стало решение суда, оглашенное на следующий день: Роберт Кочарян отправляется под арест, в освобождении под залог отказано. В постсоветских странах ни разу не арестовывали президента, пусть и бывшего. Даже на Украине экс-президенту Виктору ЯНУКОВИЧУ дали время собрать вещи и отбыть в безопасное место. Тем не менее в Армении это произошло - Роберт Кочарян в СИЗО.
На следующий день, 27 июля, стало известно: генсеку ОДКБ Юрию Хачатурову предъявили аналогичные обвинения по статье “свержение конституционного строя” УК Армении. Правда, генсека ОДКБ все же выпустили под залог в $10 тыс. Вслед за этим Армения инициировала процесс прекращения полномочий Хачатурова и смещения его с должности генерального секретаря ОДКБ. Если суд признает Кочаряна и Хачатурова виновными, им грозит от 10 до 15 лет лишения свободы.
По этому делу проходит еще один бывший высокопоставленный армянский чиновник - военный Микаэл АРУТЮНЯН. В марте 2008 года при Роберте Кочаряне он был министром обороны Армении, а Юрий Хачатуров - его заместителем. Арутюнян объявлен в розыск и заочно арестован: по некоторым данным, он скрывается в России.

Пашинян и три президента

Напомним, так называемое “Дело 1 марта” - расследование убийств, произошедших десять лет назад в Ереване. После напряженной борьбы за армянский “престол” между двумя основными кандидатами - первым президентом Армении Левоном ТЕР-ПЕТРОСЯНОМ и тогда еще премьер-министром Сержем Саргсяном - верх одержал последний, и не сказать чтобы чисто. Находившийся в оппозиции Тер-Петросян не признал итоги выборов и вывел на улицы своих сторонников - сотни тысяч человек. Протест не был мирным.
Кульминация уличной активности пришлась именно на 1 марта, и ее остановили силой. Ранним утром силовики окружили площадь Свободы (центр Еревана), где ночевали протестующие, и растащили их кого куда. А днем начались столкновения оппозиции с полицией, в ход было пущено боевое оружие, внутренние войска республики были приведены в состояние повышенной готовности. В результате двое полицейских (служащие внутренних войск) и восемь гражданских лиц погибли, около двухсот человек получили различные, в том числе огнестрельные, ранения, а в Ереване был введен режим чрезвычайного положения.
С тех пор на протяжении десяти лет власти Армении во главе с Сержем Саргсяном “расследовали” “Дело 1 марта”. Периодически сообщалось об активизации расследования, о допросах 500 человек, создавались и закрывались парламентские комиссии по делу, но результатов не было. До сих пор неясно, кто вообще открыл огонь; был ли соответствующий приказ; кто убил двоих полицейских; из какого оружия стреляли. Вопросов много, ответов - ноль, но факт остается фактом: за прошедшие десять лет следствие ни на миллиметр не приблизилось к раскрытию дела и выявлению виновных.
Между тем “Дело 1 марта” - одна из наиболее чувствительных тем в армянском обществе и козырь той оппозиции, которая три месяца назад стала в Армении властью. Раскрытие этого дела было в числе ключевых обещаний премьер-министра Никола Пашиняна. Пассивность прежних властей Армении и отсутствие каких-либо результатов давало повод утверждать, что “Дело 1 марта” умышленно спускают на тормозах, чтобы уберечь реальных исполнителей и людей, отдавших расстрельный приказ. В прошлом году Пашинян, будучи депутатом парламента Армении, открытым текстом обвинил в случившемся президента Сержа Сарг­сяна и его предшественника Роберта Кочаряна.
Нынешний премьер-министр Никол Пашинян тогда был сторонником Левона Тер-Петросяна и участвовал в уличных акциях. Его объявили в розыск, но не нашли, а через год он сдался сам и получил семь лет тюрьмы по обвинению в организации массовых беспорядков. Политик вышел на свободу в 2011 году по амнистии. Многие участники протестов тогда также получили условные сроки, другие - реальные.
Юрий Хачатуров во время тех событий совмещал должности зам­главы Минобороны и командующего ереванским гарнизоном ВС Армении. Как именно он замешан в этом деле, не поясняется. В обвинении говорится, что Хачатуров в составе группы лиц участвовал в сговоре по свержению конституционного строя Армении.
Нынешний список подозреваемых и обвиняемых еще не закрыт. Недостаток информации в открытом доступе вовсе не говорит о том, что обвинения надуманные. Возможно, основной массив данных скрыт под грифом “секретно” - с учетом статуса тех, кто так или иначе фигурирует в этом деле.

Конфликт назрел

История с Робертом Кочаряном и Юрием Хачатуровым пока не получила внятной международной оценки. Единственное исключение - Россия. В Москве весьма раздражены происходящим в Армении и не скрывают этого. Впервые Николу Пашиняну придется столкнуться с реальной внешнеполитической проблемой.
Пашинян и его команда без устали твердили, что все происходящее в Армении - внутреннее дело страны. Чтобы подтвердить это, будущему премьеру даже пришлось отказаться от некоторых принципиальных пунктов, которые раньше были в его повестке: выход Армении из Евразийского экономического союза, поиск альтернатив ОДКБ и прочее.
Но после избрания премьером Пашинян старается убедить Москву, что он не прозападный активист-радикал, а конструктивный политик, способный на государственную преемственность, и ни о каких выходах из чего-либо он даже не помышляет. Он уже успел трижды побывать в России и дважды встретиться с президентом России Владимиром ПУТИНЫМ.
Отметим, Пашинян также слетал в Брюссель, где заявил, что Армения хоть и выступает за развитие отношений со всеми, но останется верна своим международным обязательствам, имея в виду тот же ЕАЭС.
Но отношения России и новой Армении далеки от идеальных. Жесткая антикоррупционная кампания, инициированная не властью, а улицей, либеральная политика открытости, “раскулачивание” олигархов, министры-атеисты и сторонники легализации марихуаны - это не совсем та власть, с которой Россия привыкла вести равный или близкий к равному диалог.
При этом Никол Пашинян неоднократно поднимал вопрос о том, что в рамках ОДКБ нужно “уточнить взаимные обязательства” входящих туда стран, имея в виду поставки российского и белорусского оружия Азербайджану. Парт­неры по организации оставили это без внимания, терпеливо молчала и Россия, хотя назойливость самого маленького члена ОДКБ в этом вопросе не могла не раздражать.
Но в Москве молчали. До тех пор, пока не арестовали Хачатурова с Кочаряном. Глава МИД РФ Сергей ЛАВРОВ крайне жестко - насколько позволяют дипломатические рамки - высказался в адрес властей Армении, обвинив их в преследовании политических оппонентов.
“Происходящее в Армении не может нас не беспокоить, в том числе и с точки зрения задач нормальной работы тех организаций на пространстве СНГ, в которых участвует Армения, - заявил Лавров журналистам 31 июля. - Москва всегда была заинтересована в стабильности Еревана”.
Российский министр фактически объявил Кочаряна, а вместе с ним и Хачатурова политзаключенными. Кроме того, он упрекнул Ереван в подрыве авторитета международных организаций, в которые допущена Армения, намекнул на возможную нестабильность в республике и заявил, что еще не поздно одуматься. Такой риторики в двусторонних отношениях Армении и России еще не было.
Конфликт назрел, и усугубляет ситуацию то обстоятельство, что путей его разрешения пока не видно.
Юрий Хачатуров - генеральный секретарь ведомого Россией военно-политического блока. Заявлять, что он уголовник (в сообщении ССС говорится о том, что следствие располагает доказательствами в необходимом объеме) - значит бросать тень на всю ОДКБ. Правда все это или нет - вопрос второй, на него ответит следствие. А первый и более актуальный - будет ли на все это (и главное - как?) реагировать Россия. Но безусловно: ответ - будет. То же касается Роберта Кочаряна, который давно стал частью финансовой элиты России и считается здесь “своим”.
Как новые власти Армении поступят в этой ситуации, совершенно непонятно. В нынешней региональной конфигурации Россия для Армении - аппарат искусственного дыхания. Газ по 155 долларов, ежегодные трансферты на миллиард долларов, сотни тысяч граждан Армении, работающих в РФ, многомиллионные кредиты, не говоря уже о поддержке в вопросах безопасности. Россия - практически единственный поставщик вооружений для Армении. Но, по данным источников газеты “КоммерсантЪ”, из-за истории с Кочаряном и Хачатуровым оказалась под угрозой сделка о поставках рес­публике эскадрильи истребителей Су-30СМ и второго дивизиона “Искандеров”. Сумма сделки, по предварительным оценкам, около 100 миллионов долларов.
Иными словами, России есть чем “задавить” Армению. Вопрос в том, стоят ли того Роберт Кочарян и Юрий Хачатуров.
Lenta.ru

Поделиться
Класснуть

Свежее