Москва нашла “людоедов”

В российской столице впервые после ЧМ-2018 по футболу прошли массовые митинги протеста против пенсионной реформы
В минувшие выходные в Москве прошли первые акции против повышения пенсионного возраста - раньше их нельзя было провести из-за особого режима, введенного на период чемпионата мира по футболу. В субботу на проспекте Сахарова митинговали коммунисты, в воскресенье их сменили либертарианцы и сторонники политика-оппозиционера, получившего известность своими расследованиями о коррупции в России, Алексея НАВАЛЬНОГО. На первом митинге требовали отставки правительства, на втором вину за “людоедскую реформу” возлагали на президента.
Компартия РФ подала заявку на митинг сразу после окончания чемпионата мира по футболу, к этому времени Госдума успела принять законопроект о пенсионной реформе в первом чтении, обеспечив его прохождение голосами “Единой России”. Вот почему в субботу над проспектом Сахарова громче всего разносилось “Партию “Едро” - в помойное ведро”. В очереди к металлодетекторам лидер “Левого фронта” Сергей УДАЛЬЦОВ методично сжигал портреты “единороссов и инициаторов людоедского закона”. Пламя успело уничтожить фотографии главы Сбербанка РФ Германа ГРЕФА, председателя Счетной палаты Алексея КУДРИНА, председателя Совета Федерации РФ Валентины МАТВИЕНКО, первого заместителя руководителя фракции “Единая Россия” в Госдуме Андрея ИСАЕВА, премьер-министра РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА и президента России Владимира ПУТИНА. “Им нужно дать Нобелевскую премию за открытие способа омоложения граждан”, - предложил господин Удальцов, проходя через рамки. На асфальте среди пепла одиноко белела несгоревшая улыбка Дмитрия Медведева.
Из всей фракции “Единой России” лишь Наталья ПОКЛОНСКАЯ проголосовала против и этим завоевала неожиданную любовь коммунистов. В толпе встречались плакаты “Поклонская, респект” и “Поклонская, переходи в КПРФ”. Один мужчина размахивал одновременно красным флагом и белым листком с надписью “Спасибо, Поклонская!”. “Наташка хоть и монархистка, а погляди ж, оказалась единственным честным человеком во всей этой партии власти”, - объяснил он.
Лидер КПРФ Геннадий ЗЮГАНОВ заявил, что “в России три великих беды, которые коснулись всех семей: Великая Отечественная война, приватизация и теперь это повышение пенсионного возраста”. Беспартийный кандидат в мэры Москвы от Компартии Вадим КУМИН попросил проспект проголосовать за него: “И тогда я не допущу в Москве такой реформы”. Организаторы объявили, что на акцию пришло более 100 тыс. участников, МВД заявило о 6,5 тыс. человек. По оценке корреспондентов газеты “КоммерсантЪ”, митинг посетило 12,5 тыс. протестующих. Многие из них признавались, что не являются сторонниками КПРФ, но не видят другой политической силы, способной повлиять на власть. “Это все неожиданно. Я-то думала, потерплю немного и отдохну наконец. А самое обидное, что перед президентскими выборами ничего такого не обещали”, - говорила пожилая женщина, устало обмахиваясь пластмассовым веером. Мимо как раз прошла женщина с плакатом “Простите, что голосовала за эту власть”.
В воскресенье коммунистов на проспекте сменили их противники из Либертарианской партии. В апреле им удалось вывести сюда около 12 тыс. человек на митинг в поддержку мессенджера Telegram - правда, за ту акцию агитировали и бизнесмен Павел ДУРОВ, и многие популярные блогеры. В этот раз проспект откровенно пустовал. По оценке “Белого счетчика”, на митинг пришло около 6 тыс. человек, по данным МВД - 2,5 тыс.
Отметим, многие люди пришли на оба митинга, как они объясняли, “не за партии, а за себя лично”.
Многие из нынешних участников были и на субботней акции. Недалеко от сцены стояли с красными флагами активисты Российского социалистического движения - они как будто и не уходили с субботы. Лидер социалистов поэт Кирилл МЕДВЕДЕВ заявил, что не видит ничего необычного в совместном мероприятии с правыми либертарианцами: “Всем политическим силам необходимо объединиться на время, чтобы остановить этот людоедский законопроект”. На митинг пришел и Алексей Навальный, но на сцену вышел не он, а координатор его московского штаба Олег СТЕПАНОВ.
Неформальный лидер либертарианцев видеоблогер Михаил СВЕТОВ жестко отклонил предложения о совместных протестах. Значительную часть выступления он посвятил критике левых. Социалисты у сцены натянуто улыбались, а организатор митинга просил толпу скандировать вместе с ним “Серп и молот - смерть и голод”. “У меня есть мечта, - процитировал господин Светов знаменитую речь Мартина Лютера КИНГА (1929-1968 гг., лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. - Ред.), но продолжил не так мирно: - Я мечтаю, чтобы великодушный русский народ научился ненавидеть. Потому что ненависть - это единственная надежда, которая осталась у России”.
Сравнивая митинги, сложно решить, кто в эти выходные “победил”. Простое сравнение по численности вроде бы отдает первенство коммунистам. Но в КПРФ признавались, что “мобилизовали актив”, отправив на митинг “делегации из 12 регионов”. С другой стороны, Либертарианская партия тоже задействовала агитационный ресурс в виде Алексея Навального, который позвал сторонников на воскресный митинг. Поэтому на воскресном митинге было в разы больше молодежи, чем на мероприятии КПРФ, а вот личностей с портретами СТАЛИНА или антисемитскими плакатами не наблюдалось.
На митинге КПРФ тон выступлений задавали бессменные Геннадий Зюганов и Валерий РАШКИН (член ЦК КПРФ. - Ред.), и в целом содержание их речей не сильно отличалось от любого другого митинга: критика либерального правительства и осторожный призыв к президенту не допустить принятия закона.
Выступления на митинге внесистемной оппозиции были разнообразнее. Конечно, и там были политики со звонкими лозунгами, но кроме них с толпой беседовали предприниматель, учитель, профсоюзный деятель, аргументированно перечисляя свои претензии к реформе. Тем не менее выступавшие на воскресном митинге не пытались сделать правительство ответственным за реформу - и высказывали свои претензии напрямую в адрес президента.
“КоммерсантЪ”
А тем временем
Всё пойдет двусмысленным путём...
Вмешательство президента РФ Владимира ПУТИНА считалось шансом на урегулирование пенсионного кризиса. Напомним, 20 июля Путин нарушил свое затянувшееся молчание по поводу повышения пенсионного возраста. Вопрос “чувствительный”, сказал он, и ни один из предложенных вариантов ему не нравится, но нужно думать “о перспективе”. Окончательные параметры реформы, по его словам, станут понятны после дискуссии: надо опираться на экономические оценки.
По мнению некоторых российских чиновников и экспертов, трактовать заявление Путина как сигнал к смягчению реформы не стоит. Из слов президента следует, что он поддержал правительство, считает сотрудник аппарата Белого дома, да и принятие законопроекта в первом чтении говорит о том, что реформа пока будет идти по правительственному варианту.
Один из экспертов, знакомый с ходом обсуждения в правительстве, считает, что реформу смягчат - так положено по жанру, но сейчас обсуждаются только незначительные послабления: сохранение пенсионного возраста матерям с 3-4 детьми, снижение на пару лет стажа, дающего право выйти на пенсию на два года раньше (предлагается 45 и 40 лет для мужчин и женщин соответственно). Судя по всему, закон примут с небольшими смягчениями, о которых пойдет торг с Минфином, считает еще один чиновник. Более серьезных послаблений Минфин не захочет.
Агрессивно повышать пенсии сегодняшним пенсионерам за счет повышения возраста не самое рациональное решение, хотя, возможно, это и единственный понятный населению аргумент в пользу реформы, полагает замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий ГОРЛИН. Все-таки основные пострадавшие от повышения - те, кого оно непосредственно затронет, их и нужно в первую очередь поощрять, продолжает он.
Ситуация после заявления Путина сложилась двусмысленная, говорит политолог Михаил Виноградов: накал страстей не снят, элиты дезориентированы, ни сторонники, ни противники пенсионной реформы не усилили свои позиции. В любом случае заявление Путина подстегнуло рост протестных настроений, считает политолог Аббас ГАЛЛЯМОВ: люди почувствовали, что судьба реформы еще не решена, борьба имеет смысл. Властям будет сложнее мобилизовать лидеров общественного мнения в поддержку реформы, продолжает он, те смогут отказываться со словами: “Я согласен с президентом, и реформа мне тоже не нравится”.
“Ведомости”

