1248

Никто не хотел рассказать

Объявление о проведении в России пенсионной реформы снизило рейтинги президента и премьера. Требуется разъяснительная работа, считают эксперты

Популярность российского президента и премьера резко снизилась после объявления о грядущем повышении пенсионного возраста, следует из опубликованных на днях опросов. Так, по данным ФОМа, электоральный рейтинг президента Владимира ПУТИНА за неделю упал с 62 до 54%, число доверяющих ему - с 75 до 67%, а одобряющих его деятельность - с 75 до 69%.

Работой премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА доволен 31% опрошенных против 34% неделей ранее, доверяют ему 29% респондентов (33%), не доверяют - 60% (55%). По версии ВЦИОМа, доверие к Путину снизилось с 45,4 до 42% (худший результат с декабря 2013 года), одобрение деятельности - с 77,1 до 72,1% (уровень начала марта 2014 года, до присоединения Крыма). Деятельность Медведева одобряют 38,5% против 41,7% неделю назад, не одобряют - 44,7% (39,8%): число недовольных работой премьера превысило число довольных впервые с мая 2006 года. 25% россиян назвали главным событием недели решение о пенсионной реформе, а 26% - чемпионат мира по футболу.
По словам двух человек, близких к администрации президента, тема рейтингов уже обсуждается на совещаниях в администрации. Собеседник в администрации уверяет, что таких совещаний не было.
Власть воспринимается сильно персонифицированно, и ответственность за решения возлагается на президента, говорит руководитель аналитического отдела ФОМа Григорий КЕРТМАН: “Слова пресс-секретаря Путина (о том, что он не участвует в обсуждении решения о пенсионном возрасте. - Ред.) не услышаны в массовом сознании. Правительство назначено президентом, и не все понимают, что оно самостоятельный институт власти. Хотя пенсионная реформа не единственный фактор, движение рейтинга началось с ростом цен на бензин”. Гендиректор ВЦИОМа Валерий ФЕДОРОВ видит причины в ценах на бензин и пенсионной реформе. Но главный удар, по его мнению, пришелся по правительству, а президента задело по касательной: “Тема повышения пенсионного возраста болезненна и воспринимается большинством как несправедливая мера. Пока не удалось доказать, что это рациональный справедливый обмен. Трагедии нет, рейтинг президента остается высоким, к тому же он еще не высказал свою позицию”.
Снижение рейтинга после выборов традиционно, отмечает руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб КУЗНЕЦОВ, сейчас на это наложились рост цен на бензин и непонимание параметров пенсионной реформы. Но к осени рейтинги выправятся, считает он: “Появится больше информации, люди привыкнут, и реформа станет частью общественно-политического пейзажа”. Политолог Михаил ВИНОГРАДОВ напоминает, что периоды негативной динамики электоральных рейтингов Путина уже были: “Провалы периодически случались, но их особо не запоминали. Хотя раньше не было такого серьезного падения за неделю”. Тема цен на бензин мало чувствительна для граждан, и не она стала причиной снижения, добавляет эксперт.
Пенсионная реформа затрагивает всех, и снижение рейтингов можно было предполагать, считает руководитель ИСЭПИ Дмитрий БАДОВСКИЙ: “Оппозиция начинает накачивать тему, в том числе перед (региональными. - Ред.) выборами, так как для них это единственная возможность попытаться как-то остановить их электоральное ослабление, которое идет с 2014 года”. Но оценка реформы в обществе будет меняться, полагает он: “Сейчас против нее выступает более 80% граждан. Если через несколько недель эта доля начнет снижаться до 60-70%, то рейтинги стабилизируются”.
Пока трудно сказать, насколько это долгосрочный тренд, признается Кертман: “Все зависит от того, сможет ли правительство объяснить, что будет рост пенсий, длительный переходный период, меры против дискриминации пожилых людей на рынке труда. Это все заложено, но не услышано”.
Развитие событий зависит от того, насколько властям удастся объяснить суть и параметры реформы, ее долгосрочные последствия, согласен Бадовский: “Это задача долгосрочная, а с момента объявления реформы прошло всего 10 дней”. Будут иметь значение обсуждение в Думе, диалог с бизнесом, профсоюзами и обществом, добавляет эксперт: “Например, заявление председателя Госдумы, что целевой ориентир реформы - пенсия от 20 тыс. руб. ($317,5) - это важный акцент. По недавнему опросу “Ромира”, такую пенсию почти половина россиян считает приемлемой. Кроме того, важно обсуждать вопросы сохранения для пожилых социальных льгот, привязанных к пенсионному возрасту, например по налогу на имущество физических лиц”.
Ситуация вполне исправима - нужно просто эффективнее выстроить информационную кампанию, считает политолог Алексей ЧЕСНАКОВ: “Перенести эту работу на конкретного ответственного в правительстве. Сформировать понятный смысловой ряд и сделать разъяснительную кампанию более энергичной, не оборонительной”. Чтобы говорить о тенденции, нужно подождать несколько месяцев, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин КОСТИН: “Негативная повестка может оказывать ситуативное понижающее влияние на рейтинги. Но пока в головах много неразберихи, а первая реакция на любую подобную реформу всегда негативная”. В итоге может получиться как с реновацией в Москве, полагает эксперт: “Тот законопроект тоже изначально вызвал негативную эмоциональную реакцию, но после доработки и необходимых разъяснений через 3-4 месяца ситуация изменилась”.
Потребуется недвусмысленный шаг, который показал бы, что власть находится по одну сторону с гражданами, отмечает Виноградов: “Возможность маневра остается, в том числе и подключение к теме президента. Но здесь трудно предъявлять размытый результат, потому что считать, сколько осталось до пенсии, все умеют. Пока никакого ответа, ради чего все должны затянуть пояса, не прозвучало: в тех условиях, когда общество отвыкло от реформ, это воспринимается с обидой”.
newspaperdirect.com

А тем временем

Что делать низам, когда верхи молчат

Невнятная позиция президента России Владимира ПУТИНА по пенсионной реформе дезориентирует власти в регионах. Как повторяет его пресс-секретарь Дмитрий ПЕСКОВ, Путин не занимается темой повышения пенсионного возраста, зато тема, кажется, занялась президентом России.

На этом фоне в России стартует масштабная кампания митингов против повышения пенсионного возраста. По всей стране подано уже не меньше 100 уведомлений в 70 городах о митингах против повышения пенсионного возраста, подсчитали в Конфедерации труда России (КТР) - именно КТР инициировала интернет-петицию против реформы, которая уже собрала почти 2,5 млн. подписей.
Но, похоже, местные власти пребывают в растерянности: 20 акций они согласовали (семь прошло), в проведении 20 отказали (остальные пока на стадии согласования). Отказы притянуты за уши, считает член совета КТР Павел КУДЮКИН: в Новосибирске, например, сослались на террористическую угрозу. Отказывают и лояльной Кремлю Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР): например, в Псковской области отказали по трем заявкам из четырех, рассказала председатель Псковского областного совета профсоюзов (ПОСП, входит в ФНПР) Ульяна МИХАЙЛОВА. По ее мнению, это “пощечина гражданам”. В ответ ПОСП планирует открыть трибуну для записи видеообращений правительству, президенту и депутатам Думы.
Региональные власти можно понять: дистанцирование президента от темы и перевод стрелок на премьера запутают любого логически рассуждающего человека. Премьер сказал реформе “да”, а президент не сказал “нет”. Но ведь президент сам рекомендовал стране такого премьера? И как отделить одного от другого, особенно если один молчит?
Противоречивая реакция регионов показывает, что на местах царит ощущение некоторой растерянности, говорит политолог Александр КЫНЕВ. На четвертый президентский срок Путин был избран рекордными для себя 76,7% голосов - после выборов власти поверили, что речь идет о реально качественной поддержке граждан, считает Кынев. Теперь эта реальная поддержка входит в явное противоречие с реальными общественными настроениями. “Единая Россия”, конечно, послала сигнал: секретарь генсовета партии Андрей ТУРЧАК, как пишет РБК, по сути, запретил однопартийцам критиковать пенсионную “реформу”, поставив партии “электоральную задачу нивелировать остроту этого вопроса”. Но партийная система впала в анабиоз, перестав кого бы то ни было выражать, говорит Кынев, а системная оппозиция даже пар не может спустить. Пока пар копится и давление растет, местные власти пытаются вести себя как всегда: запрет - это норма, а разрешение требует специальной санкции сверху. А наверху молчат.
“Ведомости”

Поделиться
Класснуть